Евангельское чтение

Призвание Филиппа и Нафанаила (Ин., 5 зач., I, 43–51)

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Дорогие наши, други наши, чада Божии, дети Святой Православной Церкви! Сегодня особый день – день Торжества Православия, день Торжества Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви – Церкви Торжествующей – Небесной и Церкви воинствующей – земной.

И это есть день радости о воплощении Сына Божия, о полноте Божества на земле в Нем и о полноте Божества и в теле Его – в Церкви Христовой. А тело Его – это все те, кто идет подвигом жизни в Вере и Истине в Церкви, это все, все, начиная со святых Апостолов, учителей Церкви, ее патриархов, святителей, отцов, народа Божия – мирян, держащих Истины веры и ими живших, и ими живущих теперь. Это и все мы, собравшиеся после первой недели постных подвигов здесь в церкви и облеченные ныне в белую одежду оправдания, вкусив Божественной жизни, соединяясь с Господом в таинстве Святого Причащения. И мы с вами слышали сегодня в Евангельском чтении за Литургией высокую оценку и похвалу от испытующего сердца Господа в словах, обращенных к будущему Апостолу Церкви Нафанаилу: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет льсти» (Ин. 1:47). Это похвала христианину, это похвала и той Церкви, о которой Господь изрек: «Вот Церковь, в которой нет лукавства, нет суетных измышлений человеческих, которая вся есть истина во всем её учении, таинствах, богослужении, управлении, во всем её устройстве». И именно, эта Церковь по слову Апостола – «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), есть славная Церковь, не имущая скверны или порока. Какими кровавыми подвигами, какой борьбой с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости веры и Церкви приобретено, сохранено и передано нам Православие! И если сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней её основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться? Но знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает жизнь миру и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, – это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви и этой любовью.

А для каждого из нас остается только частный вопрос – будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви? Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви? Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в её молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать её, проникаться и жить её духом, руководствоваться её правилами, заповедями, уставами. А главное – необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена. И если первое Торжество Православия было установлено тогда, когда Церковь в борьбе с иконоборчеством отстояла право и долг поклоняться иконам Христа, Матери Божией и святых, и тем отстояла и истину Боговоплощения. То и теперь Церковь продолжает праздновать и будет праздновать до конца дней мира явление в нем образов Живого Бога. Ибо и теперь Бог открывает Себя в людях, стяжавших и являющих в себе это бесценное сокровище, эту единственную жемчужину, которой не стоит весь мир, – богоподобие человека в святости жизни. Так помолимся сейчас, дорогие мои, тем, кто святостью своей освящал и освящает и нам путь к Истине.

Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет верность Истине Божией и в наши дни. Попросим Господа, чтобы и нам быть не чуждыми этой верности и этих трудов. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

О Соборовании

Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире.

Антоний Оптинский

Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась собороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает «милость». «Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17), и «нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33:10); и еще: «Много скорбей у праведных, и от всех их избавит их Господь» (Пс. 33:20).

Амвросий Оптинский

Но молящемуся надо прежде всего иметь твердую веру, и тогда просимое непременно будет получено.

Иоанн Златоуст