Проповедь на Евангельское чтение

Порой мы спрашиваем себя, почему Господь дает разные способности, таланты: кому-то одни, кому-то – другие, одному больше, а другому − меньше? Вовсе не потому, что Он кого-то выделил, а кого-то обделил, не потому, что Господь одного возлюбил больше, а другого − меньше. Это происходит потому, что каждому из нас Господь дал некий «начальный капитал» для того, чтобы мы вложили его в дело, дабы этот капитал наших талантов, способностей, возможностей принес, по крайней мере, двукратный плод.

Господь никого не обделил талантами − нет людей неталантливых. Люди начинают свой жизненный путь в разных жизненных ситуациях, исходные позиции бывают разные, но очень многое зависит от того, какую жизненную установку ставит перед собой сам человек. Если он себе говорит: я готов принести все, что дал мне Бог, Ему в жертву, я готов употребить все свои таланты и способности для того, чтобы принести тот плод, который от меня ожидает Господь, то таланты этого человека будут чудесным образом умножаться. Тогда он сможет сделать даже то, чего совсем не ожидал от себя, что превосходит его человеческие силы и возможности, потому что Сам Господь будет ему в этом помогать, будет благословлять его труды, его усилия и весь его жизненный путь.

А бывает, человек говорит себе: «Бог дал мне меньше, чем другим людям. Вот тому он дал два таланта, этому − пять, а у меня есть только один. Что я могу с ним делать? Я могу его только держать при себе, а потом в нужный момент, если потребуется, я его верну Тому, от Кого его получил». Иначе говоря, человек живет, не ставя перед собой никаких жизненных целей: он не идет вперед, а просто стоит на месте. Вот с такого человека очень строго спросит Бог в день суда. Тогда именно Господь будет спрашивать с человека, а не человек с Господа, мол, почему Ты мне дал не два таланта, не пять и не десять. Господь каждому дает столько, сколько ему необходимо для того, чтобы полученные таланты употребить в дело. Весь вопрос заключается в том, как человек распоряжается тем, что ему дал Господь.

Есть немало людей, которые получили от Бога большие способности, но не употребили их на добрые дела, на пользу ближних и в результате растеряли и растратили свои таланты. Они погубили собственную жизнь и, может быть, еще нанесли вред окружающим людям. А пусть даже скромные таланты и способности тех людей, которые жизнь свою решили посвятить Богу и ориентируются в своих действиях на Божественные заповеди, несомненно, принесут двукратный и многократный плод еще в этой жизни, а в жизни будущей Господь примет их как своих верных рабов.

Нужно помнить о том, что все, что мы получили от Господа, является Его даром нам. Мы должны возвращать это Богу через наши добрые дела, через наш христианский образ жизни. В любой момент Бог может отъять у нас возможность делать добро, распоряжаться своими талантами, употреблять в дело свои способности. Господь дает − Господь забирает; Он определяет как время нашего прихода, так и время ухода нашего из этого мира. Господь помогает нам во всем добром, что мы делаем. Но если мы отворачиваемся от Бога, то благословение Его перестает распространяться на наши дела. И тогда, сколько бы ни было у нас талантов, они не будут приносить плода, потому что без благословения Божия человек ничего не может достигнуть.

Мы должны каждый день ставить перед собой вопрос: какие у меня сегодня есть возможности совершить добрые дела, что я могу сегодня сделать, дабы хоть еще на шаг приблизиться к тому, чего Господь от меня ожидает. Каждый из нас знает, что у нас есть задачи перед ближними, перед членами семьи, перед людьми, которые нас окружают, и что у нас есть долг перед Богом.

Будем просить Господа дать нам ясное и четкое осознание того, что необходимо для того, чтобы идти по пути ко спасению. Будем просить у Него сил для того, чтобы, отвергая все злое, нечистое и греховное, что в каждом из нас есть, взращивать и возгревать в себе все самое лучшее.

Митрополит Иларион (Алфеев)

 

Воздвижение Креста Господня

27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня – один из 12 главных или двунадесятых праздников Православной Церкви

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием. Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась с великою радостью его мать, святая равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Святые равноапостольные цари Константин и Елена над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамврийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

 

Как возрастать духовно

Наставления преподобного аввы Дорофея

Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания»

Поучение третье

1. Кто потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряет время, живя в праздности и лени, то не возможет найти другого взамен потерянного.

2. Если кто увлекается страстью, тот будет рабом страсти (Прп. авва Нистерой).

3. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; так и душа: если хотя одну страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее.

4. Из всего, что творит Бог, нет ничего такого, что бы не было благо, но все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31).

5. Никому не должно скорбеть о случающемся, но все возлагать на Промысл Божий, и успокаиваться.

6. Кто не очистился еще от страстей и молится Богу, чтобы скорее умереть, тот подобен человеку, который просит плотника скорее изрубить одр больного.

7. Для того и отвергаю наслаждения, чтобы отсечь причины раздражительности (Прп. авва Евагрий).

8. Каждая страсть рождается от сих трех: от славолюбия, сребролюбия, и сластолюбия.

9. И так должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела.

10. Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать добро, как сказано в Священном Писании: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33:15).

11. Если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто-то гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться.

12. Истинно желающий спастись не должен быть беспечным до последнего издыхания.

13. Преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях (Прп. авва Пимен).

14. Все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны о всем благодарить (Ср.: Еф. 5:20,1 Сол. 5:18).

15. Если кто имеет друга и уверен, что он любит его, то, когда и потерпит от него что-нибудь, даже и тяжелое, думает, что тот сделал это любя и никогда не поверит о своем друге, что он хотел ему повредить: тем более [так] должны мы думать о Боге, который создал нас.

16. Верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем (Ср.: 1Кор. 10:13).

17. Искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения; смущаться в то время, когда тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного устроения и избегаем труда, как сказали отцы.

18. Когда страсти сделаются явными для подвизающегося, тогда они истребятся им.

19. Ты пал? Восстань. Опять пал – опять восстань.

20. Крепость желающих стяжать добродетель состоит в том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние, но опять бороться.

21. Скорби привлекают к душе милость Божию. Нерадение, беспечность и покой расслабляют и рассеивают ее, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом. Господи, в скорби помянух Тя (Ср.: Ион. 2:3).

 

Не добивайтесь желаемого до боли в животе

Беспокойство передается и душе

До чего же странная у нас сегодня жизнь! Вместо рая мы превратили ее в ад. У нас есть всё – и при этом мы постоянно боимся и тревожимся. Ни в одну эпоху не было такого количества страховых компаний. Я все удивляюсь, каким образом такое количество страховых агентств совмещается с повальной неуверенностью в завтрашнем дне. В дверях стоят хитроумные замки, дома – на сигнализации, дворы освещаются настоящими прожекторами – и тем не менее мы не знаем покоя.

Мы находимся в постоянном дискомфорте, и некоторые из нас даже физически заболевают от повышенной тревожности.

А потянешь за ниточку – и становится ясно: «От многих грехов моих немощствует тело, немощствует и душа моя» (из канона ко Пресвятой Богородице. – Прим. перевод.). Все взаимосвязано. Когда заболевает душа, начинает болеть и тело. А если тело находится в беспокойном состоянии, то это беспокойство передается и душе. Тело и душа взаимосвязаны, взаимосвязаны и ощущения. Одно влияет на другое.

Я хотел одного, а Господь послал другое – ну и ничего

Только когда ты поймешь, что в любом случае ничего страшного не происходит, это беспокойство исчезнет. Ведь мы начинаем тревожиться тогда, когда нам кажется, что если не получится то-то и то-то, то весь мир рухнет. Как сказал мне один ученик в школе: «Отче, мы начинаем тревожиться, когда делаем относительное абсолютным».

Да, именно это и происходит. Мы возводим в абсолют то, что не является абсолютной, божественной величиной, абсолютным благом. Иными словами, относительное не является настолько важным, что может привести к концу света. Но в то время как я говорю это, вы мне возражаете: «Нет, рухнет! Нужно обязательно, чтобы все получилось!» И в том случае, если что-то все же не получается, мы заболеваем от огорчения.

Например, тебе хочется прогуляться вечером. Это замечательно, но вечерняя прогулка – не самое главное в жизни. Однако, если ты внушишь себе, что гулять вечером – это абсолютное благо, добиваться которого следует любой ценой, то в какой-то из вечеров, когда прогуляться не удастся, ты распереживаешься, начнешь сокрушаться: «Как же так? Как же я не погулял?» И эти мысли начнут разъедать тебя изнутри.

Но если сказать: «Не получилось прогуляться? Ну и ладно!»; то есть, если нашей душе свойственна гибкость, благодаря которой мы меняем свои планы или точку зрения с легкостью, – то никакой стресс нам не грозит. Ведь что бы ни случилось, мы готовы это принять. Все хорошо, все по воле Божией.

Я хотел одного, а Господь послал другое – ну и ничего, Он так захотел. А если постоянно ставить перед собой какие-то цели и задачи и упорно, настойчиво добиваться желаемого – пусть будет по-моему! – то в случае неудачи мы огорчаемся до боли в животе: «Ну почему не вышло так, как я хотел? Почему не получилось?»

Помню, как-то мне нужно было найти одну книгу. Я зашел в один книжный магазин – ее там не было; зашел в другой – нет книги. Между тем наступил вечер, и магазины закрывались один за другим. Я начал волноваться и суетиться – мне так хотелось купить эту книгу! Еще магазин – но и там я ее не увидел. «Попробую добежать до последнего книжного, – решил я. – Только бы он не закрылся!» И вдруг, по дороге в магазин, меня осенило: «Хорошо. Допустим, сегодня мне удастся купить эту книгу. Ну и что? Я успею за один вечер прочитать ее от корки до корки? Нет. В таком случае, что я потеряю, если куплю ее, скажем, завтра?»

Иногда, желая чего-то, мы так спешим, так упрямимся, что в случае неудачи начинаем страдать. А если не упрямиться в своих желаниях, то не будет ни страданий, ни тревог. Вместо этого скажем себе: «Хорошо, значит – так Богу угодно. Пусть все будет по Его воле». И успокоимся.

Спеши там, где необходимо, но затем успокаивайся

– Да, отче! – скажешь ты. – Но сейчас нельзя быть такими! Нужно спешить! Если не спешить – не выживешь!

Хорошо, спеши. Спеши там, где необходимо, но затем успокаивайся. Дело не в том, чтобы быстро или не быстро выполнить какую-то работу, сделать какое-то дело. Важно, чтобы душа не поддавалась этой спешке. Если нужно успеть многое – конечно, стоит торопиться.

И на Афоне, когда в монастыре ожидается какой-то важный гость или праздник с торжественной службой и обильной трапезой, монахам нужно успеть переделать массу дел, и они трудятся без отдыха, бегают туда-сюда. Я сам видел это неоднократно. Однако на душе у них мир и спокойствие. Душа не бегает туда-сюда, а находится на одном месте. Где? Перед Господом. Потому они и повторяют все время: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Если моя душа – у Бога, то я спокоен. И все у меня хорошо.

Об этом говорил и старец Паисий. Он рассказывал, что, когда жил в монастыре Эсфигмен, ему и еще одному монаху как-то дали послушание приготовить кофе для молящихся после литургии. И вот этот монах все беспокоился, волновался, постоянно выходил из храма, чтобы успеть с кофе. «Я же не успею!» – говорил он. А старец Паисий спокойно сидел на своем месте и говорил ему: «Успокойся, помолись, не уходи! Дай душе утихнуть, встретиться с Богом! И тогда пойдешь готовить кофе. Господь все видит!»

Итак, старец спокойно молился в храме до конца службы, а после литургии так же спокойно брал просфору и шел готовить кофе. «И знаете, что я заметил? – рассказывал он. – Тот монах, который все торопился приготовить поскорее, постоянно проливал кофе, обжигался, ничего у него не получалось. Движения резкие, нервные, промахи один за другим… А я, не выходивший из церкви до конца службы, до «Молитвами святых отец наших…», спокойно все успевал. Господь устраивал, и все получалось!»

Архимандрит Андрей (Конанос)