Исцеление бесноватых в стране Гадаринской (Лк., 38 зач., 8, 26–39)
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
В Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, «что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню».
Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, «увидев Иисуса», «пал пред Ним», чего бесы, конечно, не могли желать.
Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекращать, они еще смеют просить не мучить их.
Узнаем, что бесы, это – духи, не занимающие пространства: вот, в одном человеке – целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других существ.
И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море.
Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.
Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: «как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми»! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет «у ног Иисуса», одетый «и в здравом уме». Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его «удалиться от них».
Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан «во Христе на добрые дела», Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных «на уловление и истребление» (2Пет. 2:12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.
Протоиерей Вячеслав Резников
Бессребреники и чудотворцы
Косма и Дамиан Азийские
День памяти: 1 ноября/14 ноября
Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер,когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан», – отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.
Православный календарь
Апологетические беседы. Смысл страданий
Когда кругом простирается такой безграничный океан слез, крови, боли, когда так бесчисленны страдания личные, народные, физические и моральные, может ли христианин найти в себе силы исповедовать безграничное милосердие, человеколюбие и благость Всемогущего Бога? Конечно, может. «Яко благ и милостив и Человеколюбец Бог наш… всегда ныне и присно…» – исповедует Святая Церковь.
Это не значит, что христианин не видит страданий кругом, закрывает на них глаза, истолковывает их смягченно, не понимает их трагичности. Всю глубину боли современной жизни принимает христианин еще полнее и шире других, потому что, любя ближнего своего, как самого себя, всю боль и других людей принимает он как свою собственную. Но в благости Божией он не усомнится, потому что имеет иной, отличный от обычного, мирского, критерий блага и зла.
Он знает, что благость Божия предназначила человека не для страдания, а для постоянной, неперестающей, совершенной радости, и потому никогда не может человек удовлетвориться радостями ограниченными, несовершенными, не может примириться с болью и мукой, но жаждет, по праву, от начала веков принадлежащей ему полноты счастья.
Бог же, как источник, изобильно переполненный водою, как солнце, рассылающее без числа лучи свои по всему простору Вселенной, всегда, каждую минуту готов излечить от всякой боли, от всякого страдания сердце и отдельного человека, и всего человечества и залить его волнами непрекращающейся небесной радости, как только будет к тому возможность. Но препятствием для этой возможности является родившаяся от греха коренная искривленность человеческой природы, его воли. От этого и рождаются все страдания.
Если бы не было страдания, человек легко мог бы обмануться. Внешнее благополучие, сытое, покойное, обеспеченное существование он мог бы принять за искомое вожделенное счастье, за ту радость души, принадлежащую ей по праву, для наслаждения которой был создан человек. Конечно, глубины души никогда так не обманутся, они всегда будут знать, что буржуазная сытая жизнь… тленная обманчивость, быстро проходящая мишура, будут тосковать о настоящей, вечной радости, но по ежедневному опыту мы знаем, как всё же легко поддается плену земного благополучия человек, как умеет он заглушать все будящие, протестующие, не желающие удовлетворяться призраками голоса души, заглушать их шумом развлечений и забав, становясь рабом мишуры и призраков.
Ничто так не порабощает человека, как сытая, покойная, внешне счастливая жизнь. Поработившаяся такой жизнью, душа становится совершенно неспособной слышать голос Божий, привязывается всецело к обманчивым земным ценностям, преходящим по самому существу своему, а когда наступает для всех неотвратимый час смерти, теряется, негодует, ропщет, тянется к тому единственному, что в жизни любила и что захватить с собой никак не может, отвращается, как от совсем незнакомого и чуждого, от всего того истинно великого, доброго и радостного, что от века приготовил для нас Господь в небесных селениях.
Отвращаясь от этой чуждой ей радости, отвращаясь от чуждого ей Бога, такая душа по естеству своему становится жертвой вечной погибели. Не только отдельные личности, но и целые народы способны стать жертвами такого обманчивого счастья, плениться им на гибель. Примеры не будем перечислять.
И вот, чтобы спасти самое драгоценное в человеке и в человечестве – душу, духовные сокровища, приходит страдание. Недаром наша русская народная мудрость называет страдание «посещением Божиим». Страдание разбивает мещанские земные расчеты, иллюзии счастья сытой жизни, огненным вихрем, иногда в буре крови и слез, проносится по миру, будя и очищая его. Не всех, но только избранников Своих в среде отдельных людей и целых народов посещает таким страданием Господь. Для иных же оно было бы бесполезным.
Чтобы страдание стало очистительным, надо, чтобы человек или народ понял и принял его, чтобы после того, как будут разбиты связывающие его узы обманчивого довольства, уже свободно, со стороны взглянув на бессодержательность пленившей его ранее жизни, отвратился он от нее и стал стремиться уже к настоящей, полноценной, верной жизни, к истинному непреходящему счастью.
Христианин знает, что этот путь будет нелегким, что снова и снова много лживых, обманчивых тупиков встретится человеку или народу на этом пути, снова и снова понадобятся вихри страданий и муки всяческих испытаний, но он будет знать, что путь все-таки совершается, что тот, кто отверг мишурный обман и потянулся к истинной радости, не стоит на месте и что любящая, внимательная, заботливая и всемогущая рука ведет идущего по этому пути. Христианин знает, что истинная ценность жизни человека и народа не здесь, на земле, но в вечности, где всех нас ожидает настоящая, полная, совершенная радость, большая всех мер земных, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
И не соблазнится христианин, видя океан страданий вокруг себя, не возропщет на Бога, не усомнится в том, что не мучающая, но любящая рука Божия ведет человеческие пути и через это море боли не к горю, но к радости, что благо тому человеку, который доверчиво покорится этой любящей ведущей руке.
Очертание Божиего вожделенного Царства, где не будет ни лжи, столь властно царящей на земле, ни слез, ни муки, но будет мир, правда и любовь, явнее и ярче рисуется пред взором человека именно в годы страдания. Земное благополучие заслоняет это видение. Но «чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог».
И в годы, когда рушатся кумиры, рушатся созданные нами иллюзорные ценности, когда все признаки земного счастья, славы, богатства исчезают как дым, когда снова черные тучи сгущаются над землей, тогда с могучей силой врывается в сердце беспредельная жажда древней апостольской молитвы: «Ей, гряди, Господи Иисусе; ей, гряди скоро!» Только в Нем наше упование, свершение справедливости, мира и вечной радости.
Архиепископ Нафанаил (Львов)