Евангельское чтение

О тайне и о суде святых (Мф. 10:32-33,37-38,19:27-30)

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И всякий, кто оставит дóмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Многие же будут первые последними, и последние первыми.

В первое воскресение после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых.

Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм?»

Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна.

Просто те, которых мы называем святыми, приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они не колеблясь выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому дает им и силу, и терпение. Поэтому когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых».

Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» (1Кор. 6:2).

И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним в Его уничижении. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь слава, весь могущество, весь любовь. Весь такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время для покаяния. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем.

Но, «имея вокруг себя такое облако свидетелей, … с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Наставления на праздники святым

Знайте, братия, что сегодня праздник святого (имярек). И нужно собираться в церковь на молитву, как сказано в святом Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Здесь, братия, среди молящихся, Сам Господь, согласно Его обещанию. Поэтому следует нам идти в церковь с чистым сердцем, да молимся без гнева и злобы, прежде всего прося очищения от вся­ких грехов. Ибо сказано: «Всё, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22). А «когда молитесь, не говорите лишнего, как язычники» (Мф. 6:7). Это празднословие, когда от Бога ищут богат­ство, или почесть, или победу над врагом, или нечто иное земное. Но «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). «Потому что знает Отец ваш Небесный, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:32).

А когда празднуете память святых, нужно поступать так: прежде всего да уподобимся их чистоте, их доброй жизни и верному служе­нию. Угодна Богу молитва того, кто нелицемерно празднует [цер­ковные] праздники, а не так, как делают человекоугодники, которые ожидают получить похвалу за [устроенную] трапезу. Лучше же нам подражать святым в их делах. И всегда будем внимательны к тому, чтобы душа наша была чиста, а сердце свято. Таких праздников ожидает Бог: когда принимаем странников, питаем голодных, оде­ваем нагих, посещаем с милостыней заключенных, когда даем некую помощь бедным и больным, когда как-либо помогаем обиженным, когда почитаем друг друга не с лицемерием, а со смирением и ис­кренней любовью. Так и Бог сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). И наши молитвы тогда будут приняты – соединенная с милостыней молитва поистине будет услышана. Такие жертвы, как сказал Павел, угодны Богу (ср.: Евр. 13:16). А пророк сказал: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). И снова говорит Господь: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6).

Братия, услышав, напишите всё это в ваших сердцах, поскольку нам всегда нужно поучаться от этих [слов] и [должным образом] по­читать праздники в честь Божиих угодников. Потому что дал им Бог власть на небе и на земле прощать грехи, и потому что через них Он дает исцеление тем, кто достойно чтит Его. А почитая достойно их житие и страдания, да потрудимся и сами совершить добрый подвиг и сохранить правую веру. Да пребываем всегда в Божиих заповедях и да поучаемся от них. Уделим же Церкви Божией должную славу: бу­дем молиться о прощении грехов, да стоим [в ней] со страхом и не только воздержимся от празднословия, но и прогоним злые по­мыслы от сердца, вникнем в чтение и песнопения. И да славим чис­тыми устами Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Климент Охридский