В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указывает ему на заповеди, данные людям от Бога через Моисея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу и без любви к ближнему невозможно любить Бога, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Котораго не видит? - говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 20). Итак, Господь говорит богатому юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, именно: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего как самого себя».
Да, важный вопрос Господь решает для нас в нынешнем Евангелии, - вопрос касательно того, как, какими путями достигнуть жизни вечной? Нет ничего вернее смерти: все умрем и телами нашими обратимся в прах, в землю, из которой созданы вначале, а души наши бессмертные, по образу и подобию Божию сотворенные, восхищены будут на суд к Богу, ибо человекам положено однажды умереть, а потом суд, - говорит апостол (Евр. 9, 27), - суд частный над душой каждого отходящего отселе человека; на нем решается участь человека до последнего, всеобщего суда над всем миром по воскресении всех мертвых. Потому, ввиду неизбежности смерти для каждого из нас по телу, весьма важно и необходимо каждому из нас удовлетворительно разрешить себе вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Жизнь вечная за гробом есть несомненно, как несомненно же есть и мука вечная, и здешняя краткая жизнь дана нам Богом для приготовления к будущей жизни, ей же не будет конца во веки веков. Этот важнейший вопрос жизни Господь и решает вполне богатому юноше, а с ним и всем нам. Если хочешь, говорит, войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди. «Какие?» - спрашивает юноша. А Господь ему отвечает: не убивай, не прелюбодействуй и прочее, как вы уже слышали. Не много слов, не много заповедей, а как они важны, потому что от исполнения их зависит жизнь вечная каждого из нас. Яко сотворивый та человек, жив будет в них, - говорит Писание (Рим. 10, 5). Итак, необходимо остановиться на этих заповедях и войти глубже в их смысл, чтобы видеть всю необходимость и пользу их исполнения и широту их приложения к жизни.
Первое слово сказано: Не убивай; под ним разумеется много других подобных повелений, а именно: не обижай, не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись, не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть, - говорит апостол (1 Ин. 3, 15); не будь дерзок словом или рукой; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не томи непосильными трудами подручных твоих; спасай погибающих, если можешь, например голодных, утопающих; сам себя не изнуряй непосильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не предавай диаволу душ, искупленных бесценной кровью Господа Иисуса Христа. Вот сколь широкий смысл этой заповеди.
Далее Господь говорит: Не прелюбодействуй не только делом, но и мыслью, нечистым зрением, вожделением; брось всякое блудное мечтание, и воображение, и все то, что ведет к прелюбодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтение нескромных, соблазнительных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (Мф. 5, 28). Старайся о чистоте помыслов и чувствований, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, подчиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.
Далее говорится: Не кради, тут разумеются не только кража, но и тунеядство, и мздоимство, или взяточничество, и лихоимство, или разорительные для бедного проценты, которые берет заимодавец, и разная неправедная нажива, прием вещей заведомо краденых; картежная разорительная игра, через которую картежник крадет у своих родителей и родственников или у жены и детей или просто у себя самого деньги или достояние семейное; и наконец, тот, кто не подает милостыни бедным, имея к тому полную возможность, ибо избытки дает Господь для помощи бедным; если же этого кто достаточный не делает, то похищает собственность ближних и утаивает дар Божий.
Далее говорит Господь: Не лжесвидетельствуй, или не клевещи на ближнего, ибо от клеветы, осуждения, пересудов, насмешек и лжесвидетельства люди весьма сильно страдают, лишаются доброго имени, сочувствия, бывают гонимы, притесняемы, лишаемы места служения и средств к жизни, а иногда, не имея сил вынести клеветы, сами себя лишают жизни. Из-за лжесвидетельства и клеветы Сам Господь Иисус Христос доведен был до креста и смерти самой поносной. Ужасное зло - клевета! И святой царь-пророк молит Бога об избавлении его от клеветы: Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя (Пс. 118, 134).
Почитай отца и мать, далее говорится. За почтение к родителям Господь обещает благополучие и долголетие в здешней жизни и блаженство вечное в будущей. Родителям мы обязаны жизнью и большей частью самим воспитанием, по крайней мере первоначальным, и, казалось бы, нет ничего легче и естественнее, как почитать родителей. А между тем на деле, особенно в нынешнее время, бывает нередко напротив: дети тяготятся своими родителями, отказывают им в должном почтении, грубят им и поносят их в лицо, ни за что считают их любовь, заботы и попечения, бывшие о них; не помогают им, не поддерживают их в бедности, старости и болезни. Но горе им, если не образумятся, - не добро им будет и в здешней жизни и вечная мука в жизни будущей. Досадители, - говорит апостол, - Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).
Люби ближнего как самого себя, - говорит заповедь, т. е. береги его, как себя бережешь; желай ему того же, чего себе; поступай с ним так же, как желаешь, чтобы поступали с тобой; молись за него так же, как за себя, за живого или за умершего; делай для него что-либо доброе и полезное так же, как и для себя делаешь, ибо мы все - дети одного Отца - Бога, искуплены одной кровью, чада одной матери - Церкви, ожидаем все общего царства.
Вот какие заповеди ведут в жизнь вечную! Юноша похвалялся, что все эти заповеди сохранил, но на поверку вышло, что далеко не достиг совершенства в исполнении их, ибо всем сердцем привязан был к богатству и, значит, не любил искренне ни Бога, ни ближнего, ибо Господь говорит да и опыт подтверждает, что невозможно работать Богу и богатству (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13), как невозможно служить двум господам. Он отошел от Спасителя с печалью, когда Господь ради совершенства его предложил продать имение и раздать нищим, ибо видел, что оно связывало его душевные стопы.
Господь поэтому и сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное - труднее, чем верблюду сквозь игольные уши пройти. Но, что трудно и невозможно для людей, то удобно для Бога, ибо Бог может и богача сделать милостивым, как и есть многие из богатых истинно милостивые, и богача может сделать добродетельным и наследником Царства Небесного, если он не будет противиться воле Божией, а усердно будет исполнять ее. Вот вам и толкование на нынешнее Евангелие. Запомните и по силе своей старайтесь исполнить. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Успение Пресвятой Богородицы
Бог приходит, вочеловечивается и воплощается. Он принимает все скорби, выпадающие на нашу долю. А Матерь Божия все это время с Ним.
Она была живой свидетельницей Христа. Еще в то время, когда не были написаны ни Евангелия, ни апостольские послания, Матерь Божия много рассказывала апостолам о Его жизни, особенно о ранних годах, о которых они могли не знать.
Это Она идет Его искать, когда Он остался отроком в Храме. Найдя Его, Она слышит удивительные слова: «Мне надлежит быть в доме Отца Моего», – и, как пишет евангелист Лука, слагает их в сердце Своем. Это Она просит Своего Сына умножить вино на браке в Кане Галилейской. Никто не просил Ее об этом – Она Сама заметила, что вино не самое лучшее и его просто мало. А люди сочетаются браком – у них радость. И Она просит Своего Сына что-то сделать. Господь отвечает, что еще не время, но по Ее просьбе претворяет воду в вино.
Если в земной жизни Она проявляла такую заботу о, вроде бы, далеких людях (может быть, они совершенно случайно зашли на эту свадьбу), то за чертой Успения, после Ее воссоединения во всей полноте славы с Ее Сыном, Небесным Отцом и Святым Духом, эта Ее забота не уменьшилась и не померкла, а бесконечно умножилась на любовь Божию, которая была и пребывает в Ее сердце.
Тем самым становятся ясными и понятными все чудеса, которые совершаются в ответ на нашу просьбу к Божией Матери помолиться, попросить, походатайствовать перед Сыном о наших нуждах и немощах.
Мы видим Матерь Божию и у креста. В то время, как апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались, Она стояла там. Мы слышим заботу о Ней Христа – распятого и страждущего, претерпевающего глумление, ругань и смех со стороны людей, ради которых Он пришел в мир, чьих детей Он исцелял и воскрешал, из которых он изгонял бесов... Они пришли поглумиться, что-то еще урвать от этого странного Праведника: воины-язычники разобрали Его одежды, присвоили себе Его целый нешвенный хитон, толпа – получила удовольствие, глядя, как умирает Безвинный...
Господь, превозмогая душевную и телесную боль, с Креста заботится о Своей Матери и говорит апостолу Иоанну Богослову: «Се, Матерь твоя», – а Ей: «Се, сын Твой».
Возле креста мы вспоминаем пророчество Симеона, сказанное им в час Сретения: что оружие пройдет Матери Божией душу. В том числе это оружие – страдание Ее безвинного Сына за людей, которое Она созерцала. Надо полагать, что и Ее душевные страдания были не меньшими. Возможно, этим объясняется то, что Ее жизнь на земле после Вознесения Христа была недолгой – потому что Она была вся там, с Ним.
Сегодня, в день Успения, мы вспоминаем обо всех этих событиях и видим удивительную любовь Матери к Сыну и Сына к Матери. Эта любовь вмещает и нас. Матерь Божия ходатайствует и о нас, и по Ее молитвам Господь не оставляет нас Своими заботами и попечением.
Самое главное, что нам становится понятно: Матерь Божия – нашего рода, человеческого, Она здесь, на земле прошла Свой путь. Может быть, были в Ее сердце на этом пути некие недоумения, но несмотря на них Она вошла в Царствие Божие. И если о Ней Церковь поет: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», то, наверное, есть в этом Царствии место и для нас. Все, что от нас требуется – самим отделить себя от своих ошибок, в какой-то момент воздохнуть в своем сердце, сказать: «Господи, да будет мне по Слову Твоему», – и выйти навстречу Слову, вышедшему навстречу нам, понимая, что без Матери Божией эта встреча бы не произошла и войти в Царствие мы бы не могли.
Раз уж мы туда входим, давайте, благодаря Бога, славя Его за заботу и промысел о нас, не будем забывать и о той Деве, Которая дала возможность Слову Божиему стать плотью, войти в этот мир и спасти всех нас. Постараемся сделать так, чтобы и нам за чертой жизни и времени встретить Христа, чтобы нам было не очень стыдно за наши ошибки. Постараемся жить так, чтобы в нашем сердце молитвами Его Матери для Небесного Царствия осталось место – чтобы уже здесь, на земле стать его наследниками.
Иеромонах Димитрий (Першин)
Катюша Ремизова. О раке, смирении и прощении. Часть 1
Катюша Ремизова отошла ко Господу в 29 лет, в ночь на 1 августа 2015 г. Четыре года она боролась с онкологическим заболеванием, пережила семь операций, тринадцать химий. Она очень стойко переносила болезнь, постоянно причащалась, в последние месяцы – каждый день. Когда болезнь перешла в терминальную стадию, Катюша решила, что важно поделиться своим опытом принятия и проживания болезни.
Как все начиналось
Первые серьезные признаки болезни появились у меня в восемнадцать лет. Я думаю, что стрессы, связанные с переездом семьи из Ташкента в Москву, со сменой климата, с поступлением в вуз не прошли даром. У меня и во время беременности были тревожные признаки. Просто Господь сохранил ребенка. Обычно люди не хотят о плохом думать, и я не думала.
Когда мне было 25 лет, я была кормящая мама, Захару было полтора года, у меня резко заболел живот, начались непонятные сим-птомы. Я почувствовала, что попала в какие-то неотвратимые жернова, и ситуация такова, что уже ничего нельзя изменить. Я пыталась связаться с какими-то врачами, что-то сделать, и... ничего. То есть, врачи не могут, скорые не приезжают, родственники не воспринимают ситуацию всерьез.
Мы сидим с мужем, и я говорю: «Ты знаешь, Андрей, у меня нет сил жить. Ты пойми, это не ради красного словца, это не какая-то манипуляция, я говорю тебе честно: у меня нет сил дышать, ходить. Чувствую, что мне это все дается с большим усилием».
Я даже потом написала: если человек начал вам жаловаться на усталость, если у него появились какие-то необычные симптомы, попытайтесь его уговорить сходить к врачу. Сам человек помочь себе не может, в тот момент он находится внутри ситуации. И эта фраза, что «спасение утопающих – это дело самих утопающих» в корне неверная. Потому что человек, который находится в этой своей ситуации, не может оценить ее извне. Ему кажется, что у него все нормально. А если человек совестливый, то ко всему прочему он подумает, что сам во всем этом виноват.
Я попала в районную больницу, и все подумали, что у меня аппендицит. Врачи никак не могли взять в толк, почему эта девица, идиотка просто, орет как резаная. Я сама шла до операционного стола под всякие подбадривания персонала: «Что ты такая болезная». И потом эти врачи меня разрезают и видят огромную опухоль, разлившийся по брюшной полости гной. Врачи были в шоке, они вышли и сказали моим родственникам: готовьтесь к худшему, скорее всего, в ближайшее время помрет, у нее рак...
И вот я выхожу из больницы, пытаюсь взаимодействовать с миром и понимаю, что есть мир, а есть я, и я как будто за стеклом, отдельно. Я не понимаю вообще, что происходит, почему люди радуются жизни, когда существует такая боль и такой ужас.
О понимании
Я столкнулась с одной знакомой в магазине, и она меня спрашивает: «Как дела?» – такой дежурный вопрос, и я ей пытаюсь сказать, что дела плохо, а она: «Перитонит? У меня у мамы был перитонит, ничего страшного, ерунда». И все так реагируют. Ты находишься в изоляции, потому что не можешь эту боль излить, и меру этой боли никто понять не может.
И тут я встретила подругу, которая потеряла мужа. Мы с ней встречаемся взглядами, и я вижу, что меня понимают. Человек, у которого был опыт серьезной боли, никогда не сможет пройти мимо другого человека с болью. И сейчас у меня уже есть достаточно большая группа людей, с которыми мы общаемся, и нам не надо друг другу ничего объяснять, долгие слова не нужны.
Как сложно держать «видимость»
Очень тяжело и болезненно осознавать, что в какой-то момент сломалась твоя «самость», что иногда буквально по малейшему «чиху» нужно просить у кого-то помощи...
Здоровый человек может во многом рассчитывать на себя, может держать себя в руках, может создать себе какой-то определенный имидж, может делать добрые дела, ни с кем особенно не ссориться. Можно долго создавать такую видимость. А вот когда заболеваешь, вся эта «самость» резко рушится.
А сейчас особенно сложное время. У меня такой характер, что я хорошо схожусь с новыми людьми, свободно чувствую себя в компа-ниях. Но недавно мы ездили к друзьям в гости, и я поняла, что сейчас я нахожусь в состоянии какого-то аффекта. С одной стороны, даже в болезни я научилась сохранять видимость, что все хорошо. Я смеюсь, улыбаюсь, радуюсь, но сейчас со мной, несмотря на лекарства, всегда есть боль. У меня есть такая особенность: чем мне хуже, тем более яростно я смеюсь и шучу. И сейчас часто понимаю, что я не отдаю себе отчет в своих действиях, нет никаких тормозов.