Прощеное воскресение

voskr_pr01Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

 

Чин прощения. История установления

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

 

Чин прощения: порядок

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

По окончании богослужения настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

 

Святые отцы о прощении:

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

 

Современные пастыри о прощении:

Митрополит Вениамин (Федченков):

« … что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросит прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!». Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!».

Епископ Диоклейский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

 

Патриарх Кирилл: Чтобы изменить жизнь, нужно навести порядок в наших сердцах и простить друг друга

Мы приходим в Божии храмы для того, чтобы встретиться с Господом, почувствовать Его присутствие. Нам иногда трудно стоять, но мы стоим, потому что понимаем: здесь происходит некая тайна, которую невозможно рационально выразить, но которая открывается нам в нашем внутреннем религиозном опыте. Мы чувствуем Божие присутствие, мы чувствуем Его благодать, мы впитываем в себя Божественные слова, которые слышим через чтение Евангелия, апостольских посланий, через многие молитвы, и эти слова отзываются в нашей душе многими добрыми делами.

Вот и сегодня я хотел бы сказать несколько слов о том, что мы услышали из послания апостола Павла (Кол. 3:12-16). Послание, направленное жителям малоазийского города Колоссы, проникнуто многими сильными, меняющими человеческое сознание мыслями. Апостол учит, как человек должен жить, чтобы быть счастливым; чтобы проблемы, которые кажутся безнадежно трудными, снимались; чтобы конфликты, которые кажутся непреодолимыми, ибо затрагивают принципиальные основы бытия, — разрешались. А ведь если говорить о конфликтах, то это мощный фактор, который снижает качество человеческой жизни, а иногда приводит к болезням душевным и телесным, к нарушению покоя, к помешательству в полном смысле этого слова. Конфликты разрушают целостность человеческой жизни, отвлекают ресурсы — и материальные, и интеллектуальные, обессиливая человека, истощая его возможности.

Каждый человек проходит в жизни через семейные конфликты — нет здесь ни одного, кто не имел бы опыта семейных конфликтов. Многие из вас лучше меня знают, как человек действительно ни о чем думать не может, ничего делать не может, когда только вспомнит, что у него дома творится. А конфликты на работе, за которыми порой скрывается желание одних нанести урон другим, сознательно омрачить им жизнь, разрушить спокойствие? Иногда мы идем на конфликт, якобы движимые какими-то высшими соображениями — политическими, экономическими, корпоративными, неправильно понятой солидарностью, неправильно понятым долгом. А на самом деле несем разрушение другим, сами себя разрушая, ведь написано: «Мне отмщение, и Аз воздам, говорит Господь» (см. Рим. 12:19).

А что же мы слышали сегодня в словах апостола Павла? Он учит нас, как нужно преодолевать конфликты, и говорит очень простые слова: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно». Снисходите! Всегда, вступая в конфликт, мы себя считаем правыми, а для того чтобы простить другого, нам нужно сойти с нашего Олимпа, нам нужно опуститься на землю, нам нужно увидеть и понять другого человека. Только тогда, когда мы ставим себя на место того, кого обижаем или кто является участником конфликта с нами, только тогда открывается возможность простить человека, но не просто простить — взаимно простить.

Можно представить, что произошло бы с нашим обществом, с родом человеческим, если бы мы были способны в одночасье простить друг друга? Приведу такой пример. Очень часто в быту, сознавая, что в нашей жизни что-то происходит не так, мы пытаемся начать все сначала, открыть новую страницу. У разных людей это происходит по-разному. Кто-то говорит: «После праздников начну новую жизнь, перестану пить». Другой: «С понедельника я берусь за ум и буду делать то-то и то-то». А нередко мы говорим: «Надо начать с того, чтобы что-то освежилось в нашей жизни». Нередко хозяйки, делая уборку в доме и потом взирая на убранное помещение, тоже говорят: «Нет, надо начинать другую жизнь».

Вообще, этот образ уборки — очень важный образ. Он имеет отношение не только к дому и не только к территории вокруг дома — он имеет отношение к нашим городам, к нашей жизни; в каком-то смысле этот образ является образом примирения. Уборка — это уничтожение всего ненужного, наносного, грязного, скверного. Это наведение порядка в жилище, в уме, в общественных отношениях. А такая уборка может произойти только тогда, когда мы прощаем друг друга и когда никакие политические симпатии и антипатии не способны осквернить наших отношений.

Для того чтобы изменить жизнь, нам нужно прибраться, навести порядок в наших сердцах, в наших душах, изменить отношение к другим. Тогда и будет чистота в наших отношениях, если научимся прощать друг другу, а не творить друг другу козни. Ключевое слово — «взаимно». Без этого не может быть полного, глобального прощения — всегда останется кто-то, кто будет считать себя обиженным, кто будет считать себя проигравшим.

Но есть еще одно слово, которое произносит апостол Павел: «Снисходите друг к другу, взаимно прощайте. Как Христос простил вас, так и вы прощайте». Ведь Он простил нас. Он не вел борьбы с римлянами и с иудейскими первосвященниками. Он просто простил всех и взошел без вины на крест, подавая всем нам величайший пример прощения — удивительного средства, способного сделать жизнь иной. И дай Бог всем нам запомнить эти такие простые слова апостола Павла: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно. Как Христос простил вас, так и вы прощайте».

Давайте с этими словами покинем сегодня храм и новыми глазами посмотрим на наших родных, близких, с которыми мы в конфликте, на наших собратьев, сослужителей, на наших коллег, на наших соперников, в том числе политических и экономических. И если нам хватит сил простить других, то мы сделаем куда больше, чем через любые хитросплетенные стратегии борьбы, которые всегда разлетаются в мелкие осколки. Ведь все, что мы творим, нагромождая горы ненависти и отчуждения, не соответствует воле Божией, а потому представляет собой зыбкую почву, на которой невозможно построить прочного здания. И пусть Господь, вразумляющий нас Своим словом, пребудет рядом с нами, укрепляя нас в добрых мыслях и добрых поступках. Аминь.

 

Великие примеры прощения

Первые примеры прощения дает нам еще Ветхий Завет. Исав, у которого брат Иаков хитростью отнял первородство и отцовское благословение, прощает его. (Быт. 33:4). Иосиф, проданный братьями в рабство, становится приближенным фараона. Братья, понимая, что теперь он волен распоряжаться их жизнями, трепещут, но Иосиф успокаивает их: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». ( Быт. 50:19)

В обоих приведенных случаях речь идет именно о родственных, братских отношениях. Конечно, иногда простить родственника не проще, чем незнакомого вора или убийцу, но все-таки такое прощение доступно любому из нас. Христианство поднимет эту добродетель на иную высоту. Христос будет требовать от своих учеников большего – люби не только тех, кто делает тебе благо, но и настоящих врагов.

Но сначала Он научит людей обращаться к Богу как к Отцу. Величайший пример прощения дает нам история Блудного сына. Отец, с распростертыми объятьями встречающий сына – это Сам Господь, терпеливо ожидающий нашего обращения. Аллегорический рассказ о всепрощении Господнем так поражал художников, поэтов, писателей, что доныне является одним из самых ярких образов, запечатленных на полотне и в слове.

Уже первый мученик христианской эпохи перед смертью до последнего будет следовать Христу. Побиваемый камнями архидиакон Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего». (Деян 7:60).

Жития святых, живших за века до нас, скупы на подробности, но доносят главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители – лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников.

Такими были святые мученики Прокл и Иларий, пострадавшие во время гонения при императоре Траяне (98-117 гг.). Их силой пытались заставить принести жертву языческим богам. Святого Прокла после многих истязаний вывели за город, чтобы, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие святого Прокла на казнь, уговаривали его покориться и тем сохранить свою жизнь, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано. По дороге к месту убийства их встретил племянник святого Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его и бросили в тюрьму. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих мучителей и с молитвой предал свою душу Богу.

Святая мученица диакониса Татиана Римская, принявшая за исповедание Иисуса Христа смерть при императоре Александре Севере, (222-235 гг.) когда ее били и выкололи ей глаза, терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи.

Преподобный Дула Египетский страстотерпец, годы жизни которого точно неизвестны, был иноком одного из египетских монастырей и по кротости своей в течение 20 лет терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг  того, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них.

Однажды один инок похитил и спрятал церковные сосуды. Когда стали разбирать дело о краже, недоброжелатели святого Дулы показали на него. Кроткий инок пытался оправдаться, но убедившись, что ему никто не верит, перестал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Святого Дулу заковали и эконом жестоко бил его, но не смог выдавить признания о том, где спрятаны церковные сосуды. Святого предали на суд гражданским властям, подвергли пытке и по закону уже собирались отсечь ему руки, но   действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

Преподобного привели обратно в монастырь. Монахи стали просить у святого прощения, но он не только не злобился на них, но и благодарил, что ему дали возможность безвинным страданием изгладить совершенные им прегрешения. Святой просил Господа простить обидчиков. Через три дня он скончался, но тело его исчезло из запертого собора. Так Господь показал, что те, кто считали преподобного Дулу грешником, оказались недостойны предать его тело погребению.

Преподобного Серафима Саровского, встречавшего каждого приходящего к нему словами «Радость моя», однажды так жестоко избили и искалечили разбойники, из-за чего он остаток жизни ходил согбенным. Но когда этих лихих людей отыскали, святой Серафим простил их и просил не наказывать.

Один из первых мучеников новой эпохи митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был жестоко убит в 1918 году.   Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Самое страшное, что святителя предали свои. Монахи Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми архиепископом Алексием пустили слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов. Пришедшие требовали, чтобы владыка Владимир их отдал. Владыку пытали и, ничего не добившись, вывели на расстрел за стены Лавры. Перед смертью митрополит Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами. Недвижимое тело остервеневшие люди еще долго били и кололи прикладами.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, простившая убийцу своего мужа, Великого князя Сергия Александровича, и в последние минуты своей жизни явила высочайший образ кротости, молясь за тех, кто столкнул ее и других князей из рода Романовых в алапаевскую шахту.

Русская земля насквозь пропиталась кровью мучеников, прославленных и доселе скрытых. Но кровь священников продолжает литься и в наши дни. И той же болью звучат слова прощения. Так простила убийц мужа вдова убитого под Рождество 2007 года священника Олега Ступичкина из поселка Нейво-Шайтанского Алапаевского района Свердловской области: «Не могу держать в сердце злобу. Надо уметь прощать. А нам остается только молиться».