Проповедь на Евангельское чтение

В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братья, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. В этой притче, как и во всем учении Христа Спасителя, явно, братья, видишь Бога, видящего насквозь сердце каждого человека или, как говорит Священное Писание, испытующаго сердца и утробы (Пс. 7:10) наши — все, что в них есть скрытного, иногда даже и нам самим неизвестного, все духовные извилины и закоулки их, все неправды или правды их. Одних из нас эта притча Бога Спасителя осуждает и повергает в стыд и посрамление, а других восхваляет и приносит в сердца мир и благословение Божие. Речь идет, братья, о слушании слова Божия. Итак, внимайте, возлюбленные! Сердцеведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, через меня, смиренного и многогрешного, вам проповедуемого. Ваша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда — для руководства на будущее время при слушании слова Божия в церкви.

Сеятель, возлюбленные братья, есть Иисус Христос; семя — значит слово Божие, а земля — сердце человеческое; доброе сердце — добрая земля, а злое, нечистое, страстями задавленное сердце — худая земля. Вот, одни бывают невнимательные слушатели, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким-то слушателям приходит тайно в сердце их сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Это подле дороги посеянное слово Божие.

Научитесь же из этого, с каким глубоким вниманием, с какой несомненной верой нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как — либо сделать кого невнимательным к слову Божию, нельзя ли уничтожить в сердце чем-либо веру в него, чтобы через веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в сердце вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми, верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как диавольское семя.

Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе: они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере; это люди, которые не укоренили в себе веры, это семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:22); а страшливым и неверным, и скверным и всем лживым, часть ими в озере горящем огнем и серою (Отк. 21:8,3). И по общему человеческому сознанию не справедливо ли требовать, возлюбленные братья, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет быть верным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Если мы земному царю даем обет клятвенный служить до последней капли крови и считаем бесчестием не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти, то как же не будем верны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении долг верности? О, да не отпадем от нашего Господа

Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин. 6:68).

А вот есть еще и такие слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждениям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как — будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богатства или прельщают их житейские наслаждения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этим как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристрастия к богатству и удовольствиям временной жизни, и — увы! — нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюбленные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в церковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд — да если бы только еще нужд, а то часто об удовлетворении своих страстей и похотей; и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь — и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бы-вает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во время самой проповеди слова Божия и вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было впредь!

Наконец, слава Богу, были во все времена, есть и теперь такие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и благим сердцем, преданы совершенно Богу и Его святому слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нужным убивать время, данное для приготовления к Небесному Отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти-то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвизаются в жизни, ожидая будущего Царствия Божия, пока наконец смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братья. Мир и благословение Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь Царствия Своего Небесного.

Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедования слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и никогда не сейте на тернии, т. е. на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем с живой верой, с добрыми и святыми помыслами. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

Как возрастать духовно

Наставления преподобного аввы Дорофея

Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания»

Поучение седьмое

1. Вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь смирение и при попечениях бдительность над собой и удерживать свой помысел.

2. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем. Ибо исполняет чрез сие заповеди Апостола, то есть если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его. В сем-то и состоит сострадание.

3. О беспокойстве же от людей Отцы сказали: бывает, что человек находится уже при смерти, а еще внимает содружеству мира сего.

5. Если узнаешь, что просящий просит по нужде, дай ему с радостью, как выдавая из даров Божиих. В этом и состоит приветливость. Если же знаешь, что он просит без нужды, не давай ему, но скажи: «мне дана заповедь от Аввы ничего не давать не имеющему нужды».

6. Если ты не отсечешь плотского мудрования и не сделаешься несколько настойчивым ради Бога, то впадешь и в человекоугодие.

7. Если хочешь избавиться от заботы о книгах, то хорошо отдать их в общежитие монастырь, ибо все, что принадлежит монастырю, есть Божие.

8. Читая врачебные книги, или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеление. Врачебное искусство не препятствует быть человеку благочестивым. Но занимайся им, как рукоделием для пользы братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим и сохранишься молитвами святых.

9. Отсечение своей воли состоит в том, чтобы не спорить из желания поставить на своем.

10. Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему и случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твое сердце, не осудит тебя, ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто знающий скажет тебе о сем наперед, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие.

11. Иметь заповедь и стараться сохранять ее – в сем заключается и повиновение, и память Божия.

12. Если не знаешь полезного, то последуй знающим, и это смирение, и получишь благодать Божию. Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды.

13. Сколько возможно, подвизайся против чревоугодия, и Господь поможет познавать и делать тебе полезное. Мужайся и крепись о Господе.

14. Не унывай, падая и вставая, поползаясь и укоряя себя, пока Господь не окажет тебе милость, которой ты желаешь. Только не будь нерадив. Не бойся, ибо Господь, поставивший тебя на сие дело, и устроит оное.

15. Смотри, да не прельстит тебя диавол под видом добра, как сказано: благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16:18).

16. Если напечатлеешь в сердце волю Божию, то не будешь смущаться согрешением ближнего, но приобретешь добрый навык, как и отцы.

17. Относительно людей поступай так: когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его скажи: «Брат! Если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли ты теперь сделал? Постарайся впредь исправиться».

18. Иногда можно представляться непонимающим. Для сего соображайся с погрешностью брата; и если она невелика, то покажи вид, что ты не понял ея; если же велика, то не должно представляться непонимающим.

19. Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысел твой успокоится, и тогда скажешь мирно.

20. Но ежели брат, разгневавшись, уйдет, то скажи Авве, и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения то есть не проси прощения, ибо чрез то дашь ему помысел думать, что ты действительно виноват пред ним, и он еще более на тебя вооружится.

21. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, – поклонись; а когда оно не велико, скажи устами с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат!» Где нужно, делай поклонение со смирением, страхом Божиим и рассуждением.

22. Если скудость препятствует дать ближнему то, что ему надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много вещей, дай несколько более надлежащего, а когда мало, дай точно сколько следует.

23. Мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, который дал ее, и осуждая себя, как недостойных, то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение.

24. Если нуждаешься в какой вещи и успеваешь получить ее, то благодари Бога, помогающего тебе и осуждай себя, как недостойного, и Бог отвратит от тебя пристрастие.

 

Нерадение делает человека ни к чему не годным

– Геронда, какая существует разница между нерадением и леностью?

– Нерадение – это духовная лень, в то время как леность относится к душе и телу. Но лучше, чтобы не было ни того, ни другого. Иногда нерадение и леность поражают души, имеющие большие предпосылки для духовной жизни, души чувствительные и любочестные.

В человеке безразличном искушение не производит столько зла. Но если чувствительный человек огорчится, то потом чувствует нерадение. Он должен найти причину своего огорчения, духовно уврачевать, с тем чтобы вновь обрести волю и запустить свой духовный мотор. Нужно следить, чтобы не оставалось незалеченных ран, потому что потом человек из-за них падает.

Душевная немощь, которая затем приводит к немощи телесной, делает человека ни к чему непригодным. Врач ничего не находит, потому что повреждение вызвано искушением.

Сколько людей любочестных, духовно чувствительных вижу пришедшими в негодность!

Пошлите сон тем, кто не может уснуть

– Геронда, почему мне часто хочется спать во время молитвы?

– Живёшь прохладно. Расслабилась и теперь нужно себя подгонять. Когда ты волнуешься и переживаешь о чём-то, разве можешь спокойно спать? Человек в знак благодарности может не спать ночь и молиться о своём благодетеле. Но потом он должен подумать: «Ради человека, оказавшего мне благодеяние, я не спал ночь; так неужели ради Бога, Который претерпел распятие ради меня, я не пободрствую в знак благодарности к Нему?»

– Геронда, может сонливость происходить от телесной слабости?

– Да, иногда сонливость происходит и от переутомления, гипотонии, гипотермии и т. п. Нужно искать причину и действовать соответствующим образом.

– Геронда, как так может быть, что человек молится о чём-нибудь горячо, а на него нападает сон?

– Если на самом деле человек о чём-нибудь сильно переживает, то сонливости у него не возникает. Но и самому нужно себя слегка понуждать. Если он молится в келье, то пусть умоется водой, чтобы сон прошёл.

– Во время всенощного бдения мне сильно хочется спать; что делать?

– Борись со сном. В церкви, так как человек душой умиротворяется, а телом утомляется, то его и начинает клонить в сон. Но, если ты не поддаёшься, то сон не выдерживает и отступает. Конечно, через час или два он опять начинает одолевать, этот сон привязчивее и его отогнать труднее; но если напрячься, то и он отступает. А если уйдёт и этот второй караван, то всё – сон тебе больше не страшен.

– Геронда, во время всенощной я могу и два часа бороться со сном.

– Почему бы тебе не послать сон туда, где он нужен: в больницы, психиатрические клиники? «Господи, – говори, – пошли сон тем, кто не может уснуть или оттого, что страдает от боли, или из-за нервного возбуждения». Обрати сон в лекарство и через молитву посылай его тем, кто не может уснуть и страдает, а сама день и ночь славословь Бога.

Преподобный Паисий Святогорец
Том VI. О молитве