Неделя 1 Великого поста. Торжество Православия
Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.
Евангельское чтение
Призвание апостолов на проповедь (Ин. 1:43-51)
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Первое воскресенье Великого поста именуется Торжеством православия – в этот день Церковь празднует восстановление иконопочитания, празднует и победу над всеми ересями. Нет нужды скрывать, что это торжество подчас затрагивает не самые лучшие стороны нашей души: сознавая свою принадлежность к Православной Церкви, к Церкви, имеющей правильные представления о Боге, мире и человеке, мы легко поддаемся соблазну превозношения над теми, кто не обладает полнотой богооткровенной истины, над теми нашими современниками, а равно и жителями иных эпох, которые пребывали в плену разного рода лжеучений.
Но так ли велика наша заслуга в том, что мы оказались членами единой, святой, соборной и апостольской Церкви? Всегда ли наш выбор пути был осознанным? Одной ли только истины искали мы? В Евангелии Господь говорит апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Мы должны быть благодарны Богу за то, что сделались Его избранниками, за то, что Он привел нас к Себе, сделал членами Своего Тела, более того – отдал нам всё Своё Тело и Кровь, отдал всего Себя. И, конечно, нашим ответом Спасителю может быть только предание своей души, всего своего естества Богу – и нашим ближним.
В сегодняшнем евангельском чтении, довольно пространном, есть очень важные слова. В ответ на сомнения Нафанаила («Из Назарета может ли быть что доброе?») Филипп отвечает: «Пойди и посмотри». Он не строит сложную систему доказательств, не предлагает своему другу вступить в диспут с Назаретянином, не подкрепляет свои слова свидетельствами других людей – нет, он лишь говорит: «Пойди и посмотри. Взгляни – и ты всё поймешь, посмотри – и у тебя не останется вопросов, потому что Истина – очевидна».
Так было две тысячи лет назад, когда Сын Божий пребывал на земле. Теперь Его присутствие стало иным – мы уже не можем подойти и взглянуть в Его лицо, не можем взять Его за руку или вложить свою руку в Его раны. Но зато теперь на земле миллионы христиан – учеников и последователей Христа.
«Пойди и посмотри» – какие простые слова! И всё как было бы просто, если всякий сомневающийся, колеблющийся, смятенный человек мог бы подойти к любому из христиан – и увериться в истине нашей веры, получить удостоверение в том, что Христос действительно воскрес и победил смерть.
У истории нет сослагательного наклонения. И всё же мы можем предположить, что развитие церковного искусства, церковной культуры, богословия могло пойти таким образом, что икон в привычном для нас понимании этого слова в нашей Церкви не было бы – или, по крайней мере, они бы не приобрели столь важного значения. Однако независимо от того, получили ли бы широкое распространение изображения Христа, Богородицы и святых на досках, холсте и штукатурке, – независимо от этого в мире от начала его бытия присутствует образ Божий. Это – человек.
Именно человек (а христианин – вдвойне) призван свидетельствовать об истине бытия Божия, о премудрости и благости Творца, о дарованном нам от Бога спасении, о вечной жизни в Царстве Отца. А потому всякий христианин должен еще здесь, на земле, жить так, чтобы при взгляде на него как на образ Божий ум всякого человека восходил бы к Первообразу.
Но мы знаем, что так бывает далеко не всегда. И нам хорошо известно, почему так происходит: после нарушения прародителями Божией заповеди наша природа лишилась своей первозданной целостности и непорочности, она оказалась повреждена грехом. И потому, глядя на тело, подверженное страстям, на тело, сквозь которое проступает не менее страстная душа, наши ближние с большим трудом могут усмотреть в этом искалеченном и обезображенном естестве образ Владыки. Они приходят – но уходят ни с чем, уходят, не увидев в нас отблеск Истины. И конечно, в этом не их вина, но в первую очередь, – наша.
Что же делать нам, поставленным столь высоко, но не способным своими силами исполнить замысел нашего Творца и Спасителя? Нужно приложить все усилия, чтобы образ Божий проступил в нашем естестве более явственно. Нам необходимо всерьёз заняться своим лечением. И Господь даёт нам в Церкви все средства для достижения этой цели: это и пост, и молитва, и благодать Духа Святого, которая подается нам в таинствах. Это и сам Господь в Своём Теле и Крови, отдающий нам Себя в Евхаристии. Воспользуемся с благодарностью этими средствами, очистим с Божьей помощью свою душу, озаботимся исцелением и восстановлением своей природы.
И тогда, если мы преуспеем в заботе о своей душе и теле, если не понапрасну будем расходовать отпущенное нам Богом время, – тогда наши ближние, неверующие и далекие от Церкви люди, взглянут на нас – и им не будут нужны слова.
И тогда настанет торжество православия.
Священник Феодор Людоговский
Как готовиться к Причастию
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Если коротко, то готовиться надо так, как благословляет духовник. Есть очень много обстоятельств, которые делают невозможным применение общих правил. Тем не менее существует 4 основных этапа подготовки к Причастию: пост, молитвенное правило, исповедь, присутствие на вечернем богослужении и литургии.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Покаяние
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце.
Священник Павел Гумеров
Как поминать усопших в Великий пост
Поминать усопших в Великий пост 2019 года можно и нужно в ежедневной личной молитве, на Литургии в выходные дни, и особо – в родительские субботы, которые приходятся в этом году на 23 и 30 марта.
Главное церковное поминовение – это молитва на проскомидии (подготовительной части Литургии). Священник, находясь в алтаре, извлекает частичку из просфоры под чтение имен из поданных верующими записок. Записки читаются также и во время самой Литургии. Но в дни Великого поста меняется весь строй церковной жизни, в том числе богослужебный – полные Литургии в будни не совершаются, а значит и молитва об усопших звучит в храме реже. Если чей-то день памяти приходится на будни, то записку для церковного поминовения нужно подать на ближайшие субботу или воскресенье, а возможность совершения панихиды точно в дату обсудить в конкретном храме.
Чтобы как-то компенсировать отсутствие ежедневного церковного поминовения усопших, были установлены родительские субботы, когда служатся заупокойная литургия и панихида. В дни Великого поста обычно их три, но в 2019 году одна из них приходится на канун Благовещения, и потому в субботу 6 апреля будет совершаться не заупокойная, а предпраздничная Литургия, но на ней также можно будет помолиться об усопших.
Журнал «Фома»