РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Любовь Божия к нам открылась в том,
что Бог послал в мир Единородного Сына Своего,
чтобы мы получили жизнь через Него. (1 Ин. 4:9)
Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
"Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела "великую радость, которая будет всем людям" (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен.
И вот Желаемый, по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных.
Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.
По слову преподобного Серафима Саровского, "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — вот престол, на котором Он любит восседать… “Сыне, даждь Мне сердце твое, — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе”, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие" (Беседа о цели христианской жизни). Господь не гнушается нищими и бездомными, не презирает тех, у кого мало денег и непрестижная работа, и, тем более, Он не пренебрегает имеющими физические недостатки или тяжелобольными людьми. Все это само по себе не приближает и не отдаляет человека от Бога, а потому и не должно повергать его в уныние или становиться причиной губительного отчаяния. Спаситель взыскует нас самих. Сын мой! Дочь моя! отдай Мне сердце твое, — призывает Он (Притч. 23:26).
Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Ин. 14:6). И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование.
Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям. Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды.
Особое слово я хотел бы сегодня обратить к жителям Украины. Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. "Вы слышали, — обращается ко внимающим Ему Господь, — что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми" (Мф. 5:43-45). Пусть эти слова Спасителя станут для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе.
Призываю всех чад многонациональной Русской Православной Церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям. Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов.
В эту же Рождественскую светозарную ночь и последующие святые дни восхвалим и превознесем нашего Спасителя и Господа, благоизволившего многого ради человеколюбия Своего прийти в мир. Подобно библейским волхвам, принесем Богомладенцу Христу свои дары: вместо золота — нашу искреннюю любовь, вместо ладана — теплое моление, вместо смирны — доброе и заботливое отношение к ближним и дальним.
Еще раз поздравляя всех вас, дорогие мои, со светлым праздником Рождества, а также с наступившим Новолетием, молитвенно желаю вам обильных милостей и щедрот от Великодаровитого Господа Иисуса. Аминь.
Рождественское послание
Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Жители благословенной земли Казахстана!
Примите мои сердечные поздравления с великим торжеством, праздником мира и Божией любви – Рождеством Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа!
"Дивиться лишь можно, созерцая дивное Рождение, ибо побеждается естества чин и обычные законы вещей, - восклицает святитель Григорий Неокесарийский, рассуждая о тайне этого праздника. – Новые чудеса поражают меня страхом. Ветхий Денми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Седящий в славе на Небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных".
События многовековой давности, совершившиеся в Вифлеемской пещере, вновь приковывают к себе внимание христиан всего мира, а для миллионов православных верующих Рождество Христово – это не только воспоминание евангельской истории, но и принятие в разум и сердце всерадостной вести о пришествии в мир Бога и Спасителя, о примирении земного и Небесного, о начале новой эпохи в жизни людей, "ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит. 2:11).
Когда мы слышим святые слова рождественских песнопений, наши души наполняются особым переживанием, поскольку по свидетельству святителя Иоанна Златоуста "От праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки". Внимая евангельскому благовестию и размышляя над тайной Боговоплощения, мы открываем для себя "богатство благости, кротости и долготерпения Божия" (Рим. 2:4) и вместе с тем учимся быть благодарными нашему Спасителю за то, что "мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее" (1Ин. 4:16).
"Воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к Раю, - призывает нас святитель Григорий Богослов. - Иди со звездою, принеси с волхвами дары - золото, и ливан, и смирну - как Царю, и как Богу, и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с ангелами".
Говоря о нашей благодарности Богу за Его милости, о любви к Нему, важно помнить, как предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов): "Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное отношение хотя бы к одному человеку: то ты - в горестном самообольщении", а древний подвижник преподобный Антоний Великий говорит: "От ближнего зависит и жизнь, и смерть души. Приобретая брата, приобретаем Бога; соблазняя брата, грешим против Христа". Тем более следует нам быть внимательнее к тем, кто рядом с нами, именно сейчас, когда мир один за другим сотрясают социальные и экономические кризисы, а сердца людей устрашаются от ежедневных новостей про террористические акты и военные действия, разворачивающиеся там, где совсем недавно протекала тихая и безмятежная жизнь. Сегодня Богомладенец обращается к нам, призывая нести благую весть о подлинном духовном мире, который может дать только Господь и щедро дает его верующим. Праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский в своем слове на день Рождества так говорит об этом: "Всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира сего нарушить не могут, если он сам своей волей не вступит снова на путь беззакония и греха".
Известный богослов святитель Илия Минятий, толкуя строки о волхвах, поклонившихся Христу, которые "иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2:12), применяет их к жизни всякого христианина: "Вот это и есть самое необходимое, что должны сделать и мы. После того как в эти святые дни мы исповедуемся и причастимся, не следует возвращаться опять тем же путем, каким мы пришли; нет, а иным путем: изменим путь, изменим нравы, изменим жизнь. Иным путем! Не станем возвращаться к прежним страстям, прежним грехам, к прежней погибели, а иным путем начнем другой путь - христианской добродетели".
Мы живем на особой земле, именуемой "Антиминсом, распростертым под открытым небом". Степи Казахстана, орошенные кровью и потом бесчисленных мучеников и исповедников прошлого столетия, видели многих святых. Здесь трудились выдающиеся православные просветители, вели уединенный образ жизни монахи, ревностно устраивали церковную жизнь святители Божии. Но главное наше достояние – страдальцы ХХ века, чей подвиг, как путеводная звезда, освещает путь всем современным христианам. В 2016 году мы будем торжественно отмечать 50-летие преставления преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, последнего Оптинского старца, великого молитвенника и чудотворца. После своего освобождения из КарЛага в апреле 1939 года, старец получил возможность вернуться в любую российскую область, где его ждали духовные чада, но неожиданно сказал: "Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая Родина. Я остаюсь!". В этих словах слышится завет преподобного Севастиана всем нам о необходимости исполнить возложенное на нас Самим Богом послушание - быть хранителями православных святынь Казахстана и развивать духовную жизнь в нашей стране.
В светлые рождественские дни будем усердно молиться Господу о том, чтобы Новый 2016 год стал временем мира и благоденствия для народа Казахстана. Бог же терпения и утешения да дарует всем нам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (см. Рим. 15:5).
"Христос раждается – славите! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситеся!".
Поздравляю казахстанскую паству с праздником Рождества Христова и Новым годом!