Проповедь на Евангельское чтение

Господь предсказывает будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников (Лк. 21:8-19)

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства.

Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши.

В сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь, наша Русская Церковь прославляет святых новомучеников и исповедников своих, которые просияли во множестве в двадцатом столетии именно на нашей с вами земле. На той земле, по которой мы ходим, на которой живем, трудимся, веруем. И очень часто многие из наших соотечественников, к великому сожалению, совсем забывают о том, кто совсем недавно также жил на этой земле.

Мы совершенно незнакомы ни с их подвигом, ни с их житиями, ни с их верой, ни с их страданиями. А ведь они – залог возрождения нашего Отечества. Они положили душу свою за Христа, чтобы мы могли ныне веровать, потому что их мужеством Господь сохранил Церковь Русскую, конечно же, своей непоколебимостью и всемогуществом Божества. Потому что они сопротивлялись безбожию, не шли на лукавые соглашательства, на компромиссы, не выдавая своих собратьев во Христе.

Для нас существует соблазн – забыть свою историю. Но ее нельзя забывать, потому что, не зная истории прошлого, мы неизбежно будем повторять ошибки, которые совершали наши предшественники. И предавая забвению или просто пребывая в неведении о жизни наших новомучеников, мы обрекаем себя в этом беспамятстве на очень скорбную жизнь. И мы должны признать ошибки прошлого, если мы хотим иметь настоящее, а тем более будущее.

Но мы должны понимать, что именно потому, что наши новомученики жили свято, их жизнь была несносна. Тем, кто пытался бороться со Христом через них, тем, кто свою жизнь посвятил тьме, а не свету, пытаясь ввергнуть наше Отечество во мрак безбожия, жизнь этих людей, сиявших, как светило, мешала творить зло, уродовать души человеческие, извращать умы и сердца людей.

Но мы живем так, будто с нами зла этого не было. И как будто бы стыдливо боимся, словно кого-то можем обидеть. Но представим себе, если бы в прошлом народа был ужас каннибализма и кто-то из каннибалов или их последователей оставался по сию пору жив, а мы, боясь их оскорбить, потревожить, говорили бы, что каннибализм – это нормально и естественно. То же самое происходит с нами, когда эти каннибалы (иначе их нельзя назвать), пожирали свое государство, свой народ, пока он был им не своим. Именно поэтому они уничтожали так безжалостно, бесчеловечно русских людей. И не только русских, а всех, кто населял Российскую Империю. Миллионы и миллионы людей приносились в жертву, в угоду собственного честолюбия, злобы и желания власти.

Будем вчитываться в страницы житий новомучеников. В них сияет непостижимая слава Христа, Его любовь, Его всемогущество и Его радость. И к этой радости они призывают нас с вами, чтобы и мы вошли в это радование во Христе Иисусе, что радость, которую они проносили через лагеря и ссылки, этапы и гонения, притеснения. Очень многие из них говорили, что годы, проведенные в лагерях, были годы, словно проведенные в раю, несмотря на то, что каждый миг они могли отдать свою душу, могли лишиться жизни. Но, тем не менее, это предстояние каждодневное перед Христом на волоске от смерти приближало небо так, как никто не может ощутить его в простой повседневной жизни.

Не будем бояться страданий, не будем бояться скорбей, потому что в скорбях обретается Бог. Сам Господь, прошедший через скорби, поношения, клевету, гонения и крест, принимает всякого, кто идет Его путем. И путь новомучеников, их вера, их любовь, их страдание являются и для нас залогом возрождения и нашей Церкви, нас с вами, и нашего Отечества, только если мы будем помнить о них, молиться и обращаться к ним, знать и любить их, потому что их невозможно не любить. Они – наши старшие братья во Христе, которые взирают на своих соотечественников и ожидают от нас нашего подвига, к которому мы призываем всех, если Господь увидит в нас искренность, последовательность и мужество, и силу в нашем следовании за Ним, чтобы и с ними прославиться в Его Царствии во веки. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

 

Сретение Господне

15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

***

Праздник Сретения Господня – это праздник встречи, встречи Ветхого Завета с начинающимся Новым Заветом, встречи прошлого с уже пришедшим будущим, встречи времени с Богом вневременным, вошедшим в историю мира. И вот в это мгновение два человека, стоящие на грани Ветхого Завета, встречают Спасителя Христа: пророчица Анна и Симеон Богоприимец, которому было обещано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Божия, помазанника Божия, Спасителя мира. И встреча эта столь велика! Симеон Духом Святым свидетельствует, что Спаситель мира пришел, и что теперь он может отойти на покой, он, как бы образ Ветхого Завета, может потухнуть, как свеча, горевшая перед лицом Божиим верой и ожиданием, потому что время ожидания прошло, потому что настало время свершений.

Но на грани этого времени свершения стоит двоякая жертва: Христос-младенец приносится в храм в дар Богу. И приносит Его Матерь, Пречистая Дева Богородица. Он приносится в жертву, чтобы принадлежать Богу безгранично, на жизнь и на смерть, и эта жертва Богом принимается, и этот младенец будет расти до того времени, когда по человечеству Своему Он дойдет до полной меры Своей, совершит Свое служение и завершит его отдачей Своей жизни путем крестного умирания для спасения мира.

Но вместе с Ним в жертву как бы приносится и Матерь. Симеон Богоприимец Ей говорит: Но и Тебе пройдет сердце оружие, и Ты пройдешь через муку и страдание… И годы проходят, и Христос висит на кресте, умирая, а Божия Матерь стоит у креста безмолвно, безропотно, полной верой, полной надеждой, всецелой любовью отдавая Его на смерть, как приносила Она Его в храм живой жертвой живому Богу.

Многие матери за столетия пережили ужас того, как умирал их сын; многим матерям прошло оружие через сердце. Она всех может понять, Она всех объемлет Своей любовью, Она всем может в безмолвном таинстве общения раскрыть глубины этой жертвы.

Пусть те, которые умирают смертью страшной и мучительной, вспомнят о Христе распятом и отдают свою жизнь так, как Сын Божий, ставший сыном человеческим, ее отдал: без гнева, безропотно, любовно, во спасение не только тех, кто был Ему близок, но и тех, кто был Ему врагом, последними словами извлекая их из погибели: Отче, прости им, они не знают, что творят!

И матери, сыновья которых, дети которых умирают злой смертью – о, их Божия Матерь может научить, как отдавать на подвиг, на страдание и на смерть тех, кого они больше всего на земле и в вечности любят…

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жертве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим. Как это дивно и как это страшно: но надлежит нам преодолеть страх любовью и верой, что Бог победил смерть и, как мы пели, дал нам уже теперь воскресение и жизнь вечную. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

«СОЛОВЕЙ ПУСТЫНИ»
Преподобный Ефрем Сирин и его изречения

«Слова, которые не святы, суть звук и звон», – писал преподобный Ефрем Сирин. Сам подвижник-аскет был наделен исключительным даром слова, благодаря которому он быстро прославился как духовный писатель и проповедник. «Сирийским пророком» и «пустынным соловьем» называли Ефрема Сирина его современники.

О словах и молчании

  • Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды.
  • Уста наши – это путь и мост, по которым проходят часто непристойные речи; должны же они быть внешней дверью во святилище, внутри которого Святое святых.
  • Язык проповедует, что любит сердце, и, к чему прилеплено сердце, о том твердит язык; устами обличаются тайны сердца нашего.
  • Слова, которые не святы, суть звук и звон.
  • Многословие не лишено греха, многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания.
  • Кто любит молчать, тот и сам остается безмятежным, и не огорчает ближнего.
  • Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине.
  • Много беседуй с Богом, мало говори с людьми.
  • Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадомое сокровище.
  • Возлюбим безмолвие, чтобы иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм соблюлся неоскверненным от греховного растления

О тщеславии

  • Не превозносись в славе – и не впадешь в отчаяние.
  • Старайтесь делать всякое доброе дело во славу Божию, а не в собственную свою славу, не ищите себе похвал у людей и не восхищайтесь ими. Ожидайте же похвалы и славы от Единого Бога.
  • Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.
  • Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят.
  • Добрая душа и лести не радуется, и на оскорбление не негодует
  • Не возвеличивай себя прежде искушения, потому что постигшее искушение нередко пристыживает с виду стоявших твердо.
  • Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбляют ее, приходит в неистовство; а добрая душа и лести не радуется, и на оскорбление не негодует.

О смирении и смиренномудрии

  • Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет; возвышает же Господь смиренных.
  • И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение возвышает Господь.
  • Искренним сердцем возлюби смирение и обретешь благодать у Вседержителя Бога и здесь, и в будущем веке.
  • Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи – смирение.
  • Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями.
  • Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока.
  • Великое преспеяние и великая слава – смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата так, как бы и сам ты принимал пособие.
  • Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу подложит рычаг и тогда легко повернет камень. Это – образец для смиренномудрия.
  • Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие, а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится.
  • Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покорность о Господе.
  • Не возносись сердцем, чтобы, подвергшись падению, не навлечь на себя бесславия.
  • Превозноситься – значит почти то же, что укорять Бога собственными своими заслугами.
  • Высокоумие во всякое время домогается чести, а смиренномудрие в славе не превозносится и в бесславии не беспокоится, потому что ожидает награды от Господа.
  • Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии; потому что без него правая жизнь невозможна.