Исцеление десяти прокаженных (Лк. 17:12-19)
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
В конце сегодняшнего евангельского чтения, которое все посвящено благодарности, есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных – а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это иноплеменник, чужой человек?
Нам кажется это таким странным – а вместе с этим, разве не это происходит все время, все время и в нашей личной, и общественной, и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить… О, просить мы умеем, ожидать помощи, внимания, ласки – умеем! Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь – мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам внимание, мы это принимаем как должное; когда Бог или человек окажет нам милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем – но благодарить забываем: разве не на то Бог существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует, чтобы он меня не забыл?.. Нет – не на то! И мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться радостью, стать счастливой, благодарной.
Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои все принимают как должное; благодарят трепетно, с изумлением чужие… В данном случае, вероятно, это был самарянин, один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный людьми, страхом для людей из-за своей заразной болезни, но такой человек, который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим: к нему не прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему милость, было не только чудом исцеления, – это было чудом и другого рода. Он вдруг обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди могут от него отвернуться, его не признавать за своего – Богу он свой, родной, никакие границы, никакие пределы и преград не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него это было откровение любви, откровение о Боге.
Как часто бывает так и в нашей среде. Человек, который себя чувствует и считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания, теплоты, ласки – и как он радуется тому! Он радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили – и все для него чудо. Самая малая милость, человеческая или Божеская, для него – чудо, радость и случай благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек делается «своим», он входит в наше общество, и тогда – как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь, считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати – это чудо и ликование, человек все начинает принимать за должное и уже начинает считать и Бога, и людей своими должниками. Благодарить – нет! ему все мало. То, что когда-то было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он имеет право, это его собственное – а ему нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность, духовная жадность, душевная жадность. И благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, а свой.
Подумаем над этим. Это ужас, перед которым я стою все время! Чужой человек – всему рад, свой – ничем не удовлетворен. Как это страшно!.. Когда это относится к нам, людям, то можно сказать: Да – мы не долюбили, мы не проявили достаточно внимания, тепла, ласки, понимания. Но когда это к Богу относится – разве это не уродство! Подумаем об этом и научимся благодарить. И если только мы научимся каждую самую малую долю радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной. Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И тогда мы не будем жаловаться на то, что все, все, все нам мало: каждое слово, взгляд, движение, от Бога или от человека будет для нас явлением, признаком того, что мы свои, а большей радости чем эта – нет. Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний
Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы
22 декабря Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галилеи. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. В семье Пресвятая Богородица прожила лишь до трех лет, далее ее передали на воспитание в храм (ввели во храм). Такой обет Праведная Анна дала Господу. И исполнила его, а, когда пришло время Деве Марии покидать храм, и она, и Иосиф уже отошли ко Господу.
Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.
Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.
Молитва Праведной Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. В вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Православие и мир
Ребенок сознался в ужасном? Главное, что он пришел и говорит об этом
Одному человеку, который набрал большой вес, я как-то сказал:
– Мне кажется или ты прибавил пару килограмм?
– Да какую там пару, батюшка, вы разве не видите, на кого я похож? В дверь уже не пролезаю… – ответил он. Но если бы я этому человеку прямо сказал про его вес, то мои слова, конечно, обидели бы его очень сильно. Представьте, вам говорят такое: «Ты уже в дверь не пролезаешь!» Очень неприятно. Так что важно подбирать правильные слова. И здесь не нужна какая-то отточенная техника – главное, чтобы была рассудительность. Именно она отличает настоящих христиан.
Рассудительность, можно сказать, является связующим звеном между теми качествами, о которых я только что говорил. Это ключ к открытости, искренности, любви, заботе о ближнем, простым и настоящим отношениям. То есть от рассудительности зависит очень многое. Конечно, если ты еще молод, у тебя будут ошибки в отношениях. Ошибки, промахи, заблуждения – ну а как иначе можно чему-то научиться? Именно так, опытным путем, на собственных ошибках и искушениях. И обязательно нужно стараться вдохновлять и ободрять людей, а не разочаровывать их.
Самой же большой наградой тебе за это будет сердце ближнего, которое он тебе открыл. То есть, например, твой сын или дочь приходит к тебе и сознается в чем-нибудь страшном и ужасном. Так вот: самое главное и важное здесь – то, что твое дитя говорит тебе об этом. Приходит и говорит, сознается, облегчает свою душу.
Хватит притворяться! Неужели не надоело? Неужели мы сами не устали постоянно строить из себя тех, кем не являемся? Кого мы хотим обмануть? Большинство наших близких – муж, жена, дети, друзья и коллеги – всё прекрасно видят. Они, конечно, не называют нас в лицо обманщиками, но ведь мы и сами понимаем, что живем во лжи.
Будь настоящим! Будь собой. Прими себя таким, какой ты есть, прими все свои особенности – мысли, характер и прочее, – и увидишь, что после этого всё станет только лучше. «Как же мне принять это, батюшка? Начну я, к примеру, открыто признавать свои ошибки, так ведь люди как на меня после этого смотреть будут?» Да, наша эпоха, наше воспитание – всё вокруг говорит нам о том, что ошибаться ну просто никак нельзя. А почему нельзя, дитя мое? Почему? Кто-то сверху нам так говорит? Бог так говорит? Бог нам говорит другое. Он говорит, что нельзя прекращать борьбу с грехом. А что нельзя ошибаться – нет, такого Бог никогда никому не говорил. Представьте, если ребенку, который только учится рисовать, постоянно твердить: «Не ошибись! Не ошибись!» Или внушать первокласснику, который выводит свои первые буковки, сидит, старается, а ты ему: «Попробуй только мне криво написать! Вот же образец, тут всё правильно!» Помните, сколько мы учились письму?
Так и здесь – на пути к святости. Разве можно идти по нему, не оступаясь? И кто запрещает нам ошибаться? Просто мы так воспитаны: если люди увидят наши промахи, то отвернутся от нас. Правда, в таком случае иначе, как обманщиками и лицемерами, их назвать нельзя – ведь они тоже совершают ошибки.
Старайся делать свое дело правильно. Какое дело? Показывать подлинное изображение своей души тем, кого Бог посылает тебе навстречу – людям, которым можно доверять.
Это очень дерзновенно – быть самим собой. И если вокруг у тебя не найдется много «доверенных лиц» – ничего страшного, двухтрех человек для этого вполне достаточно, а то и вовсе одного – твоего супруга или другого члена семьи. Главное, чтобы такому человеку можно было открыться, открыть свое сердце, после чего у тебя будет прекрасное самочувствие. Ничего страшного, если большинству твоих близких довериться невозможно – если у тебя есть хотя бы два таких человека, это уже великое благо.
Однажды ко мне приехала девушка – издалека, просто поговорить, рассказать об одном своем поступке. Я не стал ничего говорить ей в ответ, потому что она и сама всё прекрасно понимала, знала ответ и так. Единственное, что я ей сказал: «Бог любит тебя. Помни об этом». Сейчас вы мне можете возразить: «Неужели ты не мог поговорить с этой девушкой как следует? Объяснил бы ей всё, чтобы она больше так не делала!» Да без всяких слов было видно, что она всё понимает и никогда не будет больше так поступать. Конечно, было бы неплохо сказать ей что-нибудь, но у нее был такой взгляд… В общем, не нужно было никаких слов.
Я желаю вам любить себя и своих близких – мужей, жен, – и прежде всего Бога, Который Сам повторит тебе то же самое: «Люби Меня и самого себя». И если любить правильно, любить в первую очередь Бога – как Сам Он и учит, – то в таком случае и себя любить человек начинает правильно, помогая самому себе, относясь к себе с уважением. В какой-то момент можно себя пожалеть; в другой ситуации – наоборот, пожурить или повоспитывать; в третьей – протянуть руку помощи, потому что совсем не осталось сил – и так в твою жизнь придет равновесие и появится рассудительность.
Будем молиться о том, чтобы обрести этот великий дар – дар рассудительности, являющийся великим искусством и мудростью, для достижения которого приходится перетерпеть много боли и страданий. Нам всем предстоит пройти через множество искушений, грехов и страстей, которые, к сожалению, будут присутствовать в нашей жизни, – чтобы понять определенные вещи и измениться. Но подвиг ради Господа – это труд, который стоит того, чтобы совершаться любой ценой.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Притча дня
Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами, но все трое остались живы. Рядом стояли бесы и горячо спорили:
– Ты что не скинул первую под поезд? – кричали они одному. – Её душа была бы нашей!
– Я не мог: на ней надет крестик!
– А ты почему промедлил? Вторая-то без креста! – кричали они другому.
– Она хоть и без креста, но осенила себя крестным знамением.
– Ну, а ты чего зевал? Третья-то совсем неверующая!
– Так-то оно так, да её мать перекрестила на дорогу и сказала: «Иди с Богом!»