Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в Евангелии вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю, о том, что Сын Человеческий (так называл Себя Господь) пришел взыскать и спасти погибшего (Лк. 19:10). Все вы читаете Евангелие и подумайте, что значит: «взыскать и спасти погибшего?» Каждому бросается в глаза страшное слово – «погибшего». Кого оно означает? Кого пришел «взыскать и спасти» Господь? Иуду ли, который вместе со всеми учениками несколько лет ходил и общался с Господом Иисусом Христом, видел все Его чудеса, но продал Господа? Продал своего Учителя за деньги и погиб. Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, потому что на улицах останавливались и молились, когда хотели дать нищим милостыню, то не тайно это делали, как Господь требует, а звонили или трубили в рожок, чтобы нищие видели и собрались к ним, сбегаясь со всех сторон, так что народ начинал смотреть, и тогда они величественно раздавали милостыню? Фарисеи всеобще лукавили и представлялись очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было платка носового нести, потому что это, оказывается, тяжесть – вот как они «исполняли» заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли.
Так показали себя эти благочестивые фарисеи, священники и богословы. Они явно погибали. Спасет их Господь? Он еще до распятия Своего говорил им: «Змии, порождения ехидновы, не избежите вы гнева грядущего» (Мф. 23:33). Господь их не спас, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой, явившемуся в деяниях Христовых. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад Твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38), – вот приговор Спасителя еврейскому народу, не пожелавшему спасения.
И много раз вы слышали, что случилось с этим народом, с Иерусалимом, как он погиб, как все было разрушено, разрушен был храм, а потом даже и само место города было распахано. Господь не спас их, ибо Он пришел взыскать и спасти тех погибших, которые с сокрушением сердечным сознают свою гибель, которые понимают, что они далеки от Господа, что они грехами своими оскорбляют Господа каждый день, каждый час, каждую минуту. Если человек осознает это свое ужасное состояние, осознает, что он гибнет, что он недостоин обратиться к Господу, что он не христианин, не последователь Господа, а враг Божий, так как постоянно нарушает волю Божию, заповеди Божии (ибо как я могу сказать, что я верую в Господа, когда я не верю Его словам и не хочу с ними считаться), если человек осознает все это и припадет ко Господу, дома на молитве, в уголке своем поплачет пред Господом: «Господи, видишь мои согрешения, считаю себя христианином, но каждый день, каждую минуту оскорбляю Тебя, делаю наперекор всем Твоим повелениям, Твоим заповедям; Господи сознаю, что я погибаю, будь милостив, спаси меня, нет у меня надежды на свои дела», – когда так припадает человек к Господу, от всего сердца со слезами обвиняя во всем себя, а не других, – тогда он окажется в числе тех погибающих, которых пришел спасти Господь. Всех тех, которые сознают себя погибающими, тех, которые каются пред Господом, которые не скрывают, а, напротив, открывают самих себя, все свои мерзости, все свои гадости Господу, плачут о них, их пришел Господь спасти.
Вот почему Спаситель и говорит фарисеям и всем мнимым праведникам, то есть тем, которые считают себя праведниками: «мытари, грешники, любодейцы предваряют вас», т.е. раньше вас войдут в Царствие Божие, потому что они видели свои грехи и каялись в них. Мытари, например, видели, что они брали больше, чем требовалось законом, видели, что они обманывали народ, и когда сознавали это, то плакали о своих грехах, как в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14) или как мытарь Закхей (Лк. 19:2-10). Любодейцы также не могли не видеть, что они грешат, и они восплакали пред Господом. Грешница обливала ноги Его своими слезами, умоляя Спасителя о прощении, и Господь простил ее. Мнимые же праведники, которые надеялись на свои дела, добрые только по наружности, а внутри испорченные то тщеславием, то расчетом, то лицемерием и лукавством – были осуждены и отвергнуты Спасителем. Так были погибающие, как Иуда, и целые города: Иерусалим, Вифсаида, Хоразин, Капернаум, – затем фарисеи, заживо осужденные Господом, как не раскаявшиеся. Они не получили спасения. Господь, пришел взыскать и спасти тех погибающих, которые сознали свою гибель, которые никогда не старались казаться пред людьми хорошими, сознавали свои грехи, плакали пред Господом, умоляли Его, чтобы Он простил их.
Если и мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи и спас нас, то мы также не должны выставлять себя праведниками, а должны дома в уголке просмотреть себя, свою жизнь, поплакать пред Господом, и не раз, и не два, а, если возможно, каждый день умолять Господа: Господи, я погибаю, потому что я не верю Тебе, спаси меня…
Игумен Никон (Воробьев) 1963 г.
Советы и изречения святителя Феофана Затворника
• Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
• Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причёсывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали.
• С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное.
• Следует о житейских делах хлопотать, как о Господнем поручении и как пред Господом. Когда так настроитесь, то ни одно дело житейское не отдалит вашей мысли от Бога, а, напротив, приблизит к Нему.
• Хозяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут.
• Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя.
• Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
• Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на своё нехотение.
• Много на небе уготовано обителей; но все они — обители страдавших и скорбевших.
• Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает или даже более: берёт за руку и ведёт.
• Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно даёт долгоденствие.
• Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
• Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды.
Святой преподобный Феодосий Великий
Преподобный Феодосий Великий (день памяти – 24 января) жил в V – VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.
В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.
К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.
В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках – греческом, грузинском и армянском.
Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 – 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: “Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема”. За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.
Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.
Просто в нас входит Господь
Мне кажется, вера измеряется тем чувством, которое возникает при нашем приближении к Святой Чаше. Да, мы с вами говорили о том, что человек чувствует во время молитвы, – и эти чувства также являются показателем веры, – но сейчас речь идет именно о Святом Причащении. Подходя к Чаше, чувствуем ли мы, как по-другому начинает биться сердце?
Молитва – это выражение любви к Богу. Приобщение Святых Христовых Таин – тоже, но помимо этого происходит еще и нечто большее, несравненно большее. Нет, мы не получаем при этом какую-то божественную силу, как думают те, кто говорит: «Тебе нужно причаститься, чтобы выздороветь!»
Конечно, причащение, несомненно, полезно для души и тела, но здесь нет никакого волшебства или магии. В нас входит Сам Господь. Наше тело соединяется с Его телом; в наших венах начинает течь кровь Христова; Его дыхание становится нашим дыханием. Мы начинаем являть с Ним одно целое – наше бытие смешивается с Божественным бытием, и жизнь Христа становится нашей жизнью, открывая горячее желание соединиться с Ним.
Приобщение Христовых Таин – цель Литургии. Именно для этого она служится. И те из нас, кто не приступает в данный момент к Святой Чаше, радуются за причастников и одновременно испытывают чувство, похожее на ревность. Ревность в хорошем смысле этого слова – когда думаешь: «Как же мне тоже хочется причаститься! В следующий раз непременно исправлю то, из-за чего сегодня не причастился; сделаю всё, что скажет духовник, и непременно причащусь!» Если этого чувства нет – значит, человек не ощущает по-настоящему, что есть Причастие; он равнодушно смотрит, как остальные подходят к Чаше, думая: «Сколько можно? Скорее бы всё закончилось!» Святое Причастие не трогает этого человека.
Человек, подходя к Чаше, приближается к Солнцу
В детстве мне нравилось смотреть, как люди причащаются. Мне казалось, что человек, подходя к Чаше, приближается к Солнцу, а приобщившись, принимает Его свет и тепло. Как солнце – одно, но при этом все согреваются его лучами, так и Господь входит в нас через святое Причастие, и каждый принимает в себя не часть Христа, а всего Его, какой бы ни была частица, полученная от священника.
И если бы мы спросили Господа: «Господи, чего бы Ты больше всего хотел от нас?»; если бы могли заглянуть в сердце Христа и узнать Его самое большое желание, – думаю, что Он сказал бы нам примерно то же самое. Господь больше всего хочет стать с нами од- ним целым. Мне кажется, мы услышали бы от Него примерно такие слова: «Дитя мое, больше всего Я хочу соединиться с тобой. Потому Я и стал Человеком, чтобы быть таким, как ты. И потому завещал тебе святое Причастие – чтобы ты, получив этот дар, стал таким, как Я, и мы вдвоем соединились бы в одно целое». А вот что говорит нам Откровение, гораздо более авторитетный источник: «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20). Святое Причастие, Вечеря, – это соединение с Господом. Мы полностью соединяемся и отождествляемся с Ним.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Два подаяния
Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал:
– Давай что можно, елико душа возможет. Один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая, и что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал: той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: «На тебе твой платок!»
«Милостыня»