Сегодня Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Под этим наименованием подразумевается празднование в честь родственников по плоти Господа и Спасителя — Обручника Иосифа, святого царя, пророка и псалмопевца Давида и святого апостола Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского.
Обручник Иосиф, вдовец, которому на 80-м году жизни первосвященник благословил принять в дом Деву Марию для хранения Ее девственности и чистоты, который в детстве воспитывал Спасителя как отец, который уберег Пречистую Деву Марию и родившегося Младенца Иисуса от гнева Ирода бегством в Египет, прославлен Церковью как ближайший по плоти родственник Господа и Спасителя.
Сегодня Церковь вспоминает также святого царя, пророка и псалмопевца Давида, потому что род Иосифа был из колена и рода Давидова. Именно святой царь, пророк и псалмопевец, много сделавший для укрепления веры в единого Бога, проживший долгую жизнь, этой жизнью запечатлел свою веру в пришествие Мессии, Спасителя, Избавителя мира, Которым и явился Господь наш Иисус Христос, по плоти Своей — от колена Давидова, рожденный Пречистой и Преблагословенной Девой Марией.
Обручник Иосиф был женат первым браком на женщине по имени Саломия, у них было несколько детей. Старший, Иаков, жил вместе с Иосифом и, по преданию, вместе с ним и Пречистой Девой Марией бежал в Египет. Церковь именует Иакова братом Господним и первым епископом Иерусалимским, потому что после вознесения Спасителя он возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.
Вспоминая близких родственников по плоти Господа и Спасителя, мы через церковное торжество утверждаем ценность семейных отношений, ценность отношений между близкими родственниками. К сожалению, сегодня жизнь устраивается так, что люди потеряли представление о Божественной ценности семьи. Почему Божественной ценности? Да потому, что семья есть Божественное установление. Однако на людей обрушивается информационный поток, который не несет в себе никакого представления о ценности семьи, — напротив, грех как образ жизни романтизируется современным псевдоискусством.
Но семьи распадаются еще и потому, что люди оказываются неспособны в близком общении нести тяготы друг друга и так исполнять закон Христов (см. Гал. 6:2). Молодые люди, вступая в брак, в первую очередь ждут от брака наслаждения. Но брак — это не только наслаждение и общение любящих друг друга людей, это и ношение тягот друг друга. А тяготы являются и в болезнях, и в скорбях, и в неудачах по работе, и в потере материального благополучия, в потере жилья, работы, — да какие только трудности не появляются на пути людей! И встречать эти трудности семья должна как одно целое. Жена не должна постоянно говорить мужу, что он неудачник, если причиной неудач не является его грех или слабость, как это иногда бывает в случае злоупотребления алкоголем. Жена должна мужественно воспринимать часть того, с чем сталкивается муж, в том числе проблемы, с которыми ему предстоит бороться.
Так же и мужья должны принимать на себя тяготы жен, особенно когда их посещает болезнь или когда уходит молодость. Эти тяготы мужья должны воспринимать с благодарностью Богу — за дар любви, за дар семьи, за дар детей, и мужественно встречать разного рода искушения, сохраняя верность жене, семье, единству семейного очага.
Праздник Рождества люди иногда называют семейным праздником — и не только потому, что существует обычай отмечать его в семье, но и потому, что это праздник семьи. Младенец Иисус родился в семье. Он был Богочеловеком, Его Отцом был Сам Бог, но по Божией воле Он родился в человеческой семье. Его окружали не только Мать и Обручник Иосиф, но и другие родственники, поэтому мы и называем этот праздник семейным праздником, утверждающим семейные ценности.
Будем молиться Господу, Его Пречистой Матери, Обручнику Иосифу, царю Давиду, Иакову, брату Господню, чтобы их молитвами Господь укрепил и благословил семьи наши, укрепил любовь между супругами, между детьми и родителями, дабы через семейную жизнь осуществлялось то великое призвание человека, которое связано с продолжением рода, с воспитанием следующего поколения в вере и благочестии. И будем помнить, что от семьи во многом зависит и состояние человеческого общества, а от состояния общества зависит и состояние государства, состояние всего рода человеческого. Молясь о благополучии семей, мы одновременно молимся и о тех, у кого нет семьи, потому что нравственная закваска, являемая миру через семейные отношения, благотворно сказываясь на общественных отношениях, благодатно отображается и на жизни людей одиноких.
Да хранит Господь семьи наши, родителей и детей, да поможет Он всем нам хранить веру православную, а вместе с ней — уважение к семейным отношениям, Богом данным роду человеческому. Аминь.