Евангельское чтение

Неделя о блудном сыне (Лк., 79 зач., XV, 11–32)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед нами два человека: два сына одного отца. Но приходит время, когда с родителей снимается ответственность за детей, когда молодой человек сам должен сделать свой свободный выбор и нести за него ответ. И выбор этот может быть вопреки всему, что можно было бы ожидать, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Так сделал свой выбор младший сын. Сначала он сказал: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение». А «по прошествии нескольких дней», «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

А что же отец? Конечно, когда сын потребовал свою часть, он знал, что последует далее. Но он ничего не говорит, ни от чего не предостерегает, не бранится и не употребляет силы. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов?

Далее – закономерный путь падения. Все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. А тот – ничего более достойного не придумал, как послать его «пасти свиней». И вот, пределом мечты стало – «наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, – только бороться за свое «законное право» есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели.

Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел… Не куда-то, а «в себя»! В себя самого. Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание идти этим путем. Пришел к необходимости снова принять решение. И тут – словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме. «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Решил, и пошел. А отец уже с полпути выбежал навстречу, и не дал даже договорить, а приказал одеть в лучшую одежду и устроить пир.

Но тут выходит на сцену старший сын, который никуда не уходил, отчей воли не нарушал, и ни в чем дурном замечен не был. Этот сын, возвращаясь с трудов, услышал о причине праздничного шума, и до глубины души возмутился такой несправедливостью. Он отказался войти и принять участия в общей радости, что брат его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Поведение этого сына тоже довольно неожиданно. Оказывается, и он в доме отца не научился главному, не научился любить. Поистине, нет на земле Царствия Божия, и даже в идеальных условиях не вырастают идеальные люди.

Эта притча – для всех. И – чтобы удержать от плотских падений: смотри, непременно дойдешь до свиного корыта. И – чтобы сказать тем, кто все же пал: главное – не отчаивайся! Небесный Отец всегда ждет, и всегда на небесах радость «и о едином грешнике кающемся». И – чтобы тот, кто не пал, не возгордился бы, и не проникся презрением к тому, кто смиренно просит прощения, и к тому, кто от всего сердца прощает.

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Святой Парфений жил в правление Константина Великого (306–337). Его отец Христодул был диаконом в Мелитополе на Геллеспонте. Парфений не получил образования, но он со вниманием слушал в церкви чтение Священного Писания и с юных лет старался жить по его заповедям.

Парфений был рыбаком, ловил и продавал рыбу, раздавая все заработанное бедным и ничего не оставляя себе. Его милосердие стало известным в тех местах, и епископ Мелитополя Филит рукоположил его в священника против его воли, поручив ездить по епархии для общения с верующими. Благодать Божия обильно плодоносила в нем чудесами и исцелениями. Встретив однажды на пути человека, которому бык выбил глаз ударом рога, он вставил глаз на место и излечил. В другой раз Парфений единым крестным знамением исцелил женщину от неизлечимой болезни – рака. Когда на него бросился бешеный пес, святой дунул на зверя – и тот упал замертво.

Видя такие доказательства Божественного к нему расположения, митрополит Кизикский Аскал рукоположил его в епископа Лампсака – город этот еще пребывал в идолопоклонстве.

Постами, молитвами, вдохновенными речами и евангельским образом жизни святой сумел обратить город в христианство. Побывав при дворе святого Константина, он добился позволения разрушать языческие капища и получил необходимые деньги на возведение храма. Когда, чтобы завершить постройку, оставалось привезти большой камень для святого престола, завистливый бес во время транспортировки вселился в быков: они понесли и раздавили погонщика. Тогда святой вознес пламенную молитву Господу – и жертва ожила.

Святой Парфений был любящим отцом и попечителем своего города. Он без пренебрежения исцелял любые болезни, к великой беде оставшихся без работы врачей. Подобно тому как тьма бежит перед светом, бесы исчезали при одном его появлении. Однажды, когда он властно изгнал демона из одного бедняка, злой дух взмолился перед ним: «Дай мне место, где я мог бы остаться в ожидании Страшного суда, разреши мне хотя бы войти в свиней» (ср.: Мф. 8:31). «Нельзя, – ответил святой. – Но я дам тебе другого человека, если ты оставишь этого несчастного». – «Кого же?» – «Меня. Войди и живи во мне!» При этих словах злой дух бежал, словно опаленный огнем, с криком: «Как же мне войти в дом Божий? О, велика сила христиан!»

Как-то раз святой Парфений направился в Ираклию, митрополию Фракии, и нашел местного епископа на одре болезни. Бог открыл ему, что настоящей причиной недуга была алчность. «Вставай, – сказал он тогда больному, – не телесная болезнь гложет тебя, но душевная. Отдай бедным отнятое у них достояние – и ты выздоровеешь». Епископ осознал свою ошибку и предложил все свое богатство Парфению, чтобы тот раздал нуждающимся. «Нет, – отказался человек Божий, – это ты должен сделать, ибо Бог дает тебе силы отдать бедным то, что им причитается». Тогда митрополит попросил отнести его в церковь святой Гликерии, покровительницы города, и там распределил свои богатства между нуждающимися, которые собрались в храме. Через три дня он выздоровел.

В Ираклии святой Парфений излечил и других больных, благословил поля, в точности предсказав урожай. Прощаясь с митрополитом, он сообщил предстоятелю о своей собственной скорой кончине и назвал имя своего преемника.

Вернувшись в Лампсак, он вскоре преставился, оставив пастве в наследство благоухание своих чудес и образец своей жизни.

 

Возвращение блудных детей

Приуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15:11-32).

В евангельском чтении мы слышим этот один из самых известных сюжетов, который нашел свое отражение, пожалуй, во всех проявлениях человеческого творчества. Притчу о блудном сыне Господь предложил собравшимся вокруг Него людям и ученикам. Это история о том, как у одного богатого человека было двое сыновей. И один из них сказал отцу, чтобы тот выделил ему полагающуюся часть наследства. Отец не стал перечить сыну и по любви своей сделал так, как тот требовал, и выделили все, что ему полагалось. Довольно большое имение, потому что человек этот был богат. После чего этот сын взял все и удалился из дома своего отца и очень быстро все это богатство спустил и потратил, живя блудно. Расточил с блудными людьми, растранжирил, и к тому же в области, где он находился, наступил страшный голод. Так что этому человеку, выросшему в хорошем доме, пришлось пристать к одному из жителей страны и пасти его свиней, до такой степени унижения он дошел. Он терпел такую нужду, голод, что рад бы был поесть то, что давали в качестве корма свиньям, но и этого ему не доставалось.

Но этот блудный сын одумался, пришел в себя и подумал так: «В доме моего отца наемники живут лучше, чем я сейчас». Решил вернуться, покаяться перед отцом и попросить принять его уже не как сына, а как наемника, как работника и слугу.

Любящий отец, только узнав, что его сын приближается, умилился, выбежал ему навстречу, обнял, приказал выдать ему лучшую одежду, перстень на руку, сапоги и приказал устроить пир и радовался этому неожиданному возвращению потерянного ребенка.

Дары, которые сын требовал и получил от отца, это те дары, которые мы все от рождения получаем от Бога: красота, ум, способности и таланты. Кто виновник нашей красоты и способностей, кто источник сил? Конечно, говорят, что человек похож на отца и мать. Но в первую очередь — это Творец неба и земли, Он, Художник, создает такие прекрасные творения и наделяет их колоссальными способностями и умственными, и духовными; а паче того христиане еще и наделены дарами Святого Духа, которые они получают в крещении в Церкви.

Но часто человек приписывает себе все эти дары и таланты, удаляется от Бога, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам безгранично насладиться своей жизнью. И часто такой человек стремительно расточает все свои таланты и приходит в страшное состояние. И понимая или нет, он тоже начинает пасти свиней – становится свинопасом.

Святые отцы понимают под евангельскими свиньями человеческие страсти, то есть человек не хочет больше работать Богу и пребывать в Божественной благодати и неминуемо оказывается в компании этих свиней: помыслы, страсти, которым служит, и пищу, которую он готов принимать – все это свинское.

Для того, чтобы понять, какой яркий образ предложил Господь слушающим, надо помнить о том, что Его слова были обращены к иудеям, для которых свинья была нечистым животным. Он говорил это, показывая глубину падения несчастного сына. Из члена семьи и наследника богатого человека он превратился в пастуха и сотрапезника свиней. Свинья — по природе своей довольно-таки нечистоплотное животное. Сейчас мы, живя в городах, оторваны от земли, от труда, и эти евангельские слова до нас просто не доходят во всей полноте. В этом смысле полезно пойти, когда представится такая возможность, на свинарник и там ощутить, как все это пахнет… какой это отвратительный запах. Но это, как раз, и есть запах греха и облик греха. Просто большинство людей не ощущает его таковым в повседневной жизни – для нас запах греха стал запахом дорогого парфюма. Мы видим грех вокруг себя, но чаще всего не различаем его истинного лица, не ощущаем его смрад.

Сейчас многое называют красотой, блеском, успехом: конкурс такой-то, агентство такое-то, фестиваль такой-то, награда такая-то, магазин таких-то и таких-то вещей — все это облечено в красоту, благоухание, и только дети Божии могут ощутить истинное зловоние и мерзость того свинства, которое этот мир называет красотой, успехом и чем-то благим. И люди, которые посвящают свою жизнь служению этому, страдают, душа их голодна, как был голоден евангельский блудный сын. Но Господь готов принять и их, мы видим, что только одно покаяние этого сына вызвало такую любовь и еще дары со стороны отца, то есть Бога.

В притче есть и другой сын. Когда он увидел, что его брат вернулся, увидел радость своих родных, слуг и отца, как он отреагировал на это? С завистью и с обидой стал высказывать претензии отцу. И брата своего он не называет братом, а говорит: «Этот, сын твой, расточил с блудницами свое имение, а ты так радуешься его возвращению. А я, который был всегда с тобой, не удостаиваюсь такой любви». К сожалению, так часто бывает и с нами. Этот грех, этот навык завидовать и осуждать ближнего очень часто превозмогает в нас христианскую любовь. Как только кто-то в Церкви что-то сделает хорошее, или просто какой-то человек рядом с нами, тут же в нашем сердце рождается зависть, критика, осуждение. Нам кажется, что лучше бы уж и не делали ничего хорошего, потому что это не мы сделали. Это очень страшная энергия, страшная сила, которая разобщает нас. То же относится и к тому, когда мы не верим, что человек исправился, изменил свою жизнь, стал другим. Мы любим вспоминать и говорить только что-то плохое связанное с ним.

Что такое покаяние? Покаяние — это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для Ангелов. В этой же главе от Луки, перед тем как рассказать эту притчу, Господь как раз говорит: «У Ангелов бывает радость об одном грешнике, вернувшемся и покаявшемся» (см.: Лк. 15:10). Мы не хотим быть Ангелами, мы хотим быть прокурорами, судьями и разделить с Ангелами эту радость мы очень часто не можем.

Покаяние — это путь к спасению, обожению, возвращению в дом Отца нашего Небесного, и этот блудный сын — это не только наш ближний или родственник, который вообще далек от Церкви, это все мы. Многие из нас прошли этот путь, многие оказавшись в Церкви, начинают расслабляться, отпадать, возвращаться к этому свиному корыту и забывать Божественную благодать.

Апостол говорит, что наши тела — это сосуды Божии, в них мы должны прославлять Бога, он буквально говорит так, что не для блуда тела созданы, ни для духовного, ни для физического, а для прославления Божия (см.: 1Кор. 6:13).

Наступает время покаяния, особой радости духовной, в скорби о грехе и радости соединения с Богом. И каждый из нас должен разделить эту радость вместе с Ангелами и постараться всеми силами кого-то тоже привести к этой Трапезе, через свой пример, свою любовь. Не как этот старший брат, который осуждал брата-грешника, а как отец, как слуга привести, чтобы все мы вместе, как сегодня сказал апостол, прославляли Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)