Воскресная проповедь

ЧТО ТАКОЕ АНТИПАСХА, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ВТОРАЯ ПАСХА

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Отк. 21:1,2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26-27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее не уходит в восьмой день…

Иерей Андрей Чиженко

 

Евангельское чтение

Уверения апостола Фомы (Ин. 20:19-31)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Cие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Мы сегодня совершаем память святого апостола Фомы. О нем все вспоминают как о том, который усомнился в Воскресении Христовом, когда ему было рассказано, поведано о Воскресении другими учениками. И мы редко себе задаем вопрос о том, кто же он был, какой он был человек, почему он поставил этот вопрос, как он мог усомниться.

Об апостоле Фоме мы читаем только два раза в Евангелии, кроме того места, где вспоминается о его избрании Спасителем на апостольство. И первое место такое значительное: когда Христос Своим ученикам говорит, что Ему надлежит вернуться в Иудею для того, чтобы воскресить Своего друга Лазаря, ученики стараются Его уговорить остаться вдали от убийственного, опасного Иерусалима. И только Фома говорит: пойдем с Ним и умрем с Ним… Еще до Воскресения Христова, когда ученики видели во Христе только наставника, Фома был готов по любви и по верности к Нему просто умереть с Ним – только умереть, не защитить Его, ни на что не надеяться, а только с Ним разделить Его судьбу.

И вот этот человек, который с такой верностью был готов разделить со Спасителем смерть, ставит вопрос другим ученикам: Возможно ли это? Они ему рассказывают, что видели воскресшего Христа, и он этому не может поверить. Почему? Не потому ли, что до Святой Пятидесятницы, до того, как Дух Святой сошел на апостолов, они оставались теми же робкими, часто непонимающими, часто колеблющимися людьми? Как Фома мог поверить, что воскрес Христос, когда единственное свидетельство о Его воскресении было в том, что эти ученики ликуют, радуются – и однако остаются теми же самыми людьми, не изменившимися, ничем не отличными от того, чем они были раньше? Чтобы принять весть о воскресении, ему нужна была другая достоверность, чем просто ликующие слова апостолов, потому что он понимал, что если воскрес Христос, то всё на свете изменилось, что последнее слово не за смертью, а за жизнью, что последняя победа не за человеком, а за Богом, что любовь покорила, а не ненависть, что мы живем теперь в новом мире, потому что действительно Бог в этот мир вошел и его преобразил в мир вечной жизни, а не только тлеющей, долгой порой, но только временной жизни… И когда Спаситель встал перед ним, Фома уверовал, потому что во Спасителе было сияние вечной жизни, потому что Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, Который был их учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего Воскресения – однако с руками и ногами, и боком, прободенными гвоздьми и копьем.

Воскресение Христово не снимает трагичное в жизни. Христос вошел в жизнь, чтобы понести всю ее трагедию и ее преобразить в победу, но пока есть один грешник на земле, Христово тело остается телом распятого Христа. В вечности Он нам предстанет, верно, именно таким, потому что Его распятие говорит о бесконечной любви Божией. И увидав Его, распятого Христа во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через жизнь нашу и через жизнь мира: ГОСПОДЬ мой и БОГ мой!

Но те, кому мы скажем о Воскресении Христовом, те, кому мы объявим, что Он воскрес, что Он – Бог, что Он победил, как могут они поверить, если мы будем подобны тем апостолам, которые могли только ликовать о том, что пережили, но не могли явить ни силу, ни славу Воскресения?

И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом новым, обновленным, другими людьми, людьми, которые веруют в жизнь, и в жизнь вечную, в которых торжествует победа над смертью уже теперь, потому что приобщившись к смерти Христовой, мы живем – должны бы жить! – вечной жизнью воскресшего Христа, жизнью Божественной. Тогда мы не боялись бы смерти, не боялись бы страдания, не боялись бы ничего на свете, потому что этой жизни не может у нас отнять никто. И мы шли бы в жизнь тогда живыми, торжествующими и убедительными свидетелями о том, что воскрес Христос, потому что другие видели бы в нас людей вечноживых, научившихся любить, если даже это стоит жизни временной, людей, научившихся верить в человека, подобно тому, как только Бог в человека умеет верить, на всё надеяться и всё побеждать, отдавая себя безгранично в радости, любви и победе Господних. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Что нужно делать на Радоницу: как правильно почтить усопших, брать ли продукты на кладбище?

– Что такое Радоница? Откуда взялась эта традиция?

– Радоница занимает особое место в литургической практике нашей Церкви. Установление данного дня связано с учением Церкви о сошествии Христа во ад и победой Его над смертью. Это обычай поминать усопших христиан родственниками или близкими во вторник после Фоминой Недели. Прежде всего нужно сказать, что совершение этого праздника именно в 9-й день после Пасхи имеет свои практические предпосылки. В первую очередь это связано с тем, что уставное предписание не включает в себя литейного поминовения усопших начиная с Великого Четверга и переносит данное поминовение на ближайший будничный день, когда разрешается не только совершение  Литургии, но и панихиды. Первая седмица по Пасхе, именуемая Светлой, – это время безграничной духовной радости о Воскресении Христа, поэтому заупокойный аспект исключается из всех видов богослужений данной Недели. Следовательно, таким днем и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

Обычай поминать усопших в данный день восходит к древним временам. Еще в IV веке свт. Амвросий Медиоланский призывал христиан после празднования Пасхи разделить торжество и радость с усопшими и им возвестить славу о воскресшем Господе. Но сейчас традиция эта сохранилась только в Русской Церкви.

– Что означает слово Радоница?

– Этимология этого слова сводится к двум понятиям – «род» и «радость». Семантика слова в соединении пасхальной радости и памяти о почивших родственниках.

– Это день скорби и печали?

– Нет. Мы должны помнить, что своим Воскресением Христос победил смерть и освободил нас от греха. Эта идея очень ярко выражена как в пасхальных богослужебных текстах, так и в традиции самого богослужения Радоницы. В этот день должна быть прежде всего духовная радость, и ее мы должны донести до наших почивших родственников, ведь Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

– Нужно ли брать обязательно с собой на кладбище куличи, крашеные яйца, другую снедь?

– Традиция приносить с собой на могилку вещи и продукты с пасхальной символикой связана в первую очередь с возвещением усопшим радости о Воскресении. Ни в коем случаи это не связано с языческими или магическими действиями. Мы знаем, что молитва и милостыня за усопшего – единственное, чем мы можем почтить память и помочь им, поэтому обычно куличи, яйца и другие снеди после молитвы и панихиды отдаются бедным или нуждающимся.

– Как правильно почтить умерших родственников?

– Сугубое поминовение усопших православных христиан Церковь совершает за каждой Божественной литургией. На проскомидии священник вынимает частички из просфоры за усопших, а потом эти частички омываются Божественной Кровью со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых твоих». Свт. Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, подчеркивает, что поминовение после освящения Святых Даров есть самое важное, самое сильное, самое действенное. Именно поэтому мы в этот день должны присутствовать при совершении Литургии и молиться за почивших вместе со всей Церковью.

Следуя сложившейся традиции, после Литургии родственники собираются на кладбище, где служится заупокойное богослужение. Устав предписывает совершать обычную панихиду, но на практике в знак большой пасхальной радости она служится особым чином.

Отвечал архимандрит Досифей (Михайлюк)