Мф., 38 зач., 10, 32–33, 37–38; 19, 27–30
Сказал Господь: итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Христос принимает быть всех Его последователями на одном-единственном условии: чтобы они были готовы принять крест и страдания. С самого начала, призывая апостолов, Он говорил, что они недостойны Его, если не хотят расстаться со всем ради Него. Теперь Он говорит, что честь и милость быть учениками Его дается тем, для кого Христос дороже всего на свете. Если вера наша что-нибудь значит для нас, она должна быть для нас всем. Кто не хочет принять креста на этих условиях, может оставить его к собственной погибели.
Мы должны предпочесть Христа всему, и в том числе, говорит Господь, нашим самым близким и дорогим отношениям с другими людьми. Дети должны любить своих родителей и родители должны любить своих детей. Но если они любят друг друга больше, чем Христа, они недостойны Его. Как ненависть к другим людям, а особенно к домашним нашим, лишает нас общения со Христом, так и любовь к ним по плоти, любовь без Христа, удаляет нас от Него.
Христос говорит, что всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей ради Него, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Что значит – оставить и жену, и детей, и братьев и сестер ради Христа? Это значит, когда мы оказываемся перед выбором – оставить их или оставить Христа – мы должны предпочесть Того, без Кого мы лишимся навсегда, в конце концов, всех наших дорогих и близких. Самое главное условие святости, которое открывает нам Господь – это готовность оставить все. Апостол Петр спрашивает Господа, что получат они за то, что оставили все.
Мы понимаем, что это «все», что они оставили, на самом деле достаточно жалкое. Однако Господь понимает, что это было в тот момент их «все». Если бы у них было что-нибудь большее, и тогда они бы не поколебались отдать это Господу. Поэтому Христос с такой любовью их принимает. И всех, кто так приходит ко Христу, Он принимает.
Они последовали за Христом, когда созидание Церкви Божией только начиналось, и они все превозмогали среди самых больших скорбей, поэтому Господь воздает им особую честь. Господь особенно благоволит к тем, кто с самого начала с Ним. К тем, кто не отступает от Него во время сугубых испытаний. И самое главное испытание и милость, которая дается всем – это не только скорби, но и смерть. Все оставить – это значит быть способным принять смерть не как ужас, как это происходит со всеми людьми, не знающими Христа и Его благодати, но как жизнь новую, как высший дар, который может быть принят человеком. В этом заключается жизнь, в этом заключается святость. И ни один человек не лишен возможности все отдать Господу.
Дай Бог нам восходить к этому и понимать, что многие первые, как говорит Господь сегодня, будут последними. И многие последние – первыми. Небесное наследство не дается так, как земное. Не по старшинству возраста, не по благородству рождения оно дается, но так, как Бог благоволит. И дар Его определяется по нашей любви к Нему, по нашей готовности все оставить и все принять, потому что Господь всего Себя, все, что есть у Него, дает тем, кто святы.
Протоиерей Александр Шаргунов
Надо подражать святым в их добродетелях
В прошлое воскресенье, в День Святой Троицы, мы прославляли Господа за то, что Он ниспослал Духа Святаго на Своих учеников и апостолов и тем основал на нашей грешной земле Свою Святую Церковь. Сегодня мы прославляем Господа за то, что Дух Святый в Своей Церкви воздвиг бесчисленные лики святых из всех народов земли. Так совершается дело Божия домостроительства. Сегодня, в Неделю Всех святых, Святая Церковь учит, что не напрасно сошел на землю Дух Святый, и за эти две тысячи лет бесчисленное множество душ человеческих приобщилось христианской жизни.
Многие говорят, что жизнь христианская непосильна для человеческой природы. Но сегодня Святая Церковь утверждает, что святые в свое время были такими же людьми, как и мы. С такими же немощами, болезнями и скорбями, как и у нас, они понесли подвиги христианского благочестия. В будущей жизни святые скажут нам: «Разве благодать Божия не всех одинаково освящала? Разве в Таинстве Крещения и в Таинстве Миропомазания не все одинаково запечатлены печатью дара Духа Святаго?» И в Таинстве Причащения все мы являемся сотелесниками Христу и сродниками по плоти. Святая Церковь и для святых, и для нас, грешников, одна Мать, а мы все — братья и сестры во Христе, и все мы, и небесные, и земные, освящаемся одним Духом Святым.
Но недостаточно быть только родственниками по Духу. Нам, живущим на земле, надо подражать святым в их добродетелях, подражать в ревности об исполнении заповедей Божиих, в их твердости веры и верности Господу. Следуя примеру мучеников, преподобных и всех святых, мы должны быть милосердными, братолюбивыми, терпеливыми в скорбях и болезнях и благодушными в бедствиях. Надо у святых учиться нести свой крест, какой каждому из нас посылает Господь. Тем и велики святые, что они, взяв крест свой, шли за Господом, и мы тоже должны следовать за Ним.
Святая Церковь была для святых путеводительницей в Царство Небесное, и для нас она не мачеха, а Мать, которая ведет нас, как детей, за руку по этой жизни. И она введет нас в Царство Небесное, если мы будем послушливы.
С чего же начинать наш путь шествия за Христом? Надо начинать с покаяния. Покаяние — это твердое решение исправить, перестроить свою духовную жизнь, оставить грех и идти путем исполнения Христовых заповедей. Надо помнить, что наша земная жизнь — это приготовление к вечной жизни в Царстве Небесном. Для того, чтобы ввести нас в Свое Царство, Господь основал на земле Церковь и ниспослал Духа Святаго. Все святые угодники Божии достигли Царства Божия. С помощью Духа Святаго они и теперь пребывают на небесах в великой благодати. Дух Святый избрал их молитвенниками за весь мир.
Святые слышат наши молитвы и помогают нам. Они далеки только от тех, которые сами удалились от Бога и не хранят заповедей Господних. Христиане должны помнить, что «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Святые угодники Божии видят нашу жизнь, слышат наши молитвы и исполняют наши просьбы. Один мальчик пас овец. В поле никого не было. Вдруг он видит: из леса выскочили волки и бегут на него. Тогда он закричал: «Святитель Николай, помоги мне!» Вдруг светлое облако, светлее солнца, появилось над волками, и они убежали обратно в лес. Так чистую детскую душу услышал Николай Чудотворец и пришел на помощь. И Христос заповедал нам; «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное».
Дорогие братья и сестры, все мы, христиане, имеем на себе печать Христову, все мы запечатлены печатью Духа Святаго в Таинстве Миропомазания, и нам много даровано талантов от Бога, главный из которых — вера христианская! Этот талант надо взращивать подвигом христианской жизни, чтобы вернуть его Небесному Хозяину удвоенным, утроенным, то есть умноженным.
Празднуя сегодня память Всех святых, мы мысленно созерцаем Церковь Божию как земную и небесную в совокупности, созерцаем как многоветвистое церковное древо. На этом церковном древе все небесные ветви плодоносящие, а среди земных ветвей довольно много сухих и бесплодных. Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам заповедал нам: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы». Как же нам испытать свою веру? Как же узнать, мертвые мы ветви или живые во Христе? Господь дает нам ответ на этот вопрос: «Всякое древо познается по плоду своему... дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». А как узнать, добрые ли плоды? Плоды добрые — от Духа Святаго. Вот они: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А все противоположное этому — плоды худые. Итак, если мы приносим плоды добрые, значит, мы не мертвые, а живые ветви на древе церковном.
На Страшном Суде Господь потребует от нас отчета: оказали ли мы милосердие старому, больному, страждущему, страннику, голодному, в темнице заключенному? Нам, христианам, придется ответить, сохранили ли мы верность Христу, как невеста хранит верность своему жениху. И другое с нас, христиан, спросится: жаждала ли наша душа теснее соединиться с Господом в молитве, в Таинствах церковных? Обитает ли в нашем сердце мир Божий? Не гневливы ли мы? Нет ли у нас затаенной злобы, ненависти, обиды, лжи? Научились ли мы долготерпению? Принимаем ли мы всякую скорбь и болезнь без ропота, как из руки Божией? Дышит ли наше сердце благостью одинаково и к друзьям, и к врагам? Являемся ли мы с вами носителями кротости, при которой человек ни на кого не раздражается? Приучаем ли мы себя к воздержанию, к посту телесному и духовному?
Проверим же свою жизнь по этим духоносным плодам веры, и, если совесть укорит нас, восплачем пред Богом в Таинстве Покаяния, и начнем жить по-христиански. А Святая Церковь никогда не откажется от нас, если только мы не откажемся от нее. Аминь.
Протоиерей Тихон Пелих
Для чего нужно ходить в церковь?
У многих людей, изредка посещающих храм, складывается какое-то потребительское отношение к церкви. Приходят в храм, например, перед долгим путешествием – поставить свечку на всякий случай, чтобы ничего не случилось в дороге. Заходят на две-три минуты, спешно несколько раз крестятся и, поставив свечку, уходят. Некоторые, зайдя в храм, говорят: «Я хочу заплатить деньги, чтобы батюшка помолился о том-то и о том-то»,– платят деньги и уходят. Священник должен молиться, а сами эти люди в молитве не участвуют.
Это неправильное отношение. Церковь – не автомат для покупки «сникерсов»: опускаешь монетку – и вываливается конфетка. Церковь – это то место, куда надо приходить, чтобы там жить и учиться. Если вы испытываете какие-то трудности или кто-то из ваших ближних заболел, не ограничивайтесь тем, чтобы зайти и поставить свечку. Придите в церковь на богослужение, погрузитесь в стихию молитвы и вместе со священником и общиной вознесите свою молитву о том, что вас тревожит.
Очень важно, чтобы посещение церкви было регулярным. Хорошо посещать храм каждое воскресенье. Воскресная Божественная Литургия, а также Литургия великих праздников – это то время, когда мы можем, отрешившись на два часа от наших земных дел, погрузиться в стихию молитвы. Хорошо прийти в церковь всей семьей, чтобы исповедоваться и причаститься.
Если человек научится жить от воскресения до воскресения, в ритме церковных служб, в ритме Божественной Литургии, то вся его жизнь изменится кардинальным образом. Прежде всего, это дисциплинирует. Верующий знает, что в ближайшее воскресенье ему придется дать ответ Богу, и он живет по-другому, не допускает многих грехов, которые мог бы допустить, если бы не посещал церковь. Кроме того, сама Божественная Литургия – это возможность принять Святое Причастие, то есть соединиться с Богом не только духовно, но и телесно. И, наконец, Божественная Литургия – это всеобъемлющая служба, когда и вся церковная община, и каждый ее член могут молиться обо всем, что беспокоит, тревожит или радует. Верующий во время Литургии может молиться и о себе, и о своих ближних, и о своем будущем, приносить покаяние за грехи и просить благословения Божия на дальнейшее служение. Очень важно учиться полноценно участвовать в Литургии. В Церкви есть и другие службы, например, всенощное бдение – подготовительная служба к причастию. Можно заказать молебен какому-то святому или молебен о здравии того или иного человека. Но никакие так называемые «частные» службы, то есть заказанные человеком для молитвы о каких-то его конкретных нуждах, не могут заменить участие в Божественной Литургии, потому что именно Литургия – это центр церковной молитвы, и именно она должна стать центром духовной жизни каждого христианина и каждой христианской семьи.
Игумен Иларион (Алфеев)