Евангельское чтение

О милосердном самарянине (Лк. 10:25-37)

Милосердный самарянин. В. Суриков. 1874 г.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Бог есть любовь. Это сама природа Божественная, это Её сущность. Люди носят в себе образ Божий. В сущности своей человек есть любовь, потому что он есть образ Божий. Но люди такой любви в себе не признают и того, что требует делать такая любовь, не хотят делать. Как это так: «жить одной любовью? Как? Что это значит?» И законник спрашивает Христа именно потому, что такой любви он и не признаёт: «А кто такой ближний, которого я должен любить?» Это значит, братья и сёстры, что законник спрашивает и говорит: «Нельзя же всех любить, нельзя каждого любить! Любить, сказано, ближнего надо, а кто такой ближний? Ближний – моя жена, моя невеста, мой товарищ по работе, мой единоплеменник, для русского – русский, для француза – француз, близкий мне человек по вере. Но не каждый же может быть ближним моим», – спрашивает законник у Иисуса Христа. «Что это за учение о любви, которое Ты проповедуешь?» И Господь Иисус Христос отвечает ему той притчей о милосердном самарянине, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

На пути из Иерусалима в Иерихон на одного человека, идущего из Иерусалима, то есть на иудея, нападают разбойники, грабят его и бросают полуживым на дороге. И этот совершенно беспомощный человек ожидает какой-либо помощи извне, так как сам он уже ничего делать не может. Вот он видит, что идёт человек, и притом – священник! Иудей… и священник. Свой человек, ближний. Но этот священник видит так пострадавшего от разбойников и совершенно справедливо предполагает, что и на него могут напасть. Он боязливо озирается и проходит мимо этого пострадавшего соплеменника, иудея, той же веры, которую исповедовал сам. Так этот священник сошёл с пути, идущего из Иерусалима, с пути своего человеческого долга.

Вскоре появляется второй путник. И он оказывается левитом, – говорит Христос, – то есть человеком, который готовится стать священником, хорошо знает закон, знает и заповедь: «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Но и он не помогает своему ближнему, так страдающему, и уходит.

Появляется третий путник на этой дороге, самарянин, из презренной для иудеев Самарии, с которой они не общались, потому что самаряне были люди совершенно другой веры – в Бога верили не так, как иудеи. Воду пить в самарянских колодцах, когда проходили через Самарию, иудеям запрещалось! И вот, вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, что сделал этот самарянин. И вы знаете, как Спаситель, кончая притчу, сказал: «Вот и ты иди и делай так же, как самарянин». Люди, живущие во всех обществах и во все времена, были разделены страшными перегородками! Между людьми столько средостений, братья и сёстры! Национальные, племенные, расовые, классовые, культурного неравенства, какие угодно различия существуют, которые так отделяют одних людей от других, что считать друг друга ближним богатый бедного не может; человек одной нации не может считать ближним человека другой нации… И есть ли какая-то любовь между людьми среди этого безлюбия? Если какая-то любовь ещё и существует, то очень маленькая, совсем не та, которую оставил закон Божий людям, которую проповедовал Господь Иисус Христос. Всеобъемлющая, универсальная любовь, которая должна распространяться на всех, быть выше всех средостений! Именно такую любовь проповедовал Христос, и именно эту любовь люди не хотели принимать и не принимали тогда так же, как и теперь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так…» и так далее. Это ведь факт! Это – не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует – это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда – радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство – именно в любви и только в любви! Поэтому только в любви – настоящая радость, только любовь – счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения – милосердной.

Протоиерей Всеволод Шпиллер

 

Рождественский пост

У православных христиан начинается Рождественский пост. Он продлится с 28 ноября по 6 января и завершится праздником Рождества Христова.

Приближается Рождественский пост. Как обычно и накануне поста, и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос – что можно есть в рождественский пост, в какие дни, большая часть вопросов именно о еде или о не-еде.

Я хочу выразить одну мысль, которая мне кажется в ключе евангельского и святоотеческого учения о посте и воздержании главной, основополагающей. Соблюдать пост – это стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца, и это для каждого из нас Пост № 1.

Стоять на посту у своего сердца – это значит не допускать туда вражеских помыслов злобы, уныния, чревоугодия, печали, гнева и так далее по семи смертным грехам (или основным страстям, разрушающим человека). Не допускаются помыслы вниманием человека к своему духовному миру, молитвой собственной, а также обращением за помощью к Спасителю, к Матери Божией, к Ангелу-хранителю, к своим любимым святым.

Я думаю, что также важно не выпускать из своего сердца те же недобрые помышления, взращенные там внутри нашей безбожной и немолитвенной жизнью, сладчайшим Именем Иисусовым поражая накопленный «ядерный» потенциал всевозможной нечистоты внутри нашей души. Результатом сердечного внимания и противодействия Врагу должно быть чувство покаяния, желание всегда быть с Богом, жить по святым Его заповедям.

Если бы мы открыли в себе любовь ко Христу и жили этой любовью, вся наша жизнь была бы наполнена Им. Тогда и пост, и молитва, и желание причащаться Его Пречистого Тела были бы совершенно естественным явлением нашей жизни. Душа бы желала этого, вожделела бы дышать благодатью и видеть всех и вся глазами Христа.

Блаженны чистые сердцем… Чем более человек очищает свое сердце теми средствами, которые дает ему Церковь, – постом, молитвой церковной и домашней, осознанным участием в Таинствах, благодарным расположением души к Богу, умилением души, как свидетельством принятого Богом покаяния и освобождения от грехов и страстей, тем более он становится восприимчивым к благодати Святого Духа, освящающей желающего этого освящения. Благодати, исцеляющей немощи и восполняющей недостающие и оскудевающие силы в малом человеческом сердце.

Мне кажется, что человек, идущий в пост на исповедь, прежде всего, должен думать о чистоте сердца, о радости жизни по заповедям Христовым, ведь это и есть благодатная жизнь с Ним.

В пост, как на Посту № 1, – стоим на страже сердца, если еще не знаем, как идти за Христом, – учим Его заповеди. Заповеди – это указание пути или даже так – Пути (потому что Христос – Путь, Истина и Жизнь). Пост – это время покаяния, то есть благодатного изменения своей души, а не просто отчет о «проделанной работе от греха № 1 до греха № 2503».

Пост – это время для того, чтобы питаться Словом Божиим – Святым Евангелием, а также Телом и Кровью Спасителя, подаваемым нам в Таинстве Причащения. Христос же просто сказал нам о том – «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Ну и самое простое из постной гастрономии, что можно и чего нельзя есть: «Нельзя есть людей!»

Протоиерей Игорь Пчелинцев

 

Будешь осуждать – в том и попадешься

Твой грех – в том, что ты не веришь, не доверяешь Христу, рассчитывая только на свои силы; что не принимаешь Его любви и ласки. Вот что такое настоящий грех. А поскольку в своем сердце ты не оставляешь места для любви Божественной, там тихо и незаметно находит себе место любовь ко греху. То есть любой грех может легко поселиться у тебя в душе. И потом ты приходишь и говоришь: «Вот, я сделал то-то и то-то». А почему ты так сделал? Почему? Здесь кроется совершенно определенная причина, именно поэтому ты совершил грех. И Господь, знающий это, не винит тебя в твоем грехе так, как мы привыкли винить окружающих.

Потому и нужно быть очень внимательным – ведь зачастую мы так жестоки в отношении других людей! Доброта, благость, милосердие и прощение – будем такими, каким был Сам Господь, будем поступать, как Он поступал. Ведь Бог понимает нас, хоть и не участвует в наших дурных поступках. Почему понимает? Потому что любит нас. А мы, грешники? Мы любим друг друга, выслушивая на исповеди грехи? Ведь на исповеди разговаривают друг с другом отнюдь не ангелы, а грешные люди! Так что возможно ли священнику не знать, что такое тот или иной грех?

Повторяю снова и снова: будешь осуждать – в том и попадешься, Господь смирит непременно. «Как неправильно он все делает!» – говорим мы про человека. Но проходит какое-то время, и вот у нас самих уже все неправильно – и в семье, дома, и на работе, в делах. «Ничего у него не получается!» – а через какое-то время не получается и у нас. И это не какая-то месть от Бога. Просто так Он учит нас правильно реагировать на чужие ошибки. Пройдет время, и ты поймешь, что говорить – легко, а сострадать, молиться, любить и прощать – очень трудно. Хотя что нам, собственно, прощать? Чужая жизнь не имеет к нам никакого отношения. Человек живет так, как живет.

Какой прекрасной была бы жизнь, если бы лицемерие, которое порой целиком заполняет наши сердца, уступило место искренности и открытости! Иначе невозможно разглядеть свое истинное «я», свои трудности, страсти, проблемы и грехи. Для этого нужно хотя бы иногда быть искренними. В чем-то – здесь, в чем-то – там. Супругам необходимо сохранять доверительные отношения между собой, детям – с родителями и учителями, учителям – с детьми. Я вовсе не хочу сказать, что по любому поводу нужно выбегать на балкон и кричать о том, что с тобой случилось, но, по крайней мере, учись смягчать свое сердце, говорить правду. А мы, в основном, не договариваем, общаемся какими-то полуфразами, а когда, на самом деле, хочется плакать, зачем-то смеемся. Только представьте – если бы каждый раз, когда хочется заплакать, мы бы действительно плакали, неужели люди вокруг остались бы равнодушными? Нет, конечно, они подошли бы и спросили: «Почему ты плачешь, что случилось? Тебе помочь? Нам не все равно, давай вместе подумаем, как быть!» И в ответ на такие слова разве мы не сказали бы правду?

Я знал одного монаха, который постоянно исповедовался. Постоянно. И никогда не унывал, не падал духом. Почему? Потому что открывал духовнику каждый помысел, каждую печаль. «Отче, – говорил он. – Вот я то-то и то-то сделал». Как это замечательно! И когда человек открывает душу и рассказывает, что действительно творится у него в душе, он исцеляется.

Нужно не бояться раскрываться – то есть открывать сердце и искренне рассказывать обо всем, что чувствуешь. Есть даже такое выражение – «говорить как на духу»: это значит, что человек признается, не стесняясь, во всем, что его волнует и беспокоит: так и так, у меня нет любви, нет уверенности в себе, в том, что я нужен и дорог кому-то. Подобные мысли – пусть некоторым они кажутся и глупыми – в какой-то степени характеризуют человека, ведь они отражают его чувства. И откровение помыслов, которые, возможно, кажутся тебе сейчас глупыми и пустяковыми, очень помогает выйти наружу всем остальным внутренним проблемам. И картина проясняется: ты искренне говоришь о своих чувствах, другой человек так же искренне расскажет тебе о своих, и наше общение будет искренним, братским, истинным, добрым и благостным, – как заповедал нам Христос.

Сейчас мне возразят: «Но как же так, я ведь тогда растеряю весь свой авторитет, надо мной смеяться будут!» Не нужно этого бояться. Я понял на собственном опыте – как и многие из вас, как все те, кто счастлив в своей семье, в своем доме, – что наше счастье напрямую зависит от степени искренности в общении с людьми. А когда человек не желает откровенно разговаривать, происходит наоборот.

Нельзя, конечно, тут забывать и о рассудительности – ведь бывает, что человек своими искренними «признаниями» причиняет людям боль. Так что одной искренности тут недостаточно.

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Притча дня

Однажды женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

— На моего мальчика напала порча, — сказала она. — Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

— Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, и я помогу тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:

— Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

— Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

— Добрая женщина, — ответил старец. — Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел финики.

Смысл этой притчи прост: начни с себя. Любые советы и поучения обретают силу только тогда, когда они подтверждены твоей собственной жизнью.