Евангельское чтение

О чуде Пятидесятницы (Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12)

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

Итак произошла о Нем распря в народе.

Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня – праздник Святой Троицы, день, в который Господь послал Cвятого Духа на святых Своих учеников и Апостолов. Отмечая праздник рождения нашей святой, соборной и апостольской Церкви, мы не просто вспоминаем событие, происшедшее 2000 лет назад, а снова, как Апостолы, собранные в сионской горнице, ожидаем обновления нашей жизни, ее освящения и оживления.

Мы называем этот день праздником Святой Троицы, потому что именно в этом дне во всей полноте, доступной для нашего понимания, явлена Божественная Любовь к человеческому роду. Дух Святой, сходя на Апостолов, завершает дело божественного домостроительства – спасения человека.

Мы знаем, что Бог есть Святая Троица, и хотя наше богословие достаточно мощно разработало ученье о Боге-Троице, это все равно остается недоступным для нашего понимания. Бог – невидим, неизречен и непостижим. Как говорили богословы в древности: «О Боге можно сказать не то, что Он есть, а то, чем Он не является». Но здесь через явление Святого Духа Господь явно открывает нам свою удивительную любовь. Посмотрите, как в этот день явлено миру действие Божественной Любви.

Отец посылает Своего Сына на смерть ради нашего спасения. Сын, любящий нас, такой же безмерный, бесконечный, непостижимый, как Отец, вдруг становится человеком, маленьким ребеночком, приходит в мир и берет на Себя все наши грехи, идет на смерть, спускается в ад, воскресает и дает нам вечную жизнь. Он идет к Своему Божественному Отцу и берет с Собой на небо каждого из нас, потому что Он возносит туда, к престолу Божьему, всю нашу человеческую природу. И третье лицо Божественной Троицы, Дух Святой, Своей Любовью снисходит к нам, спускается на землю, умаляет Себя так же, как умаляет себя Сын Божий. Непостижимый Дух Святой вдруг спускается к нам сверху вниз.

Господь нам дает возможность высоко подняться, а мы даже нашу духовную жизнь все время сводим до житейского благополучия и дальше идти не хотим. И наша жизнь в Церкви, начинаясь как жизнь духовная, часто становится жизнью религиозной. Она определена церковными законами, она во многом благочестива, мы стараемся все делать правильно. Если бы мы этого не делали, то неизвестно, во что бы мы превратились, может быть, вообще не могли бы людьми называться. Этой религиозностью, в хорошем даже смысле слова, мы ограничиваем свое общение с Богом.

Великим постом мы чуть-чуть поднимаемся над собой, взбираемся на маленькую ступенечку духовной жизни, но проходит Пасха, и мы снова сползаем вниз, снисходим к себе, даем себе всякие утешения и послабления. Мы не можем постоянно держаться наверху.

А в этом дне, Святой Пятидесятнице, Господь открывает нам то, о чем говорил святитель Афанасий Александрийский: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». А вот стать Богом никому из нас в голову не приходит, никто не думает о том, что мы призваны к жизни в Боге, что мы призваны к святости. Иногда то, что Господь открывает нам в Евангелии, мы читаем с ужасом, понимая, что нам это недоступно.

Он оставляет нам только одну опору, только самого Бога, и учит нас, что жизнь в Боге – это жизнь в Духе, что не на что человеку опереться, что нет никаких гарантий, нет никаких условий, а есть только Бог любящий и человек, знающий об этой любви.

Господь Дух Святой является Апостолам в виде огненных пламенеющих языков, потому что свойство огня – все время возносится вверх, стремиться горе. Дух Святой призван так зажечь наши сердца, чтобы возглас Горе имеим сердца стал нашим постоянным внутренним ощущением, чтобы жизнь в Духе Святом так нас объяла, чтобы в этом пламени мы действительно с Богом соединились.

Вот так мы призваны с Богом соединиться: чтобы все у нас с Ним было едино. Пришествие Духа Божия в день Пятидесятницы, сегодняшние молитвы Церкви снова и снова каждого из нас призывают так соединиться с Богом, так к Нему прилепиться, так на Него надеяться, так стремиться к Нему, чтобы все Его стало нашим, и чтобы все наше стало Его. Аминь.

Протоиерей Алексей Уминский