Услышать сердце Христа

Так было и две тысячи лет тому назад. «Оставь нас, уходи», – говорили Богу люди. И тогда Бог сказал: «Они не понимают, что Я хочу сказать им. Они не понимают Меня, потому что Я – Бог, а они – люди». А так как Ему очень хотелось, чтобы мы увидели, как сильно Он любит нас, Он сказал: «Раз люди сами не могут понять Меня, Я знаю, что делать. Я стану Человеком, чтобы говорить с вами, мои возлюбленные ласточки, на вашем языке. Я буду как вы, с таким же Телом, как ваше – чтобы вы, глядя на Меня, больше не думали, что не понимаете Моих слов, которые Я повторяю вам постоянно. Я снова и снова буду говорить каждому из вас: «Люблю тебя, прощаю и жду, когда ты придешь ко Мне, спасаясь от холодов. Возьми Меня за руку, и Я отведу тебя туда, где ты обретешь покой. И тогда ты спросишь: «Господи, Кто Ты? Ты говоришь так ясно, так понятно, словно мы друзья. Кто же Ты?» И приблизившись ко Мне, поймешь, что Я и вправду такой же Человек, как и ты, но помимо этого Я еще и Бог. И не испугаешься, и спасешься».

Бог и там, и здесь. На небе и на земле, среди нас. Непостижимая тайна. Однако Господь хочет открыть нам эту тайну – ведь Он воплотился для того, чтобы сказать каждому: «Я люблю тебя». Он может шепнуть тебе эти слова еле слышно, прямо в ухо, чтобы их услышал именно ты, Его возлюбленное чадо. «Я люблю тебя, и потому стал Человеком – чтобы забрать тебя из холодов греха и обмана и отвести в тепло Рая. Иди ко Мне! Полетели со Мной!» А ты в ответ: «Господи, я не могу лететь так далеко». Тогда Господь говорит: «Ты полетишь на Моих крыльях. Иди сюда, вот, Я раскрываю их тебе и распинаюсь». Словно ласточка, Он распахивает «крылья» на Кресте и тем самым говорит нам, как сильно и необъятно любит нас.

И говоря о Рождестве Христовом в Вифлееме, мы отправляемся на Голгофу. Тот свет, который озарил тогда Вифлеем, озаряет и Голгофу. Пещера в Вифлееме стала местом рождения Христа, а пещера рядом с Голгофой – местом Его погребения. Две пещеры в разное время приняли Пресвятое Тело Господа Нашего. И когда Бог создавал землю, он создал и эти пещеры, потому что уже тогда Ему было известно, что в первой Он родится и произойдет воплощение Бога Сына и Слова Божия, а вторая станет последним Его жилищем на этом свете, Его ложем, где будет погребено Тело Его.

Нужно не говорить о Боге, а молиться Ему. Не рассказывать о Нем в радиопередаче, произнося красивые слова, а говорить с Ним, говорить все эти слова Ему лично, и наслаждаться этим. Не думать о том, что сказать в эфире и какой будет реакция слушателей, а просто подумать: «Господи, мы замолкаем, чтобы слушать только Тебя, смотреть на Тебя, прикасаться к Тебе, сообщаться с Тобой. Чтобы Ты заполнил всю нашу жизнь».

Если какие-то, допустим, сто лет земной жизни так много отнимают у нашей души, то представь, сколько всего ей предстоит лишиться в жизни вечной, о которой мы сейчас вообще не думаем, будто ее и не существует вовсе. Ведь мы живем так, будто вечной жизни нет. Господь потому и пришел к нам на землю, чтобы сказать: «Есть и другая жизнь. Поэтому Я сейчас с вами. Иду на свадьбу в Кане Галилейской, чтобы вы не говорили, что Бог только разлучает людей и чуждается земных радостей, чувств, любви. Я иду и в Храм, и в синагоги, и в мастерскую к Иосифу, и на берег Галилейского озера, где вы ловите рыбу, и в горы.

Всё, что разрешено Богом и законом, Я делаю так же, как и вы, чтобы дать понять: не нужно прекращать заниматься своими делами. Главное – чтобы среди дел вы не забывали обо Мне, Начале и Конце всего.

Вот что такое Рождество. Господь смиренно приходит к нам и говорит: «Дети Мои, Я здесь! Я пришел к вам как Младенец, маленький ребенок, который никого не ругает, не обвиняет, не размахивает плетьми, а просто тихо лежит в убогой пещере. Маленькое, нищее Дитя. Я сделал это для того, чтобы вам было проще приблизиться ко Мне и узнать тайны Царствия Небесного, узнать множество бесценных истин, а затем спастись и стать счастливыми. Если хотите, следуйте за Мной».

Я желаю тебе особенно в эти дни быть любящим, благодарным, не беспокоиться, не обижаться самому и не обижать других. Почувствовать, как сильно любит тебя Господь. Перестать угрызаться, обвинять себя, отбросить всякое чувство вины. Почувствуй себя возлюбленным чадом Божиим! Пойми, что Господь любит тебя. Что есть Тот, Кто всегда думает о тебе – даже когда ты остаешься один, проводив гостей после праздничного ужина. Или когда уезжаешь к морю и сидишь на берегу, терзаясь мыслями и переживаниями… Или когда поднимаешься в горы… Даже в такие минуты помни – есть Тот, Кто очень сильно любит тебя. И Его любовь бесконечна.

Сегодня родилась Любовь – Бог, Который есть Любовь. В маленьком Вифлееме начало биться самое любящее сердце в мире – сердце нашего Господа. И с этого момента в каждом его ударе чувствуется только любовь. Сердце сокращается, перекачивая кровь, – так вот, сердце Христа «перекачивает» еще и любовь. Постоянно.

Сердце маленького Господа, Который родился две тысячи лет тому назад, бьется с огромной любовью к тебе. «Я люблю тебя! Поэтому я и родился, не погнушавшись сойти на землю, не побрезговав людьми. Я искал и нашел тебя, обнял, поцеловал – в то время, как ты пребывал в зловонии и нечистотах. Потому что Я люблю тебя. И я здесь, чтобы ты увидел Меня и, наконец, нашел то, что так долго искал. Чтобы ты перестал мучить себя – вместо этого Я Сам принесу Себя в жертву, чтобы ты был спасен. Я пришел, чтобы ты обрел покой. Чтобы перестал гадать о своей судьбе на кофе и картах, ходить к экстрасенсам и астрологам. Я буду твоей Судьбой, твоим Счастьем». И ты действительно очень счастливый человек, если веришь не в судьбу, а в Христа.

Одна женщина как-то сказала мне:

– Отче, мне уже пятьдесят один!

Я ответил ей:

– Благодари Бога, что тебе удалось прожить полвека и что у тебя получилось узнать Того, Кто отведет тебя в Вечность. Твои годы приближают тебя к вечной жизни, к Тому, Кто говорит: «Я – Воскресение и Жизнь, и верующий в Меня, если и умрет, оживет». Люби родившегося Христа, и никогда не умрешь.

Люби Того, Кто есть любовь, и знай, что любовь не умирает. Будь всегда с Богом!

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.

Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, — самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.

Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков — иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири).

В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога.

Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы — термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка — Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают.

Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах — трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух — Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства — это изменение мира называется «Фрашо-керети».

Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя.
Вот почему новая звезда Царя Иудейского — Спасителя мира — повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.

 

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли — кормушку для скота.

Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни — деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня — ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.

Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.

А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?

Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.

Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.

Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Мария Сеньчукова