Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю принесения в Казахстан чудотворной мироточивой иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Христос воскресе!
Для Казахстанской земли наступившие пасхальные дни, исполненные ликованием о Христе Воскресшем, озаряются светом сугубой духовной радости – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в пределы нашей страны приносится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Этот образ Царицы Небесной отмечен особым знаком присутствия благодатной силы Божией – небольшая икона, напечатанная типографским способом на листке бумаги, почти два десятилетия непрерывно источает благовонное миро. Свидетелем этого чудесного явления становился всякий, кто приходил совершить молитву перед ликом «Честнейшей херувим». Но не только обильным истечением благовонного мира прославилась икона «Умягчение злых сердец», которую мы с вами ныне встречаем. Тысячи и тысячи людей в России, в странах Европы, в США и Австралии обращались ко Христу и Его Пречистой Матери, взирая с верой и упованием на этот образ, и получали просимое – исцеление от душевных и телесных недугов, избавление от бед и скорбей, обретение мира и благополучия в семейной жизни. Наряду с чудотворным Феодоровским образом Пресвятой Богородицы, икона «Умягчение злых сердец» присутствовала в храме Христа Спасителя города Москвы 27-29 января 2009 года при избрании и интронизации нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В Ветхом Завете содержатся пророческие указания на Пречистую Деву, от Которой родился Спаситель рода человеческого, и в числе древних прообразов упоминается «миро для священного помазания» (Исх. 30:25) и жертвенник для каждения фимиамом (см. Исх. 30:1). Преподобный Иоанн Дамаскин, великий учитель Церкви, раскрывает смысл данных пророческих эпитетов, прилагаемых к Божией Матери: «Радуйся миро – бесценный состав добродетелей, Ты благоухаешь всякою чистотою. Радуйся кадильница – место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире, Ты исполнена благовонием Духа». Зачастую в богослужебных песнопениях, посвященных Царице Небесной, сравнивается Ее добродетельная жизнь с благоухающим миром, Ее молитва о нас к Богу – с восходящим к небу кадильным дымом, Ее благодатная сила, очищающая души человеческие от греховной скверны, – с огнем жертвенника. Капли благовонного масла, чудесно проистекающие от иконы Богородицы «Умягчение злых сердец», – это глубокое по смыслу напоминание всем нам о реальности и близости духовного мира, и яркий символ милостей, которые Матерь Божия готова излить на каждого, кто обратится к ней с сердечным прошением, с горячей молитвенной просьбой.
В 90-х годах прошлого столетия, когда неоднократно стали происходить подобные чудесные явления, известный подвижник благочестия, праведный пастырь – отец Николай Гурьянов с острова Залит, на вопрос, почему мироточат иконы, дал такой ответ: «Господь показывает всем нам, где есть Истина. Она не у сектантов, она не у тех, кто отрицает иконы и наши святыни. Она – в родной нашей Русской Православной Церкви, которая прошла страшным путем испытаний, через небывалые гонения, подобные тем, что испытали на себе первые христиане». Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас, что временные и вещественные благодеяния даны людям в знамение благодеяний вечных и духовных; видимые дары были раздаваемы человекам, чтоб они уверовали в существование даров невидимых, и приняли их. Поэтому, взирая на миро, истекающее от чудотворного образа Царицы Небесной, нам необходимо задуматься, насколько сильна в нас вера в Бога, насколько крепка надежда на материнский Покров Пресвятой Богородицы, умеем ли мы видеть обильные духовные благодеяния, подаваемые нам Свыше, и искренне благодарить за них Господа и Его Пречистую Матерь. К сожалению, призыв Божий, явленный даже через очевидное чудо, нередко остается незамеченным. «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом», – предупреждает святитель Иоанн Златоуст.
Обращаясь в молитвах к Божией Матери, мы прославляем Ее как «Всех скорбящих Радость», «Путеводительницу», «Скоропослушницу», «Нерушимую Стену», «Отраду и Утешение», «Целительницу», «Неупиваемую Чашу». Эти и многие другие возвышенные именования стали прилагаться православным народом к святым иконам Царицы Небесной. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, который мы встречаем ныне в Казахстане, с древних времен называется «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная», поскольку Приснодева Мария изображена на нем с семью стрелами, символизирующими полноту перенесенных Ею скорбей. «Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней», – учит нас святитель Иоанн Шанхайский. Перед иконой Божией Матери, на которой запечатлелась Ее глубокая материнская скорбь о роде человеческом, погруженном в грехи, омраченном неприязнью и враждой, мы призываемся Церковью молиться словами тропаря: «Умягчи наша злая сердца, Богородице». Об этом должен просить Царицу Небесную каждый, поскольку, гнездящиеся в наших сердцах жестокость и холодность, черствость и безразличие, немилосердное или пренебрежительное отношение к людям отравляют нашу жизнь, разделяют нас с ближними, отдаляют нас от Христа, лишают благодати Божией, делают духовно больными и мертвыми. Как свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин. 3:14). «Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду, далек от Бога, лишен света и живет во тьме», – говорит преподобный Ефрем Сирин. Изменение окружающей нас действительности к лучшему, избавление от скорбей и бед, возвращение в жизнь радости и благополучия – все это начнется лишь с исправления наших душ, с очищения от грехов, с умягчения наших злых сердец.
Пусть же принесение в пределы Казахстана мироточивого образа Пресвятой Богородицы благословит наши добрые труды и начинания, освятит города и села Республики, всех нас утвердит в совершении благих дел и сподвигнет к усердной молитве об искоренении ненависти и всякой злобы и об умножении любви, как в наших семьях, среди родных и близких, так и во всей нашей стране и во всем мире.
Тридневно Воскресший из мертвых Христе, молитвами Богородицы спаси нас!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых Сердец» посещает епархии Казахстана
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по настоящее время чудотворная мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых Сердец», доставленная в Казахстан из России, посещает епархии Митрополичьего округа.
Святыня побывала в городах: Актау, Атырау, Уральск, Актюбинск, Костанай, Петропавловск, Кокшетау, Павлодар, Усть-Каменогорск, Жезказган, Караганда и Талдыкорган. Мироточивому лику Царицы Небесной поклонились несколько десятков тысяч казахстанцев.
В паломничестве по стране и крестном ходе по воздуху над Казахстаном чудотворную икону Божией Матери «Умягчение злых Сердец» сопровождают митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, архипастыри и духовенство Митрополичьего округа, хранитель святыни – Сергий Фомин.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых Сердец» на протяжении почти двух десятилетий непрерывно мироточит – на ее поверхности обильно выделяется благовонное масло, обладающее целебными свойствами.
Чудесное явление началось в 1999 году, после того как бумажная икона Богородицы «Умягчение злых сердец» была освящена на мощах блаженной старицы Матроны в Покровском монастыре в Москве. Известие о чуде мироточения распространилось сначала среди верующих жителей Москвы и Ярославля, а затем на поклонение к иконе Божией Матери стали приезжать люди из разных областей России. По молитвам перед мироточивой святыней происходили исцеления, люди получали ответ на свои молитвы, обретали утешение в скорбях, находили выход из непростых житейских обстоятельств.
Икона Царицы Небесной «Умягчение злых сердец» объехала всю центральную Россию, побывала на Дальнем Востоке, Камчатке, на Алтае и Урале, трижды – на Сахалине. Много путешествует святыня и за пределами России. Была на Украине, в Белоруссии, Молдове, Франции, Бельгии, Грузии, Греции, Чехии, США, Германии, Австралии, Италии, на Афоне.
Для хранения этой святыни был изготовлен особый киот, а в подмосковной деревне Бачурино по благословению духовника Оптиной Пустыни схиархимандрита Илия (Ноздрина) для постоянного пребывания образа была построена часовня, позднее ставшая храмом.
Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество праведного Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Подобно тому, как Христа на Голгофе пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли, когда Она увидит страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления людей, которым предстоит сделать выбор: со Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества стало основанием для написания икон Богородицы, символически изображающих Ее страдания. Образ «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в сердце Божией Матери семью мечами или стрелами (вот от чего иногда называют такую икону «Семистрельная»). Число семь в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту того горя и печали, которые испытала Богородица во время Своей земной жизни и, особенно, при виде Крестных мук Спасителя. Также семь стрел символизируют грехи и страсти человеческие, которыми люди пронзают любящее сердце Пресвятой Богородицы. Вот почему перед этим образом верующие молятся об «умягчении злых сердец», чтобы прекратилось в мире то зло, которое причиняет боль Пречистой Богородице, и которым люди ранят друг друга и сами себя.
Перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» верующие молятся, прося Господа и Его Пречистую Матерь исцелить душевные и физические недуги, исправить неблагополучные отношения в семьях, вернуть любовь между родными и близкими, примирить враждующих, защитить от напастей невидимых и видимых врагов.
19 мая, вечер: встреча святыни в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
19-25 мая: поклонение чудотворному образу в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.
Заповеди Иисуса Христа
Многие слышали про заповеди Иисуса Христа. Многие знают, что их всего девять. Ноо чем они?Кто сказал эти девять заповедей?
Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа(Мф. 5:3-12).
О чем говоритсяв этих заповедях?
В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждомиз этих девяти изречений есть и заповедь,и обещание награды за исполнение ее. Смысл заповедей легче понять на примерах из жизни святых.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся)
Преподобный Аммон
«…Алкать и жаждать правды Божией, – не пустой, человеческой. Правда Божествен ная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какою другою добродетелью», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Убедительный пример такого различия между правдой Божьей и человеческими представлениями о ней можно увидеть в од ном из эпизодов жития преподобного Аммо на, египетского монаха-подвижника, живше го в IV веке. Однажды авва Аммон во время путеше ствия остановился в одном монастыре на ночлег. В пустыне он был известен как че ловек святой жизни, поэтому монахи при няли его с радостью. Но как раз в тот день случился в обители скандал: вдруг выяс нилось, что один из насельников монасты ря тайком привел к себе в келью блудницу. Возмущенные монахи хотели сами наказать безобразника, но потом решили, что лучше будет обратиться к авве Аммону и отдать это грязное дело на его суд. Святой согласился пойти с ними. Испуганный монах-греховодник спрятал свою гостью под пустую бочку. Когда авва Аммон вошел в келью, он тут же понял, где скрывается женщина. Но вместо того чтобы обличить блудника, авва сел на эту бочку и велел братиям тщательно обыскать келью. Естественно, обыск ничего не дал. Тогда авва Аммон спросил: «Ради чего же вы меня сюда привели?» Обескураженные монахи попро сили у хозяина кельи прощения и удалились. А преподобный Аммон взял его за руку и ска зал, указывая на бочку: «Подумай о своей душе, брат». После чего тоже ушел, притво рив за собой дверь кельи. Человеческой правды в этой истории, прямо скажем, немного. Зато правда Бо жия, которую показал в своей любви к пад шему брату авва Аммон, бережно хранится в предании Церкви вот уже более полутора тысячелетий.
Журнал «Фома»