Святитель Николай Алма-Атинский

Исповеднический подвиг святителя Николая Алма-Атинского есть продолжение подвига его родителей, подвига, может быть, менее заметного, но не менее значимого. Воспитание, правильное воспитание своего чада – великий подвиг. Этот подвиг совершил отец святителя Николая, который, будучи священником, своей разумной строгостью и требовательностью дал своему сыну необходимые всякомуправославному человеку знания о Боге, о Церкви, о мире. Этот подвиг совершила родительница будущего святителя, которая своей великой правильной любовью вложила в сердце своего чада любовь, доброе, милосердное отношение к людям. Этот подвиг совершила бабушка будущего святителя, которая долгими зимними вечерами рассказывала своему внуку о святых угодниках Божиих, приобщая его к церковной традиции и благочестию.

Благодаря этому подвигу своих предков, святитель Николай стал образованным богословом и глубоко благочестивым христианином, он стал человеком глубокой церковной культуры. Так, знание, сопряженное с благочестием, делает человека настоящим христианином. Этот подвиг родителей дал силы святителю Николаю совершить свой исповеднический подвиг в ХХ веке: в условиях диавольской ненависти, восстававшей на Бога и Его Церковь, он нес людям свидетельство о Правде Божией, нес людям любовь и доброту, показал величие и красоту человека, которые возможны только при служении Господу.

То, что произошло с Русской Церковью в ХХ веке, является для нас великим назиданием. Великим назиданием для всех нас является и подвиг тех отцов и матерей, бабушек и дедушек, благодаря которым мы имеем целый сонм мучеников и исповедников ХХ века, в числе которых и святитель Николай Алма-Атинский, исповедник. Подвижники вдруг, на пустом месте не появляются.

Мы ясно видим, что исповеднический подвиг – это не только прошлое нашей Церкви, это настоящее каждого христианина. Враг рода человеческого во все времена пытается сбить человека с пути, ведущего к Богу, меняются только его приемы воздействия на человека. И в любой момент мы должны быть готовы отразить любую диавольскую атаку и научить этому своих детей и внуков.

Начался новый учебный год в государственных вузах и школах, в Воскресных школах при наших храмах, и у нас есть повод задуматься о том, чему мы можем и должны научить и как воспитать своих детей, которых даровал нам Бог и за которых мы несем перед Ним полную ответственность.

И пример святителя Николая Алма-Атинского, опыт всей жизни Церкви свидетельствуют, что наши дети должны не только получить знания, не только владеть информацией, но они должны быть привиты к церковной традиции, к церковному благочестию. Только тогда мы сможем образовать и воспитать достойных граждан нашего земного отечества и добрых христиан, которые наследуют Отечество Небесное. Только тогда наши дети смогут быть творцами в этом мире, преображая и осоляя его, смогут мужественно преодолевать все жизненные трудности, все нападки темных сил, когда будут жить с Богом, иметь о Боге здравые представления. Только тогда наша жизнь будет правильной и хорошей, как написано: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер.7: 23).

Окружая сегодня с любовью святые мощи Алма-Атинского исповедника митрополита Николая, помолимся усердно за наших детей и за себя, чтобы Господь дал нам разумение и силы быть настоящими родителями и совершить свой христианский родительский подвиг воспитания и образования своих чад, чтобы «они не уклонились от закона Божия; познали уставы Его, ходили путями заповедей Бога и вступили на стези учения в правде Его» (см.: Вар.4: 12-13). «Обними детей твоих, доколе Я приду и сделаю им милость; ибо источники Мои обильны и благодать Моя не оскудеет» (3 Ездр.2: 32). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

***

«Всю свою жизнь - от рождения в скромном сельском домике псаломщика, через преподавательскую и ректорскую деятельность в семинариях, через долгие годы советских лагерей и ссылок, до митрополичьей кафедры - святитель Николай без остатка посвятил Богу и людям. Он твердо знал, что, «если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает». Эта преданность воле Божией давала силы владыке Николаю всегда и везде не терять своего христианского достоинства и помогать жить другим людям. С особой силой духовные и организаторские таланты архипастыря проявились здесь, в Казахстане, куда он был назначен управляющим Алма-Атинской епархией в 1945 году, после нескольких лет ссылки в Актюбинске. В те годы в Казахстане, после десятилетий безбожного террора, церковная жизнь практически замерла.

Прибыв в Алма-Ату 26 октября 1945 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, святитель Николай начал свое служение в Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Там он собрал крепкую общину, ставшую ему надежной опорой в служении Церкви.

Трудами архипастыря-исповедника в 1946 году православным жителям Алма-Аты была передана жемчужина православного Семиречья - Никольская церковь, что на Кучугурах, ставшая кафедральным собором. В этот кафедральный храм владыка Николай вернулся своими святыми мощами через 45 лет после блаженной кончины.
В памяти православных казахстанцев святитель Николай остался добрым архипастырем и чадолюбивым отцом - всегда приветливый и ровный, заботливый и простой, доступный в общении, он искренне располагал к себе сердца людей. Одной из важнейших задач своего архипастырского служения владыка Николай видел в открытии новых приходов. Он прилагал немало сил для возвращения верующим поруганных церквей, освящал новые молитвенные дома. Прожив долгую жизнь, исполненную не только многих скорбей, но и великих духовных радостей, святитель Николай, совершив подвиг возрождения церковной жизни в Казахстане, мирно отошел ко Господу 25 октября 1955 года, в канун празднования Иверской иконы Божией Матери.

Жизненный пример священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, его молитвы у Престола Божия дадут все нам силы и мужество быть достойными своего христианского звания, бороться с грехом в себе, быть миротворцами, «чтобы люди видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф.5, 16)».

Из проповеди митрополита Александра

 

О воскрешении сына наинской вдовы

Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами.

Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые ее иудеи и плачут вместе с ней.

Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит:

– Юноша, тебе говорю, встань!

И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом.

Народ отпрянул в изумлении, у всех дрогнуло сердце, и воскликнули они:

– Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих.

Это было одно из величайших чудес Господа Иисуса.

Но знаете вы, что не только сына вдовы Наинской воскресил Господь, знаете, что воскресил и умершую дочь Иаира, начальника синагоги; известно вам и еще более изумительное воскрешение Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе, уже смердевшего, как говорила его сестра Марфа. Вышел из гроба обвитый пеленами погребальными Лазарь, и народ дрогнул, народ изумился.

Для чего же, для чего Господь творил эти изумительные чудеса воскрешения умерших?

В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Он умилосердился над несчастной вдовой, а в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы. что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев.

Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших.

Но только ли это? Нет, не только: величайшие чудеса в мире нужны были и для того, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу.

Но и этого мало: есть еще третья, самая важная причина для воскрешения мертвых Господом Иисусом Христом.

В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже..."

Общее воскресение... уверяя... Что это значит?

Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.

Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 13-14).

Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово.

Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим.

Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?

Где?!! В воскресении – в воскресении мертвых!

Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ?

О, не может быть, никогда не может быть!

Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение – страшное воскресение на суд.

И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями.

Предстанут, предстанут они, ибо воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в воскресение, ибо Христовым воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть.

И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на кресте, так воскреснут и все, все люди.

Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд – будет суд!

Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа – получат воздаяние в радости райской.

Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Плотник и его дом (притча)

Хозяину было жаль расставаться с хорошим работником, и он попросил его об услуге — построить еще один дом. Плотник согласился, но было видно, что во время работы он думал о чем-то другом, совсем не старался, материалы брал какие попало.

Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, — сказал он, — мой подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит для себя, он бы сделал все совсем по-другому.

***

Делай все как для себя. Как ты помогаешь устраивать жизнь другим, так же и устроится и твоя собственная.