11 сентября 2019 года 179 представителей духовенства, монахов и мирян Элладской Православной Церкви опубликовали открытое письмо по «украинскому вопросу» к Архиепископу Афинскому Иерониму и архиереям, сообщает vimaorthodoxias.gr.
В открытом письме 179 подписантов, духовенство Элладской Православной Церкви, заявляют о том, что им известно о давлении, которое испытывает Элладская Церковь в «украинском церковном вопросе».
Тем не менее, по их словам, несмотря на то, что «Константинопольский патриархат «имеет право предоставлять автокефалию любому народу, имеет право возвышения до уровня автокефалии только при соблюдении четких и строгих условий, изложенных в церковной традиции и в соответствии с православной экклезиологией и каноническим порядком», в случае с автокефалией новой украинской церковной структуры ПЦУ, эти условия «не были соблюдены».
Авторы открытого письма поясняют причины этого.
Во-первых, считают они, «автокефалию не попросила признанная всеми православными церквями, даже Вселенским патриархатом, Церковь Украины во главе с Митрополитом Онуфрием, 90 епископами, 12000 приходами, 250 монастырями, 5000 монахами и монахинями, и миллионами верующих. Каноническая церковь, имеющая на это полное право, не просила и не приняла автокефалию. Возможно ли, чтобы её принуждали насильно или наказывали за то, что она её не приняла?»
«В то время как все, даже Вселенский Патриархат, признают присутствие Митрополита Онуфрия и 90 епископов (нет никакого канонического акта об их эктронизации/смещения с престола, или отлучения, или запрещения в служении), рядом с канонически существующей, создается параллельная церковная структура», – подчеркивает духовенство.
Кроме того, по их мнению, «Церковь Украины канонически принадлежит Московскому Патриархату, а не Вселенскому. Все до сих пор предоставленные автокефалии Константинополя были созданы в рамках его юрисдикции».
«Почти все Поместные Церкви имеют серьезные сомнения относительно каноничности и законности священства новой церкви. К тому же около 15 из 50 ее епископов получили свой «сан» путем самохиротоний! Нигде не было такого прецедента! И ни одна Православная Церковь не признала предоставленную автокефалию, событие беспрецедентное в истории Церкви!», – поясняют подписанты.
Духовенство пишет: «Мы не можем понять, как без совместного решения всех Поместных Церквей, сборище отлученных, анафемствованных, саморукоположенных раскольников без демонстрации покаяния одним актом было восстановлено, образовано в «объединительный собор» и одновременно получило «автокефалию», а канонические епископы, которые составляют канонический Синод, выражающие каноническую Церковь, полностью преданы презрению».
Священнослужители Элладской Церкви подчеркивает: «Крайне печально осознавать, что в то время как ранее, несмотря на политические интересы и чрезвычайно сложные времена, Вселенский Престол со своими святыми Патриархами боролся за единство народов России под единым духовным и церковным управлением, сегодня он поддается соблазнам и трансатлантическому давлению и пытается насильственно разделить их, вовлекая Православную Церковь в геополитические интересы и превращая Церковь Христову в часть геополитических процессов и проблем. Возможное признание автокефалии со стороны Элладской Церкви, без всеправославного решения, вовлечет и нашу Поместную Церковь в геополитические шахматы».
Ниже СПЖ приводит полный текст перевода открытого письма. С оригиналом можно ознакомиться по ссылке.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПО УКРАИНСКОМУ ВОПРОСУ
Его Блаженству Архиепископу Афинскому и всея Греции г-н Иерониму, Афины,
Их Преосвященствам Митрополитам Элладской Церкви, на местах
Ваше Высокопреосвященство,
Ваши Преосвященства,
Как члены Православной Церкви и духовные сыновья Вашей Епископально-отеческой иерархии мы испытываем потребность обратиться к Вам как нашим духовным и церковным отцам, чтобы выразить нашу обеспокоенность по поводу неканонического предоставления Украинской Автокефалии.
Мы разделяем и Вашу обеспокоенность и серьезные канонические и церковные опасения и сомнения, выраженные прямо и косвенно, в духе вашего пастырского суждения. Нам также известно о давлении, которое испытывает Элладская церковь и ее Архиереи, чего не должно было бы быть, со стороны различного рода церковного и нецерковного окружения. Мы хотим верить, что здравые духовные традиции наших епископов смогут справиться с нападками извне.
Естественно, мы чтим и уважаем Вселенский Константинопольский престол, который имеет преимущество чести и первой кафедры среди Православных Церквей. Несомненно, преимущество чести, предоставленное Вселенскими Соборами, остается, непрестанно, навечно.
Прерогатива Константинополя существует и осуществляется исключительно в рамках свято-духовной синодально-иерархической системы общения Поместных Православных Церквей, а не вне и над этим: она состоит в основном в координации Православных Церквей по важнейшим вопросам межправославного интереса, в председательствовании на межправославных и всеправославных встречах и Соборах, а также в выражении и реализации решений, принятых после всеправославных обсуждений.
Чрезмерное вмешательство, даже для разрешения серьезной проблемы, в чужую юрисдикцию, без согласия, и даже скорее при единодушии в противном, не может быть основано на православной трактовке преимущества чести, но являет собой не что иное, как его изменение и неправильное толкование. Любая попытка навязывания такого толкования будет иметь, к сожалению, очень серьезные экклезиологические последствия с непосредственной утратой почетной первой кафедры. Пример печально известного первенства Рима в качестве первопрестольного в древней церкви демонстрирует серьезность этого вопроса. Искажение и попытка преобразования преимущества чести в преимущество власти подрывают православную экклезиологию и ведут её к папизму со всеми вредным последствиям.
Как греки по происхождению, мы чтим и уважаем Патриархат Рода (греческого – ред.), когда он выражает любовь. Мы опечалены, потому что сегодня мы видим, как из-за неправильного выбора его руководства, Он находится в опасности оказаться в изоляции и потерять свою координирующую роль в православных отношениях, а также в выражении и реализации воли Поместных Православных Церквей. Дальнейшее настаивание на неправильном выборе будет иметь только более неблагоприятные последствия для престола.
Вселенский Патриархат имеет право предоставлять автокефалию любому народу, имеет право возвышения до уровня автокефалии только при соблюдении четких и строгих условий, изложенных в церковной традиции и в соответствии с православной экклезиологией и каноническим порядком, которые не были соблюдены в данном случае.
Мы не можем разделить мнение о том, что отрицание принятия Автокефалии в Украине ставит под сомнение автокефалию, предоставленную в XIX и XX веках. Это утверждение не имеет никакого канонического или исторического основания. Нет ни малейшей схожести украинской автокефалии с прочими каноническими автокефалиями других церквей, поскольку:
Автокефалию не попросила признанная всеми православными церквями, даже Вселенским патриархатом, Автономная Церковь Украины во главе с Митрополитом Онуфрием, 90 епископами, 12000 приходами, 250 монастырями, 5000 монахами и монахинями, и миллионами верующих. Каноническая церковь, имеющая на это полное право, не просила и не приняла автокефалию. Возможно ли, чтобы её принуждали насильно или наказывали за то, что она её не приняла?
В то время как все, даже Вселенский Патриархат, признают присутствие Митрополита Онуфрия и 90 епископов (нет никакого канонического акта об их эктронизации/смещения с престола, или отлучения, или запрещения в служении), рядом с канонически существующей, создается параллельная церковная структура. Мы (как Церковь – ред.) обвиняем, и абсолютно справедливо, осуждаем параллельные юрисдикции в диаспоре, а теперь мы применяем их в границах Церкви?
Церковь Украины канонически принадлежит Московскому Патриархату, а не Вселенскому. Все до сих пор предоставленные автокефалии Константинополя были созданы в рамках его юрисдикции.
Почти все Поместные Церкви имеют серьезные сомнения относительно каноничности и законности священства новой церкви. К тому же около 15 из 50 ее епископов получили свой «сан» путем самохиротоний! Нигде не было такого прецедента!
Ни одна Православная Церковь не признала предоставленную автокефалию, событие беспрецедентное в истории Церкви!
Крайне печально осознавать, что в то время как ранее, несмотря на политические интересы и чрезвычайно сложные времена, Вселенский Престол со своими святыми Патриархами боролся за единство народов России под единым духовным и церковным управлением, сегодня он поддается соблазнам и трансатлантическому давлению и пытается насильственно разделить их, вовлекая Православную Церковь в геополитические интересы и превращая Церковь Христову в часть геополитических процессов и проблем. Возможное признание автокефалии со стороны Элладской Церкви, без всеправославного решения, вовлечет и нашу Поместную Церковь в геополитические шахматы.
Область Украины (в церковных источниках в основном упоминается как Малороссия) с 988 г. н.э. до 1686 г. н.э. принадлежала Вселенскому престолу. Патриархальным актом Патриарха Дионисия IV она была канонически подчинена Московскому Патриархату. Сам Вселенский Патриархат 332 года трактовал Патриарший акт как полное подчинение Русской Церкви! Уверенность в том была выражена различными способами самим Вселенским Патриархатом, и была зафиксирована официальным образом в Типиках 17-го века, в Синтагматиях/Конституциях 1797 (Св. Григория V), 1829, 1855, 1896, 1902 г.г., выданных в Константинополе Патриаршей типографией» и в Патриарших календарях-ежегодниках и за 2018 г. В том числе! В этих официальных Патриарших изданиях Вселенский Престол принимал без каких-либо оговорок, что Украина подчиняется канонически Московскому Патриархату! Такую же уверенность зафиксировали и делегаты Вселенского Престола (архиводержатель К. Деликанис, преподаватели Митрополит Диоклитский Каллист (Уэйр) (Оксфорд), первосв. Феодор Зисис (Салоники), Василиос Ставридис (Халки), Гр. Ларендзакис (Вена), Вл. Фидас (Афины-Замбези), а также и Вселенский Патриарх Варфоломей, и письменно, и в своей официальной речи в Киеве. Именно таким образом толковался Патриарший акт 1686 года Вселенским Патриархатом в течение 332 лет!
И самое главное: так трактует Патриарший акт в течение 332 лет всеправославное церковное сознание! От знаменитой Конституции Иерусалимского Патриарха Хрисанфса (Нотара) 1715 г. по 2019 год все Типики-Календари-Ежегодники Поместных Православных Церквей считали Украину частью Русской Церкви. Кто может презирать ядро всеправославной церковной традиции и опыта? Кто имеет право стоять выше всеправославного сознания?
Мы выражаем нашу крайнюю обеспокоенность, поскольку не последовало убедительного ответа касательно канонически несуществующего «священного сана» новой церкви. Естественно, при соблюдении строгих условий, церковь может по икономии воспринять хиротонии в расколе и ереси. Но что говорит наша православная церковь об этом? На Востоке у нас нет папского престола, который выражает свое мнение, а другие подчиняются! Но Поместные Церкви на Соборе под председательством Константинопольского Патриарха принимают решение об исцелении раскола и принимают хиротонии! Однако, когда все Поместные Церкви отказались признать такой «священный сан», по какому каноническому праву Константинопольский патриарх может утверждать, что в качестве Первого он выражает церковь и принимает по икономии раскольнические хиротонии? Константинопольский патриарх не выше общего мнения всех Поместных Церквей. Он не папа, который выражает ex cathedra Православную Церковь, не учитывая мнение других своих подчиненных.
К сожалению, рукоположения новой Церкви происходят не только от отлученного и преданного анафеме Филарета, отлучение и анафема которого в течение 26 лет были признаны всем Православием (даже и Вселенским Патриархом), но происходят и от саморукоположенного бывшего дьякона, никогда не бывшего рукоположенным в священники и епископы, обманщика и уголовного преступника Виктора Чекалина. Господи Боже, как же это возможно, чтобы Элладская Церковь признавала саморукоположенных? Ведь мы гордимся во Господе апостольской преемственностью Православного Архисвященства. Возможно ли и после признания «рукоположений» Чекалина продолжать нам проповедовать апостольскую преемственность православных священников?
Как же тогда «исцелилась» «святость» саморукоположенных? Может ли один только патриарх Константинополя своим актом исцелить отсутствие апостольской преемственности? Оправдания, которые приводят сторонники автокефалии, настолько противоречивы и опровергают сами себя, что они не только не убеждают в существовании канонического рукоположения саморукоположенных, но подтверждают отсутствие апостольской преемственности. После этого, с каким внутренним иерархическим сознанием может епископ приступить к признанию таких «рукоположений»? Речь не идет о сомнении в моральной чистоте некоторых лиц, а об онтологическом отсутствии самого ядра священства; у нас не «моральное», а онтологическое «загрязнение» Тела епископскопата на всеправославном уровне.
Мы не можем понять, как без совместного решения всех Поместных Церквей, сборище отлученных, анафемствованных, саморукоположенных, раскольников без демонстрации покаяния одним актом было восстановлено, образовано в «объединительный собор» и одновременно получило «автокефалию», а канонические епископы, которые составляют канонический Синод, выражающие каноническую Церковь, полностью преданы презрению.
Руководство новой автокефальной церкви не дает гарантии надежности, серьезности и церковной этики (см. высказывания «предстоятеля» Епифания о Соединенных Штатах, правах ЛГБТ (движение гомосексуалистов и т.д), сотрудничество с униатами, его участие в разоблачении «Митрополита Киевского» Василия Липкивского и так далее). Откол «почетного Патриарха» Филарета и некоторых «епископов» от новой церкви и его серьезные жалобы самым трагическим образом демонстрируют провал исцеления украинского раскола, потому что не было раскаяния раскольников, самого необходимого условия для исцеления раскола.
Мы никак не можем оправдать предоставление автокефалии в качестве наказания Московского Патриархата за «высокомерие», «антицерковные действия», «беспорядок», «омирение/уподобление мирскому» и т.п. Невозможно использовать автокефалию в качестве наказания непослушных, потому что неуважение и нарушение священных канонов не ведет к подлинному и постоянному решению церковных проблем. В конце концов: какая бы проблема не была у Стамбула с Москвой, как он её исцеляет (?), объявляя целый Синод 90 епископов неканоничным? Презирая целую Церковь с ее 12 000 приходами и миллионами верующих? Вы, архиереи, не сослужили ли вы Блаженнейшему Онуфрию и вместе с его Святым Синодом, когда ездили в Киев? Разве вы не его признавали единственным и каноничным Митрополитом Киевским? Как же теперь Вас призывают вычеркнуть его и вместо него признать кого-то другого? Какую каноническую основу имеют эти требования?
Мы предстоим пред Вами с глубоким уважением и выражаем наши нераздельное сочувствие и поддержку миллионам членов канонической Православной Церкви Украины, которые переносят горе и преследования, потому что хотят остаться в Церкви, в которой родились и выросли. Организованные акции и преследования государственных и внегосударственных органов против канонической церкви в Украине с целью заставить духовенство и верующих перейти в новую церковь показывают провал автокефалии, и что, в конце концов, это не было требованием верующего народа. Как же тогда Элладская Церковь, вместо того, чтобы поддержать гонимых верующих, признает то, что подавляющее большинство православных украинцев отвергло?
Наконец, самое тревожное то, что церковная проблема Украины из проблемы канонической структуры превращается в большую экклезиологическую проблему с постоянной попыткой изменения первенства чести Вселенского Патриархата на первенство власти в стиле папизма.
К сожалению, Вселенский Патриарх в случае украинской автокефалии отказывается от признанной традицией своей координирующей роли и выражения и осуществления синодальных решений поместных православных церквей, поэтому то он и отказывается созвать Всеправославный Собор или Собор Предстоятелей.
Напротив, как папа:
- действует с превышением своих полномочий, в чужой юрисдикции, которая входит в состав России, как он сам до недавнего времени признавал,
- принимает суверенные и независимые решения и против мнения не только самой Церкви Украины, но и поместных православных церквей;
- утверждает, что остальные православные епископы всего мира обязаны принять Его решение;
- считает, что Его решение не нуждается в одобрении другими церквями, но и может быть оспорено или отозвано;
требуется вмешиваться с превышением своих полномочий в Православную Церковь во Вселенной, даже «как само собой разумеющееся и обязательное», «не только в отношении догматов и священных традиций и канонов Церковных положений или касающихся общих вопросов в целом Теле Церкви, но и в каждом относительно важном отдельном вопросе такого интереса или поместной церкви» (Письмо Вселенского Патриарха Варфоломею Архиепископу Албанскому Анастасию, 22.2.2019). Эта Патриаршая фразеология напоминает знаменитый Dictatus Papae (1075 г.) папы Григория VII, который требовал, чтобы все “causae majores” (серьезные вопросы) вселенских церквей подавались папе для решения!».
Более чем очевидно, что если вдруг, не дай Боже, будет преобладать такой подход, в нашей Православной Церкви произойдут серьезнейшие и печальные события.
Ваше Блаженство,
Нежелание предстоящего Постоянного Священного Синода быстро «закрыть» по сокращенным процедурам решение по такой проблемной автокефалии и ваше последующее заявление, что и Вы «не можете» взять на себя ответственность за такое решение, демонстрируют благоразумие и величие смирения наших церковных лидеров, но параллельно они являют нам, что в сознании греческих архиереев остаются свежими клятвы, возносимые пред Священным Жертвенником во время совершения их рукоположения во епископы, когда они пообещали пред Богом и Его Церковью, что будут соблюдать Священные Каноны Церковного Порядка, а также единство Вселенской Православной Церкви.
Злоупотребление священным институтом автокефалии, который, вместо того, чтобы служить единству и стабильности Святых Церквей Господа Бога, стремится взорвать правдивое единство нашей Православной Церкви, делая её посмешищем в глазах врагов Её, мы полагаем, не может быть принято Архиерейским Собором Элладской Церкви. Почему, собственно, одна Греческая Церковь первой возьмет на себя такую ответственность, выступая против церковного сознания всех Поместных Церквей для удовлетворения ложного и неудачного выбора Фанара? Зачем она должна смущать души миллионов православных украинцев, которые путем лишений и гонений борются за то, чтобы оставаться верными своей церковной традиции? Почему, в конце концов, она должна смущать души миллионов верующих во всех Поместных Православных Церквах, которые высоко ценят в своем сознании Элладскую Церковь и считают ее маяком? Мы считаем, что она не окажет хорошей услуги ни себе, ни Вселенскому Престолу, ни Вселенскому Православию.
Мы уверены, что наши духовные отцы не разочаруют нас, и покажут нам православную экклезиологию и канонический порядок как единственные критерии решения украинской проблемы.
Сентябрь 2019
СЛЕДУЮТ ПОДПИСИ ДУХОВЕНСТВА, МОНАХОВ, МИРЯН
- Архимандрит Каравас Максим, Игумен монастыря Св. Параскевы Милохори, Птолемаида
- Архимандрит Пихос Златоуст, Игумен монастыря Животворящего Источника Ланговардас, Парос
- Архимандрит Хатжиниколау Григориос, Игумен монастыря Святой Троицы, Ано Газеа, Волос
- Архимандрит Хрисостом, Игумен монастыря преп. Никодима Пендалофу, Килкис
- Архимандрит Папасотириу Григориос, духовник исихастирия Предтечи Преображение, Халкидики
- Архимандрит Анастасиу Афанасиос, предигумен монастыря Великий Метеор. Каламбака
- Архимандрит Сарантис Сарантос, приходской священник Храма Успения Пресвятой Богородицы Амарусиу, Афины
- Архимандрит Георгиадис Симеон, монастырь Святой Троицы Ано Газеа, Волос
- Архимандрит Гионис Амвросиос, монастырь Святой Троицы Ано Газеа, Волос
- Архимандрит Грациас Лаврентий, Митрополия Флорины, Преспы и Эордеи, Флорина
- Архимандрит Димитракопулос Павлос, Пирейская Митрополия, Пирей
- Архимандрит Калаиндзопулос Игнатий, монастырь Св. Параскеви Милохори, Птолемаида
- Архимандрит Коконос Иерофей, Флорина
- Архимандрит Папаставру Тимофей, проповедник Митрополии Патр
- Архимандрит Петропулос Никодим, приходской священник храма Апостола Павла в Патрах, Патры
- Архимандрит Сьяррас Августинос, Свято-Троицкий монастырь Ано Газеа, Волос
- Первосвященник Металлинос Георгий, Заслуженный профессор Богословского фак-та Афин, Афины
- Первосвященник Зисис Феодор, Заслуженный профессор Богословского фак-та Салоник, Салоники
- Первосвященник Ангелакопулос Ангел, Пирей
- Первосвященник Визиниас Фотий, Профессор математики на пенсии, Салоники
- Первосвященник Гавалас Николаос, Храм Святых Апостолов Псалиди, Афины
- Первосвященник Готцопулос Анастасиос, Свято-Никольский Храм в Патрах, Патры
- Первосвященник Димитропулос Иоаннис, Храм Св. Антония Итеон, Патры
- Первосвященник Кокколакис Василий, Крестовоздвиженский Храм Хололаргос, Афины
- Первосвященник Манолис Николаос, Салоники
- Первосвященник Буздекис Антониос, Свято-Никольский Храм в Никее, Афины
- Архиепископ Паламас Элефтериос, Храм Св. Христофора, Эордеа
- Первосвященник Фотопулос Иоан, Храм Св. Параскевы, Афины
- Первосвященник Цамбрас Афанасий, Храм Апостола Павла, Патры
- Монах Зисис Серафим, Салоники
- Монах Симеон, Капсала, Святая Гора
- Монахиня Мариам, Игуменья монастыря Св. Лаврентия Пилион, Волос
- Монахиня Лаврентия, монастырь Св. Лаврентия Пилион, Волос
- Монахиня Христонимфи, монастырь Св. Лаврентия Пилион, Волос,
И другие, всего 179 подписей.
Источник: Союз православных журналистов