26 ноября Церковь отмечает день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.
Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией».
Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. В 386 году святой Иоанн был хиротонисан во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.
Суд постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием.
У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.
Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями, святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика, причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел ко Господу.
Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.
Златые струи от Златых уст
Назидательные размышления на каждый день месяца, выбранные из творений свт. Иоанна Златоуста
Как должно нам исправлять жизнь свою
Доколе имеем время, употребим на приобретение духовнаго богатства хотя столько же старания, сколько другие для приобретения мирскаго богатства; будем непрестанно заботиться о том, сделали ли мы что-нибудь доброе, прогнали ли от себя своею бдительностью какую-нибудь возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей совести, вкусить нам великое удовольствие. Если мы от постояннаго слушания поучений не приобретаем ничего, то это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда при такой о нас заботливости со стороны церкви, мы останемся все такими же, как и прежде, – когда гневливый не сделается кротким, вспыльчивый не обратится к тихости, завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставить своей страсти и не расположить себя к подаянию милостыни и питанию бедных, невоздержаный не сделается целомудренным, гонящийся за суетною славою не научится презирать ее и искать истинной славы, небрегущий о любви к ближнему не воспрянет и не приучит себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей, аще бо сказано: «Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят?» (Мф. 5:46), но и к такому состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и показывать к ним великую любовь. Если мы, постоянно слыша столько наставлений, не победим вышесказанных и других возникающих в нас страстей то какое будет нам прощение, какое оправдание?
Ничего не бывает случайно
Ни одного, возлюбленный, нет учения столько пагубнаго для нас, как учение о судьбе и замечаний о дне рождения. Если ты думаешь, что все зависит от случая, все определено судьбою, то как ты можешь порицать жену, которая оставила тебя и отдалась другому? За что будешь гневаться на нее, какое имеешь право жаловаться на того, кто соблазнил ее?
Если всем управляет случай, то, видя у себя в доме разломанные запоры, и узнав, что ты ограблен, ты не должен отыскивать вора и требовать ему наказания, потому, что он ограбил тебя не по своей воле, как ты говоришь, а так ему назначено судьбою. Оставь все: расточи свое богатство, брось свои дома, оставь торговлю, чрез которую ты приобрел свое богатство, распусти своих рабов, которые помогали тебе в твоих предприятиях и останься без всего; – но тебе не перенести всего этаго и по неволе должен презреть свое учение о счастии – о судьбе.
Почему же виною этаго представляешь судьбу, а не себя винишь? Не видишь ли, что твоя вepa в судьбу ни на чем не может быть основана и может происходить от нашей лености и безпечности, чтобы только унизить благородные труды, нашу деятельность. Если все бывает по случаю, на что судебныя места? Если все бывает по случаю, на что вера? Если все зависит от случая – нет промысла, нет Бога, нет добродетели, нет порока. Если есть случай – все напрасно, все останется без награды: трудимся ли мы или ничего не делаем – нет похвалы, нет осуждения, никто нас не похвалит, никто не осудит. Если есть случай, то должен исчезнуть в нас стыд, уничтожиться честь, не надобны законы, не нужны судилища. И зачем спрашивать, почему один живет богато, а другой нищенствует? Если же мы не имеем столько ума, чтобы уяснить себе эти пустыя слова, то лучше было бы нам ничего не знать, нежели толковать без смыслу; лучше не иметь понятия о добре, нежели знать худое; неведение не подлежит осуждению, а знание худаго не имеет извинения. Но почему нечестивый блаженствует, а добродетельный часто страждет? Если этот и претерпевает несчастие, то за свое терпение большую получить награду, а тот, если не одумается во время и не исправится, не познает над собою Господа Владыку, своего Создателя и Промыслителя, то большему подвергнется наказанию.
Нужно прилежно слушать и читать священное писание
Отсюда (из Писания) можно получить врачество, соответственное каждому несчастию, постигающему человеческую природу, отринуть всякую скорбь житейскую и не сокрушаться ни от каких обстоятельств. Посему, прошу вас, чаще приходите сюда (в церковь), внимательно слушайте чтение Божественнаго Писания, и не только когда бываете здесь, но и дома берите в руки священныя книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя, ибо великая происходит от них польза: во-первых, от чтения их образуется язык; потом и душа окрыляется и делается возвышенною, будучи озаряема светом Солнца правды; освобождаясь в это самое время (чтения) от нечистоты порочных помыслов и наслаждаясь великим миром и спокойствием. Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтениe (Писания) для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ея и вознося ее, так сказать, на самое небо.
Не будем же, прошу, нерадеть о такой пользе, но станем и дома заниматься внимательным чтением Божественнаго Писания, и пришедши сюда (в церковь) не тратить время на пустые и безполезные разговоры, но для чего пришли, на то и обращать все наше внимание и слушать читаемое, чтобы выйти отсюда с каким-нибудь приобретением. Если же вы, пришедши сюда, будете проводить время в неуместных и пустых разговорах и возвращаться домой без всякаго приобретения, то что пользы от этого? Не странно ли будет, что тогда как приходяще на житейское торжище стараются принести оттуда домой все, что только можно получить на этом торжище, хотя и с тратою денег, а приходяще сюда, на это духовное торжище, не станут употреблять всех усилий, чтобы возвратиться отсюда, получив что-нибудь полезное и сложив это в свою душу, особенно когда для этого не нужно и тратить денег, но следует только показать усердие и душевную готовность? Итак, дабы нам не быть хуже посещающих житейския торжища, постараемся выказывать великую заботливость и неусыпную внимательность, чтоб выходить нам отсюда с запасом, котораго было бы достаточно не только для нас самих, но и для снабжения других, – чтобы могли мы исправлять и жену, и рабов, и соседей, и друга, и даже врага.
Рождественский пост
Рождественский пост продлится с 28 ноября 2017 г. по 6 января 2018 г.
Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Как питаться в Рождественский пост?
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Протоиерей Александр Ильяшенко о Рождественском посте:
«Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста. Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближних или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Если ты не съел чего-то – это дисциплинарная мера, которая способствует внутренней мобилизации и дает силы поститься духовно. Ведь Церковь не говорит, что не надо поститься телесно, нет, постясь телесно, постимся и духовно. Но цель поста – это духовный пост. А телесный пост – великое средство, благодатное средство, дарованное нам Церковью от Господа для того, чтобы мы этой высокой цели достигали.
Непрестанно молитесь. Вот тогда эта радость становится настоящей и глубокой. И за все благодарите Господа. Вот тогда, если у тебя на душе такое устроение, ты радуешься, молишься, полагаешься не на себя, а на помощь Божью и благодаришь Господа за то, что Он слышит твои молитвы и милует тебя. Вот тогда у тебя правильное, гармоничное устроение души. Тогда действительно слава Богу. И дай Бог, чтобы результатом поста, в который мы со дня на день заступаем, стало такое благодатное, радостное молитвенное состояние души, соединенное с искренней благодарностью к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу.