Все возможно верующему

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь обращается к людям с такими словами: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Эти слова относятся не только к тем людям, которые окружают Христа. Они в такой же степени относятся и к Апостолам, которые не смогли исцелить отрока за свое неверство, и к каждому из нас.

Христос говорит Апостолам, что они не смогли исцелить отрока по неверию их. Если б была хоть маленькая вера, – говорит Христос, – то тогда можно было бы горы двигать. А в чем, собственно говоря, неверие состоит? В чем проявляется бессилие апостольской веры? Почему, те, которые считаются Его учениками, самые близкие ко Христу, вдруг оказываются абсолютно бессильны перед стихиями мира сего, ничего не могут сделать с юношей, одержимым злобной бесовской силой? Где же эта сила христианства, почему она не проявляется?

В сегодняшнем апостольском послании мы слышим слова, казалось бы, не относящиеся к этому евангельскому чтению. Апостол говорит, что желающие хвалить всё по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы и вы обрезывались, дабы похвалиться в плоти вашей. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новая тварь» (Гал. 6:12-14). Исторический контекст понятен, апостол Павел обращается к христианам из иудеев, которые сомневаются, соблюдать ли им Моисеев закон, совершать ли обрезание, или все покрывает крещение. Но на самом деле эти слова относятся к каждому из нас.

Хвалиться о кресте, как говорит апостол Павел, это значит совершенно презреть законы мира сего, а слово «обрезание» здесь означает жизнь по Ветхому закону, то есть по стихиям мира сего, по основаниям и привычкам безбожного мира, в котором мы очень комфортно себя ощущаем, в котором мы привыкли действовать и с которым мы, в общем, согласны. Мы понимаем, как здесь разворачиваются события. Мы знаем, как ответить ударом на удар, как проявить себя в каких-то сложных обстоятельствах, как защититься от материальных неприятностей, чтобы окружающий мир нас не раздавил. И когда он на нас наступает, заставляет действовать по его законам, мы теряем всякую веру в Христа. Мы совершенно забываем о том, что говорит Евангелие, и начинаем жить так, как в этом мире положено и принято, по его безбожным законам: законам без Христа, законам обрезания, законам плоти. Мы думаем, что решим свою проблему, а потом опять обратимся к Богу. И получается, что мы пытаемся совместить в своей жизни крест Христов и обрезание, жизнь по плоти и евангельские слова. А это невозможно.

Именно об этом говорит Апостол, что крестом могу только хвалиться, потому что крестом для меня мир распят. А почему это так, становится понятно из еще одного евангельского чтения, которое звучало сегодня в храме. В нем говорится о том, как Бог возлюбил мир «…ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Инн.3:16).

Апостол услышал эти слова. А если человек эти слова услышал и принял, смог поверить в них по-настоящему, то разве после этого он сможет жить по стихиям мира сего? Разве потом он сможет забыть о том, что Бог его так любит? Он знает, что ему не должно быть страшно, что в этом мире ему бояться нечего!

А мы боимся. Мы очень боимся этого мира, мы боимся разладить с ним отношения, протестовать против него, выйти из него – боимся. И тогда наша вера ничего не стоит, христианство наше абсолютно бессмысленно и бессильно. Так получилось в истории с евангельским отроком: Апостолы оказались беспомощны и исцелить его не смогли.

Мы род неверный и развращённый законами этого мира, потому что в этом мире мы знаем, как поступать. Как поступать во Христе, мы тоже знаем, но боимся. Боимся услышать эти слова Христовы о том, что Бог так нас любит, что Сына Своего Единородного за нас отдал. Что не судья Он наш, а Отец. Что Он пришел нас спасти, каждого спасти, вытянуть из самого тяжелого положения, из самого безвыходного состояния. В это надо верить, это надо принять, и с этим надо жить.

И в этом есть крест Христов, которым мы распинаемся, к которому мы пригвождаемся, потому что тогда мы начинаем Христу, распятому за нас, хоть немножечко, хоть чуть-чуть, но как-то соответствовать, хоть как-то быть на него похожими. Потому что так мы отвечаем верностью на верность, любовью на любовь, доверием на то, что Господь каждому из нас дал.

Очень легко и приятно слышать, что Бог так тебя любит, что Бог готов на все для тебя. Но ответить потом на эти слова бывает очень тяжело. Потому что мир все время призывает нас жить по его законам, мир все время призывает нас жить по плоти, жить так, как живут все, поступать так, как делают все, жить в контексте этого мира. А христиане так жить не должны. Христиане – это избранный Богом народ, который должен из этой среды выйти, который должен к Богу стремиться и жить по законам Его любви. Аминь.

Протоиерей Алексей Уминский

 

14-28 августа 2017: Успенский пост

Что такое Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий.

Еще одно, народное, название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники — Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

Даты Успенского поста

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, а завершается 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно есть в Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

История Успенского поста

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста — для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» — народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народные традиции Успенского поста

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, — это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

Журнал «Фома»

 

Молитва – это защита

– Геронда, часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

– Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей – мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. – и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…» Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…»? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас монахов превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.

Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка «Я преступник», – повторял он. «А ты молился в это время?», – спросил я его. «Нет», – ответил он. «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился». И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно: и на работе, и в дороге, – везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословием у него лились слёзы радости. В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своём умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулём и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек молился.

Преподобный Паисий Святогорец