Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом

В этот день все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

«В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.

Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом, и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир – это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце на-шем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Прощеное воскресенье: чин прощения

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, просят прощения и целуют Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: “Бог простит”, прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся вос-кресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин

 

Проповедь на Евангельское чтение

Сегодня последний день сырной седмицы, и завтра начинается Великий пост. В этот день мы за Божественной литургией получаем церковное напутствие к предстоящему подвигу поста, как дорожную карту, как ориентир – как нам пройти этот путь, ведущий к Пасхе, потому что пост сам по себе не имеет смысла, если он не приводит к Пасхе. Именно это мы должны помнить прежде всего, когда вступаем на тернистый и многотрудный путь Великого поста: смысл поста – путь к Пасхе. И не напрасно святые Отцы сравнивали этот путь с путешествием Израиля по пустыне, которое заняло 40 лет – и не все дошли; точнее будет сказать, дошли единицы. И хотя наш путь по пустыне поста длится только шесть недель, у нас тоже, как показывает опыт, будут потери: от уныния, от завышенных требований к себе и к другим, и от прочих «радостей» пустыни. Нам даются некоторые ориентиры, чтобы мы могли правильно и без потерь преодолеть пустынную и пересечённую местность.

Первое, что мы слышали из текстов Писания, читавшихся сегодня за литургией – это призыв к прощению. Следующий призыв – избавиться от лицемерия. Помните, что мы слышали из 4-й главы Евангелия от Матфея? Господь говорит, что когда постишься, не будь, как лицемер, который явно показывает свой внутренний духовный подвиг молитвы и поста, а умой лицо своё и помажь главу свою, то есть будь бодр и весел, но неси внутри свой подвиг, чтобы Господь, видя твоё тайное, воздал тебе явно. Из Послания к Римлянам, которое сегодня читалось, мы узнаём, что Господь призывает не осуждать тех, кто не постится, или тех, кто несёт свой подвиг иначе, чем мы, или тех, кто совершенно не видит нужды и не чувствует потребности в пощении.

Человек в своей обыденной жизни слишком небрежен; наши силы, данные нам для жизни, мы расплёскиваем на вещи, недостойные того. Многие живут в ненависти, ещё больше людей живёт обидой – на своих близких, на страну, на своих бывших друзей, которые их предали, на детей и родителей. Мы слишком часто оживляем эти обиды, раскладываем по вечерам, как пасьянс на столе, снова и снова проигрываем мучительные воспоминания, и ради мучений тратим все силы жить, всё время и внимание на оживление прошлого, которого нет и никогда не будет, и я даже сказал бы – не было. Правда, иногда приходится иметь дело с очевидными злодеями, явными мерзавцами. Как на них не обижаться? Как не питать к ним ненависти и не желать им зла? Но жизнь человеческая слишком коротка, а силы человека исчерпаемы, поэтому глупо тратить их на ненависть.

Иногда человек тратит свои жизненные силы на поддержание псевдожизни своих собственных призраков, на проигрывание ролей, на реставрацию своих бесчисленных масок. Итог – жуткая опустошённость души, неспособность жить цельно и получать радость от проживания жизни. Где сокровище ваше, говорит Господь, там и сердце ваше будет. А мы часто тратим силы жить на иллюзии. Какая привычная картина: хорошо живёт человек, в достатке и свободе – и жалуется, ропщет, тоскует. Жизненные силы он тратит не на разборы завалов прошлого, а на иллюзии и миражи будущего: что я сделаю, когда буду ещё богаче, ещё влиятельнее, стану ещё на одну ступеньку выше... А жизнь проходит, и радости от неё никакой. Всё есть – здоровье, талант, работа, друзья, а на душе тяжко – впору и в петлю лезть, потому что не я живу, а мои призраки, мои любимые идолы, жертвы, оставляющие мне для жизни лишь крохи, падающие с их трапезы. Но ведь Господь не для этого создал человека, – не для того, чтобы он пресмыкался перед богами собственного производства. Бог творит человека для того, чтобы тот жил и получал от этого радость. А как же я могу получать от жизни радость, если все силы жить я расплёскиваю на свои иллюзии, на ненависть, на обиды, на лепку новых своих лиц и масок, на стяжание богатств, мне совсем не нужных и не приятных. Идолы забрали себе всё! Поэтому остановится вдруг человек и не может понять: жив ли я ещё или уж давно умер и хожу как призрак среди призраков. Давно уже утратилось ощущение подлинного, чего-то настоящего, стоящего.

Когда смотришь на маленьких детей, всякий взрослый радуется. Как приятно иногда держать на руках малышей, которые являют собой совсем ещё не осознанный талант – радоваться жизни. Держишь такую кроху на руках, а его глаза, его ручонки тянутся к миру, жадно и радостно принимают его, впитывают в себя всё его разнообразие. В такой момент кажется, что все разбросанные и многообразные линии мира сходятся в одной точке – в этом малыше, как будто ребёнок сам держит мир и умело с ним управляется. Как мало у нас этой жажды жизни, алчбы настоящего. Созерцание ребёнка будит в каждом взрослом умиление и ностальгию: когда-то я был человеком. И пост как всякий духовный подвиг и духовное упражнение имеет целью помочь человеку подобраться, собрать воедино свои жизненные силы, перестать питать собой жизнь идолов и призраков, мучающих нас. И только тогда благодарность коснётся нашего сердца, и мы увидим, как же много прекрасного и живого вокруг нас, сколько замечательных людей даёт нам Бог, сколько мне Господь дал попробовать вкусного, слушать и чувствовать прекрасную музыку, помнить замечательных встреч... Человек, который живёт за скобками своей собственной жизни, – какая нелепость, какая жалость и какая тоска. Мрак души моея! Но сегодня мы слышим напутственное слово апостола Павла: Ночь прошла, день приблизился.

Пост – это путь к Пасхе, путь к настоящей жизни, к жизни по преимуществу, к подлинной радости жизни. Но достичь этой радости можно только через пост, и первый шаг в сторону Пасхи – отказаться от ненависти и обид, поэтому это воскресенье и называется прощёным. Если мы прощаем людей, отказываемся жить в ненависти и обиде, нам возвращается сила жить. Поэтому нам стоит попробовать отбросить нашу жестокую справедливость, бесконечную борьбу за правду ради правды, потому что никакая правда наша не стоит живого человека, пусть даже и виновного перед нами. Простим вся воскресением, – вот оно, пасхальное звучание прощёного воскресенья. В воскресении, в Пасхе, которой и живёт Христова Церковь, главный дар – жизнь, и жизнь с избытком. И этого избытка хватает на всех, даже на ненавидящих нас. Наступил уже час пробудиться нам ото сна... Ночь прошла, а день приблизился. И вот так – бодро и с надеждой – пойдём навстречу подлинной радости, которая есть подлинная жизнь, достигающая нас в Воскресении.

Архимандрит Савва (Мажуко)

 

Великий канон святого Андрея Критского

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского. Это один из величайших богослужебных текстов – покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека. Великий канон Андрея Критского – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» – с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

Затем следует знаменитый тропарь: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься...» Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

5 фактов о каноне Андрея Критского и его создателе

1. Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны. Считается, что он родился около 660 года в Дамаске, а скончался 4 июля 740 года в Эресосе, на острове Лесбос.

Основным источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 года патрикием и квестором Никитой, переработанный текст жития которого включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий.

2. Желая служить Богу, святой в 13 лет удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель Саввы Освященного.

Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность «питателя сирот».

При императоре Юстиниане II св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.

3. Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей и судя по всему первоначально не имел типичных ирмосов, не был четко поделен на песни.

4. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.

5. Несмотря на свой объем, Великий канон не является самым длинным каноном преподобного Андрея. Канон на Сретение Господне – больше, а рождественский – почти такой же по объему.

Великий пост: Если близкие не соблюдают наши правила

Великий пост – время особого духовного внимания человека к себе, время преображения и изменения себя. Великий пост подготавливает нас к великому празднику Светлого Христова Воскресения и предваряет Страстную седмицу – те страстные дни, которые мы будем проходить вместе со Христом.

Мы пройдем вместе со Спасителем последний путь Его земной жизни: будем вместе с Ним плакать на Елеонской горе, вместе с Ним стоять у Каиафы, подвергнемся поруганию от воинов в претории, распятию и будем стоять у Его гроба – Кувуклии, места, у которого мы получаем ежегодное чудо сошествия Благодатного Огня.

За всеми этими событиями стоит необычайная любовь Бога к нам, грешным. Он сходит на землю пострадать и распяться для того, чтобы каждый из нас имел возможность спасения, чтобы каждый из нас, уверовав, изменив свою жизнь, смог преобразиться и измениться для вхождения в радость и благодать обожения, приобщения Его любви.

В начале Великого поста, когда мы встаем на этот путь спасения, нам надо увидеть, как мы любим своих ближних и как любит нас Господь. И сравнив эти две любви, нам нужно изменить себя под любовь Божию.

Мы очень любим проявления наших ближних по отношению к нам: если они соблюдают наши правила – это хорошие люди, если ребенок учится усердно, делает самостоятельно уроки – он хороший, если жена не спорит с мужем – о, как ему повезло с женой, а если муж не разбрасывает свои вещи – какая счастливая, замечательная пара.

Мы любим проявления другого человека по отношению к нам, а сами проявляем себя по отношению ко Христу нерадиво и грубо. Но Господь все равно приходит и распинается, и страдает, чтобы мы имели жизнь вечную.

Поэтому Великий пост – это то время, когда нам надо от любви дел по отношению к нам перейти на любовь к самому человеку, независимо от того, какой он есть на самом деле.

Каждый человек всегда может измениться, как благоразумный разбойник на кресте, и каждый человек может закостенеть в своих поступках, в своей жизни и уже не увидеть Христа, Который находится рядом с ним, как тот неблагоразумный разбойник, который пытался найти свою выгоду даже на кресте.

Великий пост пусть будет для нас временем изменения нашей любви на любовь к личности, к человеку, а не к его поступкам, его проявлениям в этом мире по отношению к нам.

И тогда Великий пост станет для нас тем благоприятным временем, которое дарует нам возможность обожения, приближения к Самому Христу.

Протоиерей Игорь Фомин