Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых
После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее.
Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась. Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.
По проискам языческих жрецов брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IХ веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца. Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей.
Евангельское чтение
Исцеление слуги сотника (Мф. 8:5-13)
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Проповедь на Евангельское чтение
Исцеление слуги сотника – это ситуация, которую можно сравнить с жгучей пощечиной, которую дал Христос всем окружавшим его иудеям.
Кто такой сотник? Это римский военачальник, то есть представитель оккупационной власти.
С религиозной точки зрения, он даже не прозелит, он просто обычный язычник, то есть человек, с которым для еврея не то что нельзя общаться, а категорически запрещено.
И вот этот римский военачальник, человек иной веры, враг народа во всех отношениях, обращается ко Христу с просьбой исцелить своего слугу.
Мы часто встречали в Евангелии, что исцеление происходило при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого.
Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник, выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».
Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всём Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон».
Что означают эти слова? Это пророческое свидетельство того, что веру во Христа примут язычники. Как могла такая ситуация произойти, в принципе, что у человека, который находился за пределами подлинной религиозности, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?
Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота.
Когда у верующего человека вокруг него не разливается никакой теплоты, значит, есть серьезные проблемы с верой этого человека. И наоборот, иногда приходится встречать среди людей, казалось бы, далеких от веры, от христианских ценностей, такую искреннюю доброту, такую отзывчивость и готовность помогать людям без различения званий, способностей, талантов, что удивляешься – неспроста у этих людей рождается теплота. Это именно те самые сотники, которые внешне, находясь далеко за пределами истинной Церкви, по сути, давно находятся уже внутри нее.
Помоги же нам, Господи, не забывать возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной вере.
Протоиерей Павел Великанов
Люби – и делай, что хочешь!
Есть вещи, которые являются основными, главными в нашей жизни.
Церковь не сводится к совокупности каких-то приемов. Она не говорит: «Сейчас надо делать так, а потом – вот так, и давай-ка посмотрим, что написано по этой теме! Вот, значит, так и надо делать». И начинается – голова идет кругом, чувствуешь себя будто в Ветхом Завете, где на каждый шаг приходится сотня правил, так что живешь и трясешься, как бы что не нарушить, – постоянный стресс.
«Нет! – говорит Церковь. – Господь подарил вам свободу, чтобы вы были не рабами, а свободными людьми, твердо стоящими на собственных ногах».
Да, но как же быть в таком вот случае? И в таком?
«Для этого, – говорит Церковь, – чтобы вы не путались, Я даю вам несколько основных правил. И если будете их выполнять, все остальное придет само собой».
Первое. Научись любить. «Люби – и делай, что хочешь», – говорит блаженный Августин.
Все просто. Церковь не учит: «Когда приезжает свекровь, говори ей то-то и то-то». Нет. Когда любишь человека – даже если с ним непросто, – любовь научит, как вести себя с ним. Это нетрудно.
Если я люблю, то могу провести хорошую передачу, могу правильно ответить на вопрос, дать верный совет на исповеди – потому что любовь, как учат святые отцы, дарует озарение и знание
Любовь просвещает, дает возможность правильно понять другого человека, познать волю Божию – потому что душа, исполненная любви, тесно соприкасается с Богом, Который есть любовь. Бог – любовь, ты – любовь, вы входите в соприкосновение друг с другом и начинаете общаться. Так узнается воля Божия.
Второе правило. Научись исповедоваться. Научись произносить свои грехи перед священником – как на приеме у врача, когда, засучив рукав, пациент показывает рану на руке и говорит: «Вот здесь болит. Я упал, поранился, и теперь течет кровь, нагноение…» Говори обо всем, что тебя беспокоит, открой свои раны – маленькие, большие, – расскажи о них.
Ходить в церковь, исповедоваться, любить. Все просто. Так сказал мне один пожилой монах в монастыре преподобного Дионисия на Афоне. «Вот такие простые истины, – сказал он. – Передай это и другим людям».
Это очень помогло мне в жизни.
Во время Литургии душа вкушает хлеб, укрепляется. Божия благодать укрепляет тебя, и начинаешь тверже ступать по земле. И одно дело – слушать меня здесь, а другое – пойти на Литургию, чтобы благодать облила тебя с ног до головы. Радиопередача не источает Божию благодать – так, как это происходит на Литургии, – потому что на Литургии мы видим святую Чашу с Пресвятым Телом и Кровью Господа нашего.
Евангелие – это приглашение на брак, брак Господень. А что это за брак? Святая Евхаристия. Мы приходим и говорим: «Вот Жених, здесь!» А невеста? Это твоя душа. Жених и невеста – разве это не брачный пир? И когда читаешь Священное Писание, слова Христа, – это Жених зовет тебя на Свой пир, за Свой свадебный стол, брачную трапезу. И если ты не идешь, то какими бы священными ни были слова Евангелия, их недостаточно.
Любовь, смирение, Божественная Литургия, Святое Причастие – если ты готов, если поисповедался, получил необходимые наставления от духовника, то принимаешь участие в Таинстве.
Твое тело пахнет землей
В Лествице говорится, что даже если человек поднялся на самую высокую ступеньку, нельзя прекращать молить Бога об отпущении грехов. Не переставай чувствовать себя грешным, убогим человеком; не забывай об ответственности за свои поступки; не забывай, что ты ограничен.
Даже если прошел всю Лествицу – ты человек.
Твое тело пахнет землей. Ты – земля, грязь и прах, как бы высоко ни поднялся.
Ни в чем нельзя быть уверенным. Поэтому будь смиренным: смирение дает уверенность. Тот, кто внизу, может подняться высоко; а кто высоко – смотри, как бы не упасть. Хорошая вещь смирение. И молитва.
Никогда нельзя переставать молиться, даже если миру приходит конец. «Но у меня нет времени!» Скажи просто: «Господи, помилуй меня! Я люблю Тебя, помоги мне, не оставляй меня! Возьми жизнь мою в руки Твои, Господи! Я все вручаю Тебе – свою жизнь, детей, здоровье. Господи, спаси меня, я хочу любить Тебя, жить для Тебя!»
Вот так. Почему ты постоянно жалуешься, что не успеваешь молиться? Не можешь долго – хорошо, помолись кратко. Живи Богом, почувствуй Христа в себе в этот миг, когда произносишь Его имя – Господи Иисусе Христе, помилуй мя!
А вместо этого от тебя только и слышно: «Нет времени, нет времени…» Почему?
Один пожилой священник как-то спросил меня:
– Отче, скажи, к тебе на исповедь приходил когда-нибудь человек со словами: «Батюшка, мне так много нужно молиться, что я не успеваю ничего приготовить! Я молюсь так много, что не успеваю работать! Так часто читаю Евангелие, что не успеваю поесть!»
– Нет, такие люди ко мне не приходили, – ответил я.
– И ко мне тоже, – сказал он.
Но разве это, наоборот, не норма – прийти и сказать подобное? Побольше бы таких «безумцев»… Безумцев? Вообще-то это должно быть совершенно естественной потребностью. А у нас все наоборот: «Если успею все приготовить, помолюсь. Если смогу выспаться, пойду в церковь», – вот как мы говорим. А это ошибочная, в корне неверная позиция.
Потому я и говорю, что если человек начнет правильно воспринимать некоторые вещи, ставя их на первое место – туда, где они и должны быть, – то все остальное постепенно придет в норму само собой.
Когда с главным – полный порядок, все остальное складывается хорошо само собой. Поэтому люби Христа!
Архимандрит Андрей (Конанос)
Притча дня
Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного – и они вышвырнули бы его вон.
Видя крайнюю беду, старец воззвал: – Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!
Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: – Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь.
Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.