Евангельское чтение

Просьба сыновей Зеведеевых (Мк., 47 зач., X, 32–45)

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, чтó будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бóльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Три Евангелиста согласно повествуют, что по дороге в Иерусалим Господь вновь стал говорить ученикам о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Подробнее всего и живее всего описывает это св. Марк, как несомненно слышавший обо всём этом из уст Ап. Петра. Он говорит, что Господь шествовал впереди, очевидно, как грядущий на вольное страдание, жаждавший совершить волю Божию (сравни Лк. 12:50). Ученики же Его, мыслившие человеческое, думавшие лишь о земной славе Мессии, «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе».

Отозвав 12 учеников, очевидно потому, что с ними шло много народа, Господь наедине поведал им о том, что в Иерусалиме должно совершиться всё, написанное о Нём пророками, что Он подвергнется поруганиям, будет осуждён на смерть и предан язычникам, т.е. римлянам, которые после биений, оплеваний и поруганий, убьют Его, а в третий день Он воскреснет. Св. Лука прибавляет к этому, что ученики ничего из этого не поняли, ибо «слова эти были от них сокровенны».

Тогда приступила к Господу матерь сынов Зеведеевых, а по св. Марку, и сами они Иаков и Иоанн, с просьбой — сидеть одному из них «одесную» Его, то есть занимать второе после Него место в открывающемся, как они думали, земном царстве Мессии, а другому — «ошуюю», т.е. по левую руку, занимая третье место. На эту просьбу Господь ответил: «Не знаете, чего просите». Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило первенствовать в самоотречении и в мученичестве за Имя Христово; они думали, что испрашивают себе только почести, власть и радости. Поэтому Господь Своим вопросом: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» указывает именно на то, что приближение к Нему в Его царстве будет заключать в себе уподобление Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится, как о чаше, которую должны разделить с Христом те, которые хотят быть к Нему ближе. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осуждённым на смерть чашу с ядом. Сын Божий и представляется в Евангелии, как осуждённый, которому Отец Небесный посылает чашу смерти (Ин. 18:11)

«Крещением, которым Я крещусь, будете креститься?» — выражается та же мысль: перенесение страданий представляется как бы погружением в них человека, как бы омовением в воде. «Можем», отвечали Апостолы, «в жару усердия, не зная, что сказали» (Злат.) — сказали то же, что и все ученики говорили, обещая идти за Господом хотя бы на смерть. «Чашу, которую Я пью, будете пить»… «хотя обещание необдуманно», как бы так ответил им Господь, «но действительно в будущем (проницая его Своим Божественным взором) вы уподобитесь Мне в терпении и подвиге», «а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую», т.е. в царстве славы, минуя царство Божие, воинствующее в сем міре, «не от Меня зависит, но кому уготовано» — это значит: «не в Моей власти дать всякому желающему, а тем лишь, кому уготовано, кто заслужил этого своими подвигами». Остальные Апостолы вознегодовали, очевидно, по зависти, как бы братьям не удалось их искательство. Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства.

В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, — это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения Господь указывает Апостолам, на Самого Себя: Он пришёл не для того, чтобы «Ему служили»; «но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих». «Многие» названы здесь вместо «всех». Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («апалитросин»), ценою Своих крестных страданий и смерти.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

 

Таинство пустыни

В пятое воскресение Великого Поста мы вспоминаем одну из самых чтимых православных святых — Марию Египетскую. Ее жизнь удивительна тем, что эта раскаявшаяся грешница лишь однажды побывала в храме. Все же остальное время провела вдали от людей, в пустыне.

Много столетий житие преподобной Марии Египетской является источником вдохновения для православных. Автор жития со слов преподобной нарисовал удивительную картину ее 47-летней жизни в пустыне, в месте, где Мария оказалась лицом к лицу с Богом, наедине с самой собой, и в тоже время с той пугающей диавольской пустотой, тем самым «ничто», которое ничтожит. Но все основное, важное для самой Марии, осталось вне житийного повествования, основное содержание ее духовной жизни осталось неизвестным для нас и это – таинство пустыни.

Человеку с чутким сердцем это таинство доступно не только в Иудейской пустыне, Сахаре или Каракумах. Живущим в миру, нужно стараться искать уединения время от времени, хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от круговорота страстей этого мира. Об этом говорит нам Евангелие: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

В суете городов, среди бурных событий нашей жизни, важных и неважных, добрых и недобрых, праведных и греховных мы бываем очень поверхностны – часто даже в важных делах не доходим до глубины самоотдачи, выплескиваемся эмоциями на близких и на посторонних людей, на себя глядим только в зеркало во время утренних и вечерних гигиенических процедур. Но Богу очень важно, чтобы мы хотя бы иногда остановились и заглянули внутрь самих себя, посмотрели бы на свое сердце духовным взглядом, дали бы Христу заглянуть в нашу неглубокую глубину, осветить ее холодные пространства Своим светом.