Евангельское чтение

Призвание Филиппа и Нафанаила (Ин., 5 зач., I, 43–51)

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Это воскресение называется «Торжество православия». В этот день на седьмом вселенском соборе была осуждена последняя из крупных ересей. К этому времени церковь уяснила и о Лицах Святой Троицы, и о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе, и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица. И вдруг – новое, еще невиданное: иконоборчество. Начал император Лев Исавр. Иконы были объявлены идолами. Их стали уничтожать, и жестоко преследовать несогласных. Это продолжалось более века.

Глубоко не случайно, что именно восстановление иконопочитания празднуется как торжество православия. Когда Филипп радостно сообщил Нафанаилу о том, что они «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки», Нафанаил с сомнением спросил: «из Назарета может ли быть что доброе»? На что Филипп сказал: «пойди и посмотри». А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышим от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: «А ты сам видел»? Видеть, это – торжественная полнота знания. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Посылая Апостолов на проповедь, Господь говорил: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Он не ограничил их в способах учения. Не написано, чтобы создавать иконы. Но не написано, и чтобы писать книги. История не отмечает момента, когда началось иконопочитание. Это потому, что оно было в церкви всегда. Наши иконы, это – торжественное свидетельство обо всем, что видела церковь от воплощения Господа Иисуса Христа, и до сего дня. Потому что все, о чем говорит Евангелие, действительно происходило в определенное время и в определенном месте. Бог поистине стал Человеком, и – вот Его человеческий облик, который видели, и который попытались запечатлеть и сохранить. Вот так младенец Иисус лежал в яслях, в кормушке для скота. Вот так Он крестился от Иоанна в Иордане. Вот так Он въезжал на ослице в Иерусалим. Вот так Он был распят на кресте. Вот так вознесся на небо. Вот так пришел впоследствии, чтобы взять на небо душу Своей Пречистой Матери. Как же эти изображения должны волновать сердце и укреплять веру!

Господь говорил ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видите» (Мф. 13:16). Были христиане и до Христа, которые, как говорил о них Господь, только «желали видеть», «и не видели» (Лк. 10:24). И все же их вера была такова, что они «побеждали царства, творили правду», «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча». «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Они тоже свидетельствуют о Божией славе, о торжестве Православия. Это их имеет ввиду Апостол, когда говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и в терпении будем проходить предлежащее нам поприще». А ведь для нас это «облако свидетелей» еще больше: для нас встают в памяти еще и бесчисленные свидетели последних двух тысячелетий!

И наши иконы, это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы.

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Краткое приветствие в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, други наши, чада Божий, дети Святой Православной Церкви! Сегодня особый день — день Торже­ства Православия, день торжества Святой Православной, Соборной и Апостоль­ской Церкви, Церкви Торжествующей — Небесной и Церкви воинствующей — земной. И это день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его — в Церкви Христо­вой.

А тело Его — это все те, кто идет подвигом жизни в вере и истине, в лоне Церкви, это все, начиная со святых апостолов: сами апостолы и учители Церкви, ее патриархи, святители, свя­тые отцы и народ Божий — миряне, держащи­еся истины веры, ею жившие, ею живущие и те­перь. Это все мы, собравшиеся после первой недели постных подвигов в церкви и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив боже­ственной жизни, соединясь с Господом в Таин­стве Святого Причащения.

Мы с вами слышали сегодня в евангельском чтении высокую оценку и похвалу от испытую­щего сердца Господа будущему апостолу Нафа-наилу: «…Вот подлинно Израильтянин, в кото­ром нет лукавства» (Ин. 1:47). И это похвала христианину, это похвала той Церкви, о кото­рой Господь изрек: вот Церковь, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человечес­ких, которая вся есть истина во всем ее учении, Таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве.

Именно эта Церковь, по слову апостола Пав­ла «…столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), есть славная Церковь, не имеющая сквер­ны или порока. Какими кровавыми подвига­ми, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие!

Сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться? Но знайте, доро­гие мои, Торжество Православия в Церкви бу­дет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том един­ственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и ни­какие враги,— это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой люб­ви, этой любовью.

А для нас, для каждого из нас, остается толь­ко частный вопрос — будем ли мы с вами учас­тниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чис­тоте Его верные последователи в Церкви?

Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными хрис­тианами, надо иметь живое и постоянное об­щение с Православной Церковью в ее молит­вах, учении, Таинствах, надо знать свою веру,изучать ее, проникаться и жить ее духом, руко­водствоваться ее правилами, заповедями и уста­вами. А главное – необходимо постоянно вос­станавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена.

Первое Торжество Православия было уста­новлено, когда Церковь в борьбе с иконоборче­ством отстояла свое право и долг поклоняться иконам Христа, Матери Божией и святых, и тем самым отстояла она и истину Боговоплощения. А теперь Церковь продолжает праздновать и будет праздновать до конца дней мира явление в нем образов Живого Бога. Ибо и теперь Бог от­крывает Себя в людях, стяжавших и являющих в себе это бесценное сокровище, эту единствен­ную жемчужину, которой не стоит весь мир,— богоподобие человека в святости жизни.

Так помолимся сейчас, дорогие мои, тем, кто святостию своей освящал и освящает и нам путь к истине.

Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет в наши дни верность исти­не Божией.

Попросим Господа, чтобы и нам быть не чуж­дыми этой верности и этих трудов. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Как исповедоваться, если постоянно споришь?

И что поможет не впасть в уныние в тяжелые времена

Как исповедоваться сейчас, когда вокруг атмосфера непонимания?

— Даже среди воцерковленных и искренне верующих людей распространено заблуждение о том, что исповедь — это некий отчет о грехах, который надо сдать. И поэтому они считают, что надо составить некий список, прийти в храм и по нему отчитаться.

На самом деле Таинство покаяния (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания) — это некий поворот души. Ты шел не туда, а теперь идешь в нужную сторону. Следуешь за Христом, Который и путь, и истина, и жизнь.

В нынешней напряженной ситуации надо помнить о том, что всегда есть какие-то внешние искушения. Два года назад были медицинские проблемы и люди озлоблялись друг на друга из-за этого.

Но если страсти, возникающие в душе в ответ на какие-то внешние раздражения, не становятся «мертвыми якорями», останавливающими наш корабль спасения — это нам не помешает.

Именно поэтому наша задача на исповеди — не просто отчитываться: «Господи, я с кем-то поругался, с кем-то спорил, на кого-то обиделся. Я, конечно, покаюсь, но сейчас пойду и продолжу делать то же самое».

Наша задача — посмотреть, могу ли я следовать за Христом, и при этом не поругаться ни с кем по пути.

Могу ли я там, где искушения, дистанцироваться?

Могу ли я промолчать в каких-то ситуациях, а не лезть со своим списком аргументов. Именно это будет настоящим покаянием — переосмысление каждой конкретной жизненной ситуации. Особенно если эта ситуация регулярно повторяется.

Поэтому в течение Великого поста призываю всех обозначить для себя некие ключевые точки, над которыми нужно работать. И только после этого можно действительно свидетельствовать Богу: да, я меняюсь.

Надо помнить, что покаяние — это процесс, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы часто сбиваемся с пути. И если ты наступил несколько раз на грабли и они тебя по голове ударили, значит, в следующий раз лучше так не делать.

В общении можно какие-то темы обойти стороной, а от какого-то общения полностью отказаться.

От происходящего многие впадают в уныние, это греховное состояние?

— Надо понимать, что на фоне внешних событий у человека может возникать тревожность. Когда мы боимся — это нормальное состояние, здоровая реакция психики. Не нужно это путать с унынием.

Уныние — это отказ от спасения. Если все так плохо, что я не могу спастись, мне мешают это сделать священник, церковь, мои грехи — это уныние.

Нужно применять духовные средства, ограничивать потребление негативной информации. Сократить споры с теми, кто с тобой не солидарен. И тем самым переставать себя накручивать. Это поможет не только в борьбе с унынием, но и с возникшим нервным состоянием.

Даже если человек придет в храм и просто побудет там, это может помочь. Даже если он не будет молиться, но услышит церковное пение, увидит свет свечей, это его успокоит. А может быть, на следующий день у него уже получится помолиться.

Что делать, если кажется, что своим бездействием я не противостою творящемуся злу?

— Надо сказать себе: «Ты не центр вселенной и мир вертится не вокруг тебя».

Гордость срубила с небес предводителя ангельского войска. Все страсти в аскетическом святоотеческом учении попираются гордостью.

А противостоять этому можно только любовью. И любовь проявляешь ты сам. Надо понять, где ты можешь помочь. Рядом с тобой может оказаться человек, который пострадал от военных действий. И это не просто внутренние переживания. Может быть, он потерял кров, работу, имущество, и ему надо помочь.

Лучше всего борешься со своими страстями тогда, когда идешь и помогаешь своему ближнему.

Сейчас в регионах много беженцев и им нужна помощь. Если там, где вы живете, таких людей нет, то надо вспомнить, что есть и другие, кому можно помочь и о ком позаботиться.

А Господь в притче о Страшном суде говорит: «То, что ты сделал меньшим Моим, ты сделал Мне».

Священник Стахий Колотвин

 

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве  Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Первое таинство Елеосвящения состоится 14 марта в 8.00. Напоминаем, что накануне необходимо получить разрешение в Таинстве исповеди.