Слово в неделю о слепом

«Егда в мире есмь, свет есмь миру» (Иоан. 9:5).

Сказав эти слова, Господь наш как бы в оправдание их немедленно отверз очи слепорожденному и таким образом просветил его (Иоан. 9:6—7). Но не для одних слепцов, которых так часто исцелял и просвещал Господь, Он на земле явился светом: нет, Он был и остается светом миру, светом для всех людей, и следовательно для каждого из нас.

Первое свойство света то, что он прогоняет тьму и делает предметы видимыми. И Господь Иисус говорил о Себе: «Аз Свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет» (Иоан. 12:46). Он разогнал духовную тьму, облегавшую весь род человеческий впродолжение тысящелетий: тьму невежества, предразсудков и заблуждений, тьму многобожия, идолопоклонства и всякого рода суеверий. Он «дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго», которого «никтоже виде нигдеже» (Иоан. 1:18; 1 Иоан. 5:20). Он уяснил для нас нашу собственную судьбу от ея начала до конца, возвестив нам о нашем происхождении и высоком предназначении, о нашем падении и средствах к возстановлению. Он открыл нам и тайну бытия мира: его начала, цели, отношения к Богу и человеку. И ныне, ходя во свете лица Христова, мы видим все существующее в истинном виде, хотя видим «верою», а не знанием: потому что область святых истин, открытых нам Христом, есть область вышеопытная, и не подлежит ни нашим чувствам, ни изследованиям нашего разума, который даже на самых высших степенях своего развития, пока человек остается во тьме, в состоянии только гадать о ней, и высказывать одни мнения, предположения.

Но свет не только светит, а и живит: способствует развитию, возрастанию, созреванию живущих существ. И Господь Иисус сказал о Себе: «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Иоан. 8:12). Христос есть для нас свет животный: потому что, «просвещая всякого человека, грядущого в мир» своим учением (Иоан. 1:9), Он действительно и оживляет каждого верующаго, или возраждает духовно в таинстве крещения, сообщает каждому верующему «вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию», чрез таинство миропомазания (2 Петр. 1:3), удостоивает каждого верующого приобщаться вечному животу в таинстве евхаристии, снова оживляет всякого согрешившаго, но кающагося христианина, в таинстве покаяния. Христос есть для нас свет животный: потому что, просветив наш разум истинами веры и надежды, просветил и нашу волю истинами любви, указал нам путь живота духовнаго, уяснил нравственные законы, которые хотя начертаны в нашей совести и сердце, но вследствие грехопадения омрачились в нас и ослабели; а с другой стороны и потому, что способствует нам своею благодатию идти по этому пути живота, возрастать и укрепляться в христианском благочестии, приносить духовные плоды, как «действуяй» в нас «и еже хотети, и еже деяти» все доброе «о благоволении» (Флп. 2:13).

Обратимся к самим себе. Мы призваны «в чудный свет» Христов (1 Петр. 2:9), окружены этим светом, называемся «сынами света» (1 Сол. 5:5): что же, действительно ли он просвещает нас и оживляет? Увы! Многие, даже весьма многие из нас мало знают истины откровения, возвещенныя Христом, и следовательно остаются во тьме; другие, если и достаточно знают эти светоносныя истины, но слабо веруют в них, или почти не веруют, и таким образом сами закрывают свои духовныя очи от света Христова: ибо только веруяй, как сказано, во тьме не пребудет; третьи — наибольшая часть — мало согреваются лучами благодати Христовой и не живут жизнию о Христе, а предаются «делом неплодным тьмы» и смерти (Ефес. 5:11). Скажите, этому ли надлежало быть? Для того ли нам дарован свет Христов, чтобы мы пребывали во мраке? Для того ли мы сделались христианами, чтобы жить по-язычески?

Все вы, которые мало знаете истины откровения, старайтесь изучить их, да возсияет на вас свет Христов; все вы, которые слабо веруете в истины откровения, старайтесь стяжать и укрепить в себе веру, да просветиг вас Христос; все вы, которые пребываете в смерти по грехам своим, старайтесь обратиться к Богу, да оживотворит вас Христос. Да явимся все мы, братие, не по имени только, а по самой жизни «сынами света» Христова. Аминь.

Митрополит Макарий (Булгаков)

 

Верность Богу святой Ксении Петербургской

Петербург конца XVIII в. хотя и не был столь шумным и многолюдным как сегодня, однако и в те времена вряд ли мог считаться тихим островком спасительного мира. По России было еще достаточно мест необжитых и уединенных, привлекавших самоотверженных делателей спасительного поприща мирного служения Богу. Казалось, что туда и должны были стремиться все, искренне желавшие посвятить свою жизнь Создателю.

Тем более странно выглядит на фоне столичной суеты фигура блаженной Ксении. Казалось бы, что забыла среди шумных улиц большого города женщина, определившая своим уделом жизнь только по евангельским заповедям вопреки всяким человеческим мнениям. Неужели, одетая в мужскую одежду, называвшая себя по имени умершего мужа Андреем Федоровичем, блаженная рассчитывала на понимание и сочувствие со стороны окружавших? Или, может, она целенаправленно желала терпением унижений от других усилить свои подвиги?.. Если так, то сперва все действительно шло по плану: когда целыми днями, летом и зимой, в стужу и зной святая бродила по Петербургу, злые люди и особенно уличные мальчишки часто глумились и смеялись над ней. Однако вскоре окружающие стали замечать, что в ее словах и поступках кроется глубокий смысл. И когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Каждую же ночь святая Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила в поле и молилась до самого рассвета. Здесь, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно». Все это вызывает еще большее недоумение: зачем святая возвращалась в столицу, почему она не оставалась постоянно в месте, где ей было так хорошо пребывать с Богом?..

Конечно же, ответ на этот вопрос лежит за гранью словесных форм. Его трудно постичь одним рассудком. Однако христианское сердце тем и отличается от сердца неверующего, что оно не отказывается от истин, которые не может постичь разум. И это признание силы души, способной действовать вопреки рассудку, приближает нас к пониманию подвига святой. Но это не все.

В образе блаженной Ксении каждый находит что-то родное и близкое. Кажется, что между святой и душой конкретного человека нет никаких барьеров, никаких непонятностей, различий во взглядах. Скажи слово, разбуди сердечное чувство – и тебя сразу же услышат, поймут, утешат…

Откуда такая сила, дерзновение, любовь?

В Священном Писании есть замечательные слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). Святая Ксения смогла сохранить свое сердце и его главное сокровище – верность Христу. Вот о чем, прежде всего, свидетельствует жизнь родной Ксеньюшки – о всепобеждающей силе верности Богу. Это был дар ее сердца, следуя зову которого она могла вопреки суете и мнениям, насмешкам и льстивому вниманию окружающих сохранять свою душу невредимой. Она не искала Христа ни в аскетических подвигах, ни в удалении от суетного мира, но просто оставалась верной Его заповедям, не боясь погрузиться в бушующее море столичной суеты. Тот путь внешнего безумия, которым святая следовала, был дан ей Господом как ответ на искреннее желание сохранить верность и Богу и любви к супругу, которой Вседержитель облагодетельствовал ее сердце. Ее подвиг остается сокровенным, но плоды его и по сей день радуют прибегающих за помощью к святой Ксении. Своим юродством она лишь свидетельствовала об истине, которую твердо запечатлела в сердце: верность Богу можно хранить всегда и везде, при любых обстоятельствах. Бог хранит нас, а не мы Его. Поэтому там, где есть искреннее желание следовать евангельским заповедям, уже нет страха перед действительностью. Верное сердце видит перед собой только Бога, и Его реальность, выраженную в Евангелии, ставит выше всего видимого. Верный Богу не боится делать решительные шаги, поскольку доверяет определять их направление Творцу… О силе сердца, верного своему Создателю, и свидетельствуют удивительные тепло и милосердие святой Ксении, которые делают ее близкой и родной каждой православной душе.

Роман Савчук

 

К матушке пришли…
Памяти блаженной Ксении

…Смоленское кладбище подобно спящему ребёнку: глубоким миром и чистотой веет на его аллеях. Ради чего только не идём мы ко Ксении Блаженной! Выплакать горе, вымолить удачу — и каждый замкнут в себе, в своей беде, в своей радости… В своей молитве. И это понятно, и странно было бы прийти ко Ксении, чтобы поглазеть на народ. Но вот я впервые у Блаженной не ради молитвы, а именно ради молящихся. Смотрю, озираюсь, вглядываюсь. Удивительно! Нет на этих людях всем нам знакомой печати «церковности», привычного благочестия, заученной молитвенности. Люди одеты не слишком благочестиво, зато в глазах, на устах не вычитанная из книжки молитва — из сердца рвущаяся мольба. Заговорить с ними? Но они сюда не для бесед пришли.

Вот мужчина — солидный, хорошо одетый, уверенный в себе. Подходишь к нему с вопросом — а он вдруг в слёзы:

— Сын погиб… Виталик… Двадцать три года было… Может, хоть Ксения подскажет, как дальше-то жить?

Вот нарядная дама с маленьким ребёнком:

— Я Ксении очень благодарна… Она мне так помогла… Чем? Ну, я любила одного человека… И очень хотела выйти за него… И вышла. А сейчас о другом прошу: мне операция предстоит… Так боюсь…

Молодой парень смущается:

— Я когда с девушкой своей поссорюсь, всегда сюда прихожу… Помогает…

Мужчина спортивного вида охотно отвечает:

— В первый раз сюда пришёл, когда на тренировках перестарался: сместились позвонки, еле двигался. Дополз сюда, прочёл акафист — обратно пошёл как новый. А сейчас я в Америке живу, но Ксению не забываю: как останусь без работы, так сразу ей молюсь — и сразу что-то очень приличное находится.

Женщина в слезах:

— У меня папа умер. Остались мы с мамой вдвоём… Мне Ксения однажды очень помогла: получила я через неё очень ценный совет… Верю, что и теперь поможет.

Пожилая женщина:

— Поживите-ка с моё по коммуналкам, узнаете, почем фунт лиха. А Ксения мне квартиру послала чудесным образом…

Всё-таки, для хорошего разговора нужен свой человек, церковный, понимающий, что к чему. И нашёлся такой человек, даже двое, супружеская пара — Александр и Марина Соколовы. Сидим с ними в храме и беседуем не спеша.

— Когда вы впервые узнали, что есть такая святая Ксения? Можно этот момент вспомнить?

— Можно, можно, — отвечает Александр. — Лет 15 назад наша соседка дала нам книжечку почитать — житие матушки Ксении. И прочитали, — а сами ещё и не крещены были. И никакого особого впечатления не получили: так — приятное, познавательное чтение, сердце спокойным осталось. Но прошёл год, мы крестились… И вскоре привёл Господь встретиться с Матушкой, так сказать, лицом к лицу… Шёл тяжёлый 1993-й. Возвращаюсь из отпуска и вижу: тёщенька моя из Пскова приехала. Плачет горько! На работе её сократили, с жильём какие-то трудности начались, и ещё что-то, и ещё… Тут же отправляюсь с ней на вокзал — едем во Псков, чтобы на месте посмотреть, чем можно помочь. А как помогать?! Ума не приложу! Я с такими делами не сталкивался никогда — с чего начать? Чем закончить? И вот, не доходя до вокзала, я ни с того ни с сего отправляюсь в ближайший храм и покупаю акафист Блаженной Ксении. И всю дорогу до Пскова, четыре часа с лишним, читаю его. И всё решилось самым лучшим — и совершенно чудесным — образом. Меня словно за руку кто-то вёл.

И это ещё не всё. Возвращаюсь в Питер счастливый, умиротворённый: не столько оттого, что беду от тёщи отвёл, сколько оттого, что молился всей душой и был услышан. Это впервые со мной такое! Удивительно! За окном лето: смотрю, улыбаясь, как мимо проносятся коттеджи наших первых богачей… Думаю: Бог с ними, с богачами, а вот строителям этих дач можно позавидовать — работа на природе, понятная, интересная, и деньги за неё платят… А у меня-то… И ведь не просил ни о чём, не молился, но приехал в город, не успел домой прийти, как мне встречается знакомый и предлагает: «Бросай ты свою работу, иди с нами коттеджи строить!» И все эти тяжёлые 90-е годы мы с семьёй прожили спокойно: новая работа кормила исправно. Вот с тех-то пор мы с Мариной и уцепились за зелёную юбку матушки Ксении — так и идём по жизни… Любим мы Матушку. Всегда она с нами. Это не фантазии, не восторженность, это действительно так.

В жизни чего только не пришлось вынести… Вот дочка младшая у нас умирала… Онкология… Лежала в реанимации, и никто нам ничего утешительного не говорил. Всё, конец! Что делать? Как всегда — идём ко Ксении. Цветы купили для Матушки… Стоим, молимся — но не словами: какие там могут быть слова? Душой говорим. И ведь что такое поход на Смоленское? Стоишь там, в часовне, на душе и боль, и отчаяние — а всё равно сердцу тепло, и чувствуешь, что рады тебе, и уходить не хочется… Возвращаемся домой: куда делась тревога? Всё спокойно, надежда тверда… И надежда не посрамила: Маша вышла из больницы.

— Мне предстояла операция, — рассказывает Марина. — Врачи сказали: или решайся, или оставишь детей сиротами. Ну, решилась… А для операции-то деньги нужны! А денег нет. Просто нет, и всё! Я сама не своя, а Саша мне говорит: «Да ты ко Ксении сходи!» И я сразу как-то успокоилась, пошла на Смоленское, помолилась… Иду опять к врачам: «У меня нету денег! У нас трое детей…» И вдруг зав. отделением мне говорит: «Ну ладно, а 150 рублей у вас найдётся на шприцы?» И сделали всё бесплатно! Как за такое благодарить?

— Обо всём не расскажешь, — говорит Александр. — Но вот что случилось не с нами, а с нашим знакомым. Он попал к сектантам. И крепко там увяз, и не просто рядовым прихожанином был, а пост какой-то занимал немаловажный… А человек-то хороший! Мы любили его и всегда молились матушке Ксении, чтобы вывела его на верный путь. И что же вышло? Сектанты его сами выгнали! Он занимался искусственным мрамором — реставрировал дворцы, музеи, храмы… Вот пригласили его с бригадой поработать в одном храме… Сектанты узнали об этом и выставили ультиматум: «Или уходи из секты, или откажись от заказа! Как ты смеешь работать на этих еретиков!» Подумал наш знакомый: как отказаться от заказа? На нём же бригада, людям деньги нужно зарабатывать! И ушёл из секты. И больше к ним не вернулся. А недавно мы узнали, что его бригаду пригласили реставрировать Ксеньину часовню! Это ли не ответ на наши молитвы?

А бывает, что и не приветит Ксения. Я тоже хотел поработать в её часовне, договорился обо всём, отпуск взял посреди зимы… Ждал-ждал вызова — не дождался, всё сорвалось! Не пустила меня Матушка. Почему? Стало быть, есть за что…

Вы поймите: Ксения Блаженная — это человек, рядом с нами со всеми живущий, это не машина для исполнения желаний: ткнул на кнопку — и получил заказ! Нет… Тут только любовью всё делается. Я замечал: придёшь, бывало, на Смоленское без особой просьбы — просто пообщаться молитвенно с Матушкой… Постоишь, приложишься к могилке, прочтёшь акафист… Возвращаешься обратно, и в душе такое чувство, будто произошло что-то очень важное! Что? Трудно сказать, невозможно сказать… Но это «что-то» бывает важнее иной исполненной просьбы. И такая радость: чувствуешь, что вот она, Матушка, рядом, не забывает тебя, привет передаёт. Нет, это не фантазия, не воображение, — это живое, тёплое чувство. Те, кто любит всё объяснять по-житейски, — те любому чуду найдут объяснение. Помню, говорил с товарищем по работе: делились друг с другом своими мечтами… Потом предлагаю ему: давай на Смоленское сходим — может, Матушка поможет нам?.. Он с недоверием, но согласился… В течение года большая часть его желаний исполнились! Я ему говорю: «Ну теперь-то ты веришь?» А он усмехается и начинает всё объяснять простыми житейскими причинами… Да ведь причины причинами, а жизнь могла повернуться совсем иначе — и ни одно желание не исполнилось бы!.. Нет, всегда надо замечать ответ на свою молитву, а заметив, — благодарить. Вот, цветы к часовне принести… Мы тут решили: что зимой простые цветы нести, — они же погибнут тотчас. Давай купим цветок в горшке! Так и сделали — теперь и стоит наш цветок возле могилки…

Алексей Максимов