Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.
О свойствах бесов
В Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, «что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню».
Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, «увидев Иисуса», «пал пред Ним», чего бесы, конечно, не могли желать.
Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекращать, они еще смеют просить не мучить их.
Узнаем, что бесы, это – духи, не занимающие пространства: вот, в одном человеке – целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других существ.
И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море.
Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.
Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: «как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми»! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет «у ног Иисуса», одетый «и в здравом уме». Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его «удалиться от них».
Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан «во Христе на добрые дела», Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных «на уловление и истребление» (2Пет. 2:12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.
Протоиерей Вячеслав Резников
Мы постоянно чего-то ждем и требуем
Несколько минут уединения могут изменить нас. Конечно, когда есть дети, невозможно запереться в комнате и сидеть там в одиночестве два часа. Но я говорю не о часах, а о минутах.
Попробуй, и ты увидишь, как хорошо тебе станет. И другим будет легче с тобой, потому что за эти несколько минут уединения ты прикоснешься к Источнику жизни вечной и затем скажешь: «Зачем постоянно что-то требовать от других, когда можно получить это у Самого Господа? И после этого просто наслаждаться общением с окружающими – радостно и с любовью. И не требовать от них того, что Господь посылает моей душе, когда я уединяюсь на несколько минут в своей комнате».
Наши отношения с близкими страдают оттого, что мы постоянно чего-то ждем и требуем. Да, нашей душе действительно нужно многое, но мы не понимаем, что окружающие просто не в состоянии дать нам желаемое в том объеме, в каком нам хотелось бы. Это можно обрести только наедине с Богом, в молчании.
И тогда мы начнем уважать свободу любимого человека, уважать его личное пространство и время. Постараемся, чтобы ему было комфортно с нами, и уже не будем требовать от него постоянно быть рядом, бесконечно общаться.
И болезненная зависимость от отношений исчезнет. Потому что мы научимся в одиночестве, покое и безмолвии общаться с Тем, Кто подарил нам этого человека. Ведь любые отношения – это дар Божий. И если они так важны для нас, то насколько важнее обрести Того, Кто их дал! И Кто является Источником благ для всех людей.
Если постоянно находиться рядом с этим Источником, то и к близким мы начнем относиться с чувством благодарности, без стремления «привязать» их к себе. В таком случае наше общение не будет ближнему в тягость. Наоборот, появится ощущение отдыха и легкости. И отношения будут сохранены.
Как часто бывает, что счастливые молодожены, еще недавно сходившие с ума от любви, через какое-то время начинают тяготиться обществом друг друга. И им невдомек, что нужно просто перестать без конца требовать что-то от своей «половинки», перестать постоянно претендовать на внимание супруга, его нежность и заботу. Оставь человека в покое хотя бы ненадолго! Дай ему вдохнуть и вновь обрести себя. Дай свободы!
Но разве это возможно, когда оба болезненно зациклены друг на друге? Мне кажется, минутка молчания наедине с собой может и здесь помочь. Посиди немного в одиночестве. Попробуй сделать то, что так часто советуют: побыть наедине с собой. И с Богом. В молчании и спокойствии ты поймешь, где был неправ. И скажешь: «Вот я чудак, ну как можно так раздражаться?»
Твоих слов никто не услышит, ведь ты будешь один. Не бойся признаться себе в своих ошибках. Никто не собирается тебя обвинять. Просто скажи самому себе: «Да, я – тяжелый человек. Со мной трудно, я постоянно раздражаюсь, у меня куча претензий, я – настоящий эгоист, нарцисс, которому важно, чтобы все только и делали, что бегали вокруг».
Кому можно сказать такое про себя? Как? Целыми днями мы бегаем туда-сюда, у нас масса дел, и подумать об этом просто некогда. Но оказавшись на минутку в одиночестве, можно ненадолго погрузиться в себя, «повариться в собственном соку». И когда «блюдо» приготовится, смягчится и наше сердце. Ведь тушение и варка смягчают продукт, не правда ли? Вот и посиди, «поварись» немного, а Господь еще и добавит в твое «блюдо» немного специй, соли или сахара, чтобы улучшить вкус. Не волнуйся, вреда от этого точно не будет!
Потому старцы и пребывают в затворе, перед тем как выйти к людям. Посмотри, кто ждет их у кельи: какие странные, часто асоциальные, скандальные экземпляры встречаются среди нас! А старец выходит, смотрит на всех с любовью и добротой и начинает давать правильные советы. И ведь чего только не приходится ему выслушивать! Но даже на самые странные, самые глупые вопросы и просьбы подвижник отвечает спокойно, с пониманием и рассуждением, потому что молитва в уединении подготовила его к этому. Да, он выслушивает помыслы, грехи и много такого, чего не говорят даже на исповеди, но не впадает от этого в шок и ужас. И никого не отталкивает, потому что подготовился ко всему этому и внутри у него – покой.
Побыв наедине с собой, узнав себя, можно узнать весь мир. Ведь мир сосредоточен в каждом из нас – в тебе, во мне. Желания всех людей живут и в нашем сердце. Нужно только набраться смелости и сделать первый шаг навстречу собственной душе, чтобы увидеть все ее тайные желания, помыслы и мечты.
Но это можно осуществить только наедине с собой, молча, в тишине, без шума и гама. Понимаешь? Это можно сделать, кстати, и на кухне, когда готовишь обед. Никого нет рядом, ты молча, спокойно помешиваешь суп. В такие минуты помыслы оставляют тебя, и можно легко открыть душу перед Богом. «Господи, поговори со мной!» И именно в такие моменты, когда вокруг молчание и тишина, можно понять другого человека, поставив себя на его место. Только тот, кто находит время для таких спокойных минут в тишине, может по-настоящему услышать и понять других.
А суперактивный, вечно по уши в работе человек никого не поймет, даже если будет стараться изо всех сил. Проблемы других кажутся ему поверхностными – потому что его жизнь поверхностна. Он нигде не может пустить корня, потому что не в состоянии остановиться. А без корней нет и качества. Чтобы пустить корень, семечко должно оказаться на земле и полежать хоть немного. А для этого нужно время.
Отцы-пустынники потому лучше всех и понимали людей, что проводили много времени молча. В своем безмолвии они слышали голос Бога. А если слушать Его, Он откроет перед тобой все тайны, и после этого будет легче понять ближнего, и уже не станешь гневаться, сердиться, спорить. Такое уединение очень полезно.
Нет, я не имею в виду отстранение и обособленность от окружающих, которая является, скорее, психологической проблемой. Это не самоизоляция, не бесконтрольное стремление уйти в себя и свои переживания. Нет! Это добровольное действие, которое и я хотел бы совершать время от времени. В молчании познавать себя, свое «я», которое обычно куда-то ускользает; почувствовать присутствие Бога. И затем возвращаться к повседневным делам, по-другому глядя уже на всё вокруг. И что бы мне ни сказали, я не выйду из себя. У меня будут силы услышать любое, пусть даже самое скорбное известие, потому что душа прошла подготовку и сердце окрепло. В эти минуты молчания на меня сошел Божественный свет, Откровение.
Где святые люди получали откровения? В пещерах. Вспомним апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он получил Откровение от Господа в пещере на острове Патмос. И ведь пещера – это замкнутое, ограниченное пространство. Но именно там произошло великое чудо – Божественное Откровение. Как можно объяснить такой парадокс? В темное, ограниченное по площади место внезапно проникает поток света, и душа раскрывается, принимая этот Божественный свет, устремляясь ввысь, выходя за грань своего существования. Это чувство не хочется отпускать ни на мгновение – настолько оно насыщенно и богато. Этот момент невозможно заменить ничем на свете, и хочется вновь и вновь выкраивать время, чтобы испытать его.
И тогда, что бы ни пришлось тебе выслушивать – на работе, например, когда против тебя плетут интриги, смеются и всячески пытаются сделать больно, тебя это не трогает, как раньше. Ты видишь этих людей насквозь – потому что минуты безмолвия формируют наше духовное зрение, и мы начинаем видеть всё гораздо лучше, острее, четче, без помех. Потому что теперь мы сильны Божественной благодатью и, насладившись светом, осознаём свою ценность, красоту и Божественное происхождение.
Что бы кто ни говорил, тебя это не уничтожит, потому что теперь ты не зависишь от чужого мнения. В молчании ты приобрел сокровище, которое дает тебе эту независимость. «Говорите про меня, что хотите!» – скажешь ты. Не вслух, потому что тогда начнется перебранка, а мысленно. Да и по одному твоему виду это будет понятно. Ты уже не поддаешься влиянию, а наоборот – сам оказываешь благотворное воздействие на остальных, делая им добро.
Будучи неуязвимым для ненависти и злобы, ты совершаешь благие поступки. Даришь, помогаешь, жертвуешь – и при этом все чувствуют твое спокойствие, смирение и благодать.
Бывает, что вокруг монастыря со временем вырастает село или город. Мирские дома примыкают к монастырским стенам, и люди, которые живут в этих домах, говорят, что чувствуют благодать, исходящую из монастыря. Чувствуют силу молитвы, проливаемой в безмолвии. Чувствуют силу Божьего благословения. А если монастырь только собираются построить или восстановить в каком-то населенном пункте, в таких случаях часто говорят, что Господь освятит Своим благословением эти места.
Так же и с людьми. Великая радость, когда в семье есть человек, любящий тишину – вместо шума и гама. Ведь безмолвие – это источник вдохновения.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Притча дня
Однажды юноша из знатного рода раздал нищим все свое имущество и пришел жить в монастырь. А так как он был прекрасно образован, то получил в монастыре особое послушание — переписывать богослужебные книги.
Старец часто беседовал со своим писцом, и дошло до того, что другие ученики стали роптать на своего учителя и говорить, что тот завел себе любимчика.
Услыхав такие речи, трое самых почтенных монахов захотели узнать: почему старец больше других любит своего писца?
Молча выслушал их старец и повел в кельи своих учеников.
— Брат! Пойди скорее сюда! Ты мне нужен, — повторял он, стучась по очереди в каждую из дверей.
Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой с молитвой на устах плел веревки и боялся из-за излишней поспешности испортить свое рукоделие.
Наконец, очередь дошла до кельи, где жил писец.
Старец лишь тихонько в нее постучался и сказал только одно слово: брат!
В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился удивленный переписчик.
— Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? — спросил старец, первым заходя в его келью.
Те не знали, что и ответить.
Тогда старец взял со стола тетрадь, в которой только что писал его ученик.
— Посмотрите, отцы: только что он писал эту букву, но как только услышал мой голос, бросил перо и даже не докончил ее. Разве эта недописанная буква не говорит вам лучше всяких слов о том послушании, которое мой ученик имеет к своему наставнику? Вот за это послушание я и люблю его.
— Справедливо ты его любишь, авва, — сказал первый монах.
— Мы все его любим, — добавил второй.
— И Бог его за это любит! — воскликнул третий.