19 июля 2019 года в столице Казахстана – Нур-Султане начал свою работу VIII Съезде православной молодежи Казахстана. Перед организаторами и участниками форума на пленарном заседании выступил Глава православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
Ваши Преосвященства!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Приветствую организаторов и участников Съезда православной молодежи Казахстана, гостей из России и стран ближнего зарубежья.
Стало доброй традицией встречаться лидерам и активистам молодежных епархиальных и приходских организаций здесь, в духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа, который носит имена равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов. Вот уже в восьмой раз проходит наш форум, объединяющий священнослужителей и мирян, представителей науки и культуры, государственных и общественных деятелей, и, пожалуй, самое главное – активных и талантливых юношей и девушек, для обсуждения актуальных вопросов, существующих в жизни молодежи на сегодняшний день.
Текущий год в Казахстане объявлен «Годом молодежи». Совершенно справедливо наш Президент, многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, отмечает, что именно подрастающему поколению принадлежит решающая роль в развитии страны, и поддержка молодежи является приоритетом государственной политики. Бесспорно, верен тезис, что сегодняшнее поколение молодых людей – это будущее общества, стран и народов. Те, кто сегодня сидят за партами школ или учатся в институтах и академиях – уже совсем скоро сменят людей старшего возраста, будут полноценно трудиться, создадут семьи и начнут воспитывать своих детей. Поэтому так важно дать детям и подросткам качественное всестороннее образование, правильно воспитать, научить профессии. Но давайте посмотрим глубже – будущее молодежи, будущее страны во многом зависит от того духовного и нравственного выбора, который сделает человек в юном возрасте.
В программе Съезда выступления докладчиков, лекции и мастер-классы. Тематика интересна и разнообразна. Но предлагаю нам с вами поразмышлять вот над чем – насколько влияет внутренняя жизнь человека на различные материальные аспекты его существования; как способствуют решению повседневных больших и малых задач правильные ориентиры в духовной жизни.
Одним из главных вопросов, который начинает задавать себе человек в юном возрасте – это вопрос о смысле жизни. К сожалению, нередко вместо поиска и обретения глубокого, исчерпывающего ответа, люди прячутся за наивные разговоры о том, что жить надо ради жизни, ради самореализации, и т.п. В связи с этим вспоминается рассказ-притча:
Молодой человек пришёл к отцу и со счастливой улыбкой на лице говорит:
– Отец, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то, началась у меня настоящая жизнь!
– Очень хорошо, сын мой, – ответил отец, – значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
– Через четыре года я закончу учебу и защищу диплом.
– И что же дальше? – не отступал отец.
– Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным юристом, большим профессионалом.
– А что дальше?
– А потом женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
– А дальше?
– А потом я пойду на заслуженный отдых, буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.
– Что же будет потом?
– Потом? — юноша задумался. – Да, вечно никто на этой земле не живёт. Потом мне суждено, как и всем людям, умереть.
– А что потом? — спросил старый отец.
Сын ещё больше задумался, его взгляд стал серьезным, и сказал:
– Благодарю тебя, отец. Я понял, что забыл главное…
Ответить на вопрос «для чего я живу» с точки зрения материализма невозможно. Все подобного рода концепции и теории распадаются, не выдерживают критики. В конечном итоге, если в этих рассуждениях отсутствуют такие понятия как Бог и бессмертная душа, получается, что жизнь человека и всего человечества обречена на исчезновение, на сведение к абсолютному нулю. Самореализация, раскрытие талантов, создание семьи, рождение детей, всякий род деятельности обретает свой смысл и свое место лишь в свете духовных истин. Нам – православным христианам – даны Самим Богом ответы на многие вопросы, над решением которых бились философы и мудрецы разных времен и народов. Но одно дело, узнать о чем-то из священных книг, и иное – руководствоваться этими знаниями, следовать им. В числе многих добрых качеств, присущих молодому возрасту – внутреннее неприятие всякого рода обмана. И не ошибемся, если скажем, что одна из самых худших неправд на свете, когда человек лукавит сам с собой, когда его слова расходятся с поступками, когда дела противоречат убеждениям. За каждой Литургией мы поем Символ веры – кратко перечисляем основные догматы, аксиомы Православия. Мы во всеуслышание свидетельствуем, что у этого мира есть Творец и Промыслитель, мы именуем Бога нашим Небесным Отцом и, вместе с тем – Вседержителем, Владыкой вселенной. Все это правильно. Но вера не может ограничиваться заявлениями и свидетельствами, необходимо идти по дороге жизни в ощущении Божественного присутствия, помнить о цели и смысле бытия не только в стенах храма, но и в повседневном существовании. Конечно же, держать эту высокую планку непросто. Более того, с одной стороны – это большой каждодневный труд над собой, а с другой – следствие особого призвания свыше. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал об этом предельно точно: «Быть глубоко религиозным человеком в молодом возрасте – это свидетельство некоей духовной одаренности». Действительно, только внутренне сильный и смелый человек может преодолеть эгоизм, желания и привычки, вытеснить собственное «я» на периферию и поставить Бога и Его закон в центр своей жизни. Христианство – это вызов миру, лежащему во зле (см. 1Ин. 5:19), это активное противление страстям и порокам. Как правило, большинство людей осознанно приходит к Богу в зрелых летах, когда наряду с объективным осознанием своей ограниченности, приходит жизненный опыт и умудренность от десятилетий наблюдения за окружающей действительностью. Но те, кто уверовал во Христа в молодом возрасте и стал жить Церковью с ее благодатными Таинствами, способны не только взрастить и утвердить себя на спасительном пути заповедей, но и подарить радость и тепло духовной жизни сверстникам и даже людям старших поколений.
Хотел бы обратиться к священнослужителям, педагогам воскресных школ и к активистам молодежного движения: обращайте особое внимание на молодых людей, посещающих богослужения. Если вы постоянно встречаете того или иного человека в храме, познакомьтесь и побеседуйте с ним после службы, узнайте о его интересах, расскажите о проектах, которые реализуются на приходе или в епархии, предложите принять участие в мероприятиях. Несомненно, нельзя в этом случае быть навязчивыми, но надо помнить, что молодые люди сами зачастую ищут применения собственным талантам и способностям. Задача лидера – грамотно направить энергию, силы и знания девушки или юноши к общему благу церковного общества. Еще на один важный момент хотел бы указать, говоря о вовлечении молодежи в жизнь прихода. Подросток – уже далеко не маленький ребенок. Необходимо избегать «патернализма», то есть снисходительного отношения старших к младшему. Недопустимы повелительные интонации или заискивание в речи, чрезмерная настойчивость, занудство. Мы должны искать, находить и использовать тот язык, который бы убеждал детей и подростков сохранять свои религиозные чувства, преданность Церкви даже тогда, когда начинаются возрастные искушения и когда он сталкивается с той реальностью, которая часто является бездуховной, а нередко и враждебной по отношению к религии. В работе с молодежью одна из основных задач наставников, преподавателей и старших товарищей – научить воцерковляющегося подростка самостоятельному предстоянию пред Богом. Подлинный успех православного воспитания достигается только в том случае, когда молодой человек ощущает в своей душе свободное стремление к молитве и участию в таинствах Церкви. Самостоятельность и ответственность необходимо воспитывать в юношестве и при реализации каких-то общих программ или проектов.
Мы живем в мире, где понятия о добре и зле размываются. Действия, еще недавно считавшиеся пороком, стали выдаваться за добродетель, люди перестают скрывать то, чего еще недавно было принято стыдиться. Многие добрые и положительные качества, считавшиеся неотъемлемыми чертами порядочного человека, низводятся в статус незначительных и даже невыгодных для комфортного существования. Но мы с вами понимаем – простых времен не бывает. И вопрос, как правильно жить, как спасти себя и свою душу, был актуален всегда. И для православного христианина ответ во всякую эпоху будет один – это жизнь по Евангелию. Любой человеческий поступок, любая человеческая мысль либо приближает его к Богу, либо отдаляет.
С точки зрения современного общества определяющими критериями оценки личности являются ценности чисто материального порядка. Подавляющее большинство СМИ пропагандирует подобный образ жизни в качестве единственно возможного для современного человека. Люди, полагающие основной целью своего бытия, достижение общественного признания и материального процветания, навязываются подрастающему поколению в качестве образцов для подражания. И волей-неволей эти идеи, по сути своей грубо эгоистические и гедонистические, становятся ключевыми и определяющими. В Нагорной проповеди Спасителя мы слышим совершенно обратное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Речь в словах Христа идет не об отказе от труда, заботы о хлебе насущном или удовлетворении материальных потребностей. Он призывает выстроить правильную иерархию ценностей – поставить на первое место не себя, точнее, не свое материальное начало, а Бога и бессмертную душу. Давайте задумаемся: слова Евангелия – это не философская система, когда-то кем-то придуманная. Это живое слово Самого Бога, Его непреложный духовный закон. Мир физический существует по определенным правилам, и нарушать их нельзя, это чревато самыми тяжелыми последствиями. Например, нельзя не учитывать закон всемирного тяготения или закон сохранения энергии. Тем более пагубно и разрушительно для человека игнорировать законы духовного мира, о которых нам говорится в Священном Писании.
Материалистическая мировоззренческая концепция, которая предлагается сегодня обществу, и прежде всего молодежи, называется «Self-made man» (буквально – человек, сделавший сам себя). «Я сам себя сделал», – так гордо заявляют о себе люди, добившиеся успеха, богатства и славы (как они считают) исключительно своими собственными силами. Эта философия имеет определенные положительные стороны – человеку предлагается много и упорно трудится, большое внимание уделять самообразованию, много и упорно заниматься повышением интеллектуального уровня. Вопрос в том, что именно карьерный рост, различные достижения в социальной сфере, признание со стороны широких кругов общественности, денежное изобилие и т.п. представляется целью всей жизни человека. А если не получилось защитить диссертацию, сделать карьеру или стать материально богатым, получается жизнь прожита зря? Исходя из данной психологии, да. Негативизм такого подхода к жизни в предельном ее упрощении, сведению всего многообразия бытия исключительно к самому себе. Очевидно, что на формирование и развитие личности оказывают влияние многие факторы – родители и родственные связи, воспитание в семье, детском саду, школе, наследственность, врожденные природные особенности. «Сделавший сам себя» отказывается видеть различные благодеяния, которые подарили ему мать и отец, близкие, учителя и наставники, сама жизнь, а в конечном итоге – Создатель. В горделивой погоне за успехом, не добившись ожидаемого, человек впадает в депрессию, а говоря языком аскетики – в уныние и отчаяние; а получивший желаемое, впадает в самомнение близкое к мании величия. Увы, немало молодых людей надорвались физически, умственно и духовно, стали узниками своих амбиций, завышенных ожиданий и несбывшихся надежд, поддавшись этим ложным установкам, транслируемым через обилие мотивационных роликов и лозунги коучингов.
Фразу «Self-made man» в 19 веке ввел в обиход государственный деятель США Генри Клэй, а идею развил американский публицист Фредерик Дуглас. Но история с «человеком, который сам себя сделал» имеет глубокие корни. Есть древнее библейское повествование о первом царе Вавилона по имени Нимрод. Он упомянут в 10 главе книги Бытия в связи со строительством печально знаменитой Вавилонской башни. Так вот именно он, согласно преданию, считается первым воинствующим атеистом и именно ему принадлежит фраза «я сам себя сотворил».
Мы – православные христиане – исповедуя веру в Бога, признаем Его власть не только над душой человека, но и над различными материальными сторонами бытия: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар. 2:6-7). Спаситель спрашивает тех, кто считает, что самолично формирует свою жизнь, делает самого себя: «И кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). То есть, существуют вполне четкие пределы любому развитию, любому росту – физическому, карьерному, интеллектуальному, финансовому. Этой же теме посвящена известная причта Христа о безумном богаче.
Что же делать молодому человеку, стоящему на пороге серьезной взрослой жизни? Конечно же, получать образование, всесторонне развиваться, бороть лень, много работать, думать о самореализации, но при этом отчетливо помнить, что источником всех благ, причиной самой жизни является Господь. Когда в православном богословии речь идет о взаимоотношениях Бога и человека то используется греческое слово – «синергия» – соработничество. Всякий род деятельности необходимо совершать в уповании на милость Творца, всякий добрый проект, неважно большой он или малый, освящать, призывая Его помощь. Хорошо выразил эту мысль преподобный Бенедикт Нурсийский всего лишь одной фразой «Ora et labora» – «Молись и трудись».
Счастье, радость, чувство удовлетворения, душевный покой – это явления, природу которых невозможно до конца понять. Но ясно одно, что обладание чем-либо материальным, само по себе не является источником этих состояний. «Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Еккл. 1:8), – говорит премудрый Соломон. Все те мнимые блага, которые предлагает мир, могут лишь на некоторое время замаскировать зияющую пустоту, но в конечном итоге ничего не может в полной мере удовлетворить запросам бессмертной человеческой души. По слову одного из выдающихся русских мыслителей прошлого столетия И.А. Ильина «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души, ибо душа есть необходимое творческое орудие мироустроения. Душа, покорная хаосу, бессильна создать космос во внешнем мире». Святое Православие говорит об этом, предлагая испытанный веками способ преображения собственной жизни и среды вокруг. Рецепт счастья, о котором мечтает каждый молодой, да и не только молодой, человек – это жизнь с Богом.
В нынешнем суровом и полном опасностей мире Церковь, как и во все времена, проявляет подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей. В каждом человеке она видит личность, способную свободно принять Христа. Она ищет юные души, но не для того, чтобы поработить их, возложив на них тяжкое и непосильное бремя фарисейского законничества, а для того, чтобы укрепить их Божественной благодатью, напитать своей любовью, духовно закалить, сделать способными к различению добра и зла и противлению агрессивной гибельной безнравственности. Именно здесь молодые люди могут обрести подлинные духовно-нравственные ориентиры, которые укажут путь к неиссякаемому Источнику блаженства – единству с Богом.
К сожалению, в светской среде можно встретить мнение о том, что Православие представляет собой только лишь систему запретов, которые существенно ограничивают свободу человеческой личности и лишают его возможности быть счастливым. В тоже время многие из них в попытках заглушить голос собственной совести избирают себе наиболее оптимальный и комфортный образ религиозной жизни. Сторонники этого взгляда свои взаимоотношения с Богом предпочитают строить по собственным правилам и без участия Церкви. Довольно часто их лозунгом является выражение «Главное верить в душе». Это очень удобная позиция, потому что в таком случае актуализируется известное высказывание древнего философа, по сути своей глубоко языческое – «Человек есть мера всех вещей». В подобной системе жизненных координат отсутствуют четкие нравственные критерии в виду размытых представлений об Абсолютной Истине. Этим воззрением достаточно просто оправдать любой свой поступок, в том числе и недобрый, поскольку все относительно. На примере отечественной и мировой истории XX столетия мы видим, к чему приводят попытки пересмотра традиционных представлений о добре и зле. Но несмотря на это юные умы с огромным желанием и готовностью воспринимают такие постулаты, ведь они снимают с них духовную ответственность и позволяют во всей полноте отдаться бурному потоку страстей мира сего.
Священное Писание обращается к молодому поколению с таким призывом: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9). Из этих слов мы можем видеть, что Господь желает того, чтобы человек был счастливым и дает ему критерий по которому он сможет отличить подлинное блаженство от мимолетного миража. Этим мерилом является следование воле Творца, которая заключена в Божественном Откровении. Это обстоятельство ничуть не попирает дара свободы, а ведет нас к его совершенствованию. Только путь греха ведет к гибели как духовной, так и физической.
В процессе работы Съезда мы будем говорить о разных нужных проектах, различных видах молодежной работы, будем пытаться определить новые формы этой деятельности. Но будем помнить, что по свидетельству апостола Павла «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Заповедь о любви к ближнему является ключевым заветом, который Спаситель оставил в назидание всем Своим последователям. Именно в благородном служении ближнему раскрываются подлинные добродетели и таланты, заложенные Творцом в душу каждого человека. Жесткие правила конкурентной борьбы, которые выдвигает современность, ожесточают сердца, побуждают не «любить ближнего как самого себя», а видеть в нем либо соперника, либо орудие для собственного карьерного роста. И над всем этим – призрак золотого тельца, страсть к обогащению, которая иссушает молодую душу и сжигает совесть, еще не навыкшую различению добра и зла. Но, поистине: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
Вы – молодое поколение, талантливые и яркие личности, объединившись вокруг Христа, сплотившись вокруг Церкви, можете стать той креативной и живой силой, которая даст ответ негативным вызовам современности. Убежден, что энергия и энтузиазм, свойственные молодому возрасту, и воодушевление силой Евангелия способны не только противостоять разрушающим факторам, но и вполне реально качественно изменить ситуацию.
Будем всегда хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Решение различных вопросов молодежной работы должно объединять нас. Неправильно, да и невозможно в церковной жизни разделить проблемы молодого поколения от вопросов, волнующих людей зрелого возраста или пожилых. Говоря, выступая, обмениваясь мнениями, споря друг с другом, мы возрастаем интеллектуально, духовно, развиваем в себе способности нести христианское благовестие миру. Замечательно, что вместе с молодыми людьми на Съезде работают люди старшего поколения – священнослужители, преподаватели, специалисты в научных дисциплинах. Горячность, экспрессия, новые взгляды на мир, неравнодушие к происходящему вокруг – качества, свойственные юношам и девушкам, соединяются с духовным и жизненным опытом, мудростью, рассудительностью старших наставников и учителей. Постараемся в ходе дискуссий и обсуждений прийти к каким-то конкретным результатам, к выработке новых путей, форм, способов и средств осуществления молодежной работы в Церкви. Важно, чтобы деятельность нашего мероприятия, имеющего международный статус, способствовала в первую очередь дальнейшему развитию реальной работы с людьми на уровне епархий, приходов, молодежных клубов и секций.
Желаю всем нам утверждать свои сердца в вере и в стремлении следовать спасительным путем заповедей Божиих, а молодежи преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (См. Лк. 2:52).