Евангельское чтение

Призвание апостолов на проповедь (Ин. 1:43-51)

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец, Господь разно нас призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам. Его Господь вызвал по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел: Выйди из земли своей, оставь свое сродство, отвернись от своих богов, пойди туда, куда Я тебя поведу… – и Авраам встал и пошел, и он остался в истории и в опыте всего человечества как подлинный образ безусловной, совершенной веры.

Не так были призваны апостолы. Мы сегодня читали о том, как проходя мимо них у моря Тивериадского, Господь их позвал, и они встали и пошли, – но это не была их первая встреча. До этого на берегу Иордана-реки они встретили Христа. Помните, как они услышали свидетельство святого Крестителя Иоанна: Это Агнец Божий, Который подъемлет на Себя крест мира, грех мира, тяжесть мира… И два его собственных ученика – тот, который впоследствии стал Иоанном Богословом, и Андрей Первозванный оставили своего учителя по его собственному свидетельству и пошли с Иисусом, пробыли целый день с Ним и потом привели к Нему каждый своего брата. Андрей привел Петра, Иоанн привел Иакова и своих друзей – Филиппа и Нафанаила.

И вот при этой встрече они что-то прозрели такое большое, что было выражено Нафанаилом в его исповедании: Ты Сын Божий… Но сразу Христос их за Собой не увлекает. Он их отсылает обратно домой, и Сам уходит в пустыню на сорокадневный пост и искушение, и только после каких-нибудь двух месяцев Он снова их встречает. За это время первый восторг, который их охватил, успел остыть. Первые потрясающие впечатления улеглись, они успели подумать, пережить, прийти в себя, вернуться к самому обыденному, что у них было на земле: ремесло, дом, семья, обычное окружение. И когда они занялись только самым обычным, когда воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудее, осталось у них в сердцах, а жизнь продолжала идти своим чередом, Спаситель снова прошел мимо них, и теперь уже, не предлагая ничего, Он повелел: Идите за Мной! – и они оставили всё и пошли.

Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы услышим ясный голос Божий, который нас зовет по имени, и тогда мы можем встать и пойти. Бывает так, что мы встретим в жизни, коснемся края встречи со Христом, глубоко потрясены бываем тем, что пережили, готовы были в тот момент на любой подвиг, но Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не способны. Пройдет порыв, восторг, вернемся мы на старое и остынем. И нас Господь Сам отсылает обратно в жизнь, обратно в семью, обратно к обычным нашим занятиям, обратно ко всему, что раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает после молитвы, после причащения или в какой-нибудь непостижимый момент, когда нас коснется жизнь. И в какое-то время Он пройдет мимо нас и скажет: А теперь брось, пора за Мной идти…

Готовы ли мы на это? Сколько раз мы все, каждый из нас и все вместе мы молились, и глубоко доходила до нас благодать и слово молитвы, и зажигались сердца, и утихали страсти, и ум делался ясным, и воля в сильном порыве хотела только добра! Сколько раз?! Сколько раз это бывало при чтении Евангелия, после причащения Святых Даров, после того, как мы что-то сделали достойное себя и достойное Бога, достойное любви… И снова засыпаем, коснеем. Слышим ли мы слова Божии, говорящие: А теперь пора! – или станем дожидаться момента, когда всё у нас будет отнято: болезнью, смертью надвигающейся, страшными обстоятельствами жизни, чтобы вспомнить, что кроме Бога не остается ничего, в конечном итоге, никакого человека около нас? И сейчас сколько вокруг нас людей – а есть ли человек?

Вот подумаем об этом, не только в том смысле, что около меня может кого-нибудь не быть, а поставим себе вопрос так: А я – человек ли по отношению к тому, кто рядом со мной? Слышу ли я Господа, говорящего: Иди ко Мне, помоги, напитай, утешь, дай стакан студеной воды, утешь словом? – Вот вопрос, который перед нами стоит. Господь говорит раз, говорит и два, а придет время, когда Он перестанет говорить, когда мы станем перед Ним, и Он будет молчать, и мы будем молчать, объятые той же печалью: Прошло время, поздно… Неужели мы дадим времени нам сказать: «Поздно!»? Апостол Павел нам говорит: Дорожите временем, не лукавствуйте, спешите творить добро, спешите жить вечностью… Услышим этот призыв и начнем жить! Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Верою и любовию приступим

О Литургии Преждеосвященных Даров

Великопостное богослужение существенно отличается от богослужения всего годового круга. В нем все подчинено единой цели: это настоящая школа покаяния. И совершенно особое место в богослужебной жизни Церкви занимает литургия Преждеосвященных Даров.

В Православии совершение Евхаристии – это всегда полнота радости, торжество Церкви: таинство явления Христа среди Его учеников, доказательство Его Воскресения. Праздничная Божественная литургия неуместна в дни Великого поста – это время сугубого покаяния и сокрушения о грехах, поэтому Устав предписывает совершать литургию в этот период только по субботам и воскресеньям.

Литургия Преждеосвященных Даров является особой постовой Литургией во время которой не читаются молитвы на преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Причащаются за Преждеосвященной Литургией Святыми Дарами, которые, как явствует из самого наименования, были освящены в предшествовавший ей воскресный день. А смысл этого богослужения прост: Церковь не может оставить верующих без самого важного – без той Пищи, вкушая которую человек, по слову Спасителя, имеет жизнь вечную (см.: Ин. 6:51-56). Тем более – в то время, когда каждый христианин призван к усиленной духовной брани.

Какова история этой церковной традиции?

Составителем особого чина Преждеосвященной литургии считают святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского (†604). Литургия Преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам. Папа Григорий восстановил широкое употребление этой литургии. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Как совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

Богослужение начинается с вечерни, но первый возглас священника – тот же, что и на литургии: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Затем, следуют предначинательный 103 псалом (Благослови, душе моя, Господа), великая ектения и 18 кафизма Псалтири, которая читается ежедневно на вечерне во время Великого поста. Она состоит из псалмов 119–133, называемых «песнями восхождения»: их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним, – это песнь людей, готовящихся к встрече с Богом.

Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье, и кладет Его на дискос. На второй Славе 18 кафизмы совершается каждение Святых Даров. Во время чтения третьей Славы, все молящиеся в храме опускаются на колени: в это время дискос с Агнцем переносится с Престола на Жертвенник.

После малого входа и пения «Свете тихий» читаются две указанные на этот день паремии – чтения из Ветхого Завета. Отрывки из Книги Бытия обращают наш мысленный взор к первозданному человеку и трагедии грехопадения: после преступления заповеди Божией изменяется сама природа человека – его тело лишается бессмертия, а душа оказывается порабощенной страстям.

«Свет Христов просвещает всех!»

По окончании чтения первой паремии священник, держа перед собой кадило и горящую свечу, стоя пред Престолом, изображает ими знак креста и произносит: Премудрость, прости, – а затем, обратившись лицом к народу, возглашает: Свет Христов просвещает всех! В это время молящиеся в храме, по глубокому благоговению пред Спасителем – Светом истины, делают земной поклон. Этот фрагмент богослужения имеет как символический, так и исторический смысл. Он был установлен в те времена, когда во время Великого поста происходило оглашение желающих принять святое крещение. Свеча – символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.

После чтения второй паремии поются стихи вечернего 140-го псалма: Да исправится молитва моя… Канонарх пропевает их, стоя перед отверстыми Царскими Вратами. Молящиеся в храме преклоняют колена; священник кадит Престол, а затем Жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По своей сути эти стихи являются древним великим прокимном торжественных великопостных служб, теперь же они составляют покаянное введение ко второй части богослужения, то есть непосредственно к самой Преждеосвященной литургии. Словами этого псалма мы просим Бога услышать и принять нашу теплую молитву, нашу «жертву вечернюю». Одновременно мы испрашиваем помощи Божией: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех (не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных) (Пс. 140:3-4). Эти стихи не случайно перекликаются с прошениями молитвы Ефрема Сирина: лукавый дух пустословия и злословия сильнее всего мешает человеку увидеть свой собственный грех и принести Богу спасительное покаяние. Без хранения уст нельзя достигнуть и чистоты сердца, обрести внимание и теплоту в молитве, а наступающий момент Литургии требует исключительной сосредоточенности.

«Входит Царь Славы»

После молитвы Ефрема Сирина следуют ектении, а затем совершается Великий Вход. Звучат умилительные и вместе с тем страшные слова: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы. Се Жертва Тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за обычной литургией, но по существу и духовному значению это совершенно иное событие. Во время полного Евхаристического богослужения на дискосе находится еще не освященный Агнец. Святые Дары переносятся на Престол для принесения их в Жертву Богу и этот вход символизирует Самого Господа Иисуса Христа, смиренно идущего на вольные Страдания и Распятие за грехи людей. Но на Литургии же Преждеосвященных Даров, как поется в этот момент богослужения, невидимо входит Царь Славы: Жертва Тайная, совершенная (уже освященная) переносится… Сам Христос приходит к верующим в Него, делая их причастниками вечной жизни, и с благоговением и любовью встречающие Его склоняются ниц, до земли.

Снова звучит молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, затем ектения и пение «Отче наш». На Преждеосвященной литургии слова этой молитвы воспринимаются по-особому, ведь, по толкованию Святых отцов, «хлеб наш насущный» – это и есть Небесный, Евхаристический Хлеб, Святые Таины, потребность в которых с особенной силой ощущается именно во время великопостного подвига. «Вкусите и видите, яко благ Господь,» – призывает верующих после возгласа «Преждеосвященная Святая Святым» причастный стих Литургии.

Заключительная – заамвонная молитва этого постового богослужения напоминает нам о подлинном смысле и цели поста: «Владыко Вседержителю, Иже вся тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим промыслом и многою благостию, введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения: Иже четыредесятьмы деньми скрижали вручив, богоначертаная письмена, угоднику Твоему Моисеови, подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому воскресению…» («Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, – дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…»)

«Вкусите и видите»

В чем заключается особое значение этого чинопоследования? К сожалению, многие православные христиане, даже воцерковленные, соблюдающие Великий пост, и в этот период приходят в храм только по воскресеньям, лишая себя того духовного богатства, которое может подать ему великопостное богослужение. Приходится встречаться и с ложными стереотипами – например, мнением, что причащаться Преждеосвященными Дарами можно не всем, а только тяжко болящим. На самом деле это измышление не имеет никакого основания ни в истории Церкви, ни в ее богослужебной жизни.

Преждеосвященная литургия – это время особого предстояния пред Богом, время, когда Небесные Силы невидимо сослужат священнику, когда человек во время молитвы в храме может пережить незабываемые минуты приобщения к Церкви Небесной. Воспоминания об этом не только навсегда останутся в его сердце, но и помогут понять саму суть Великого поста – глубину и радость «весны духовной».

 

ЦИТАТА ДНЯ

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия над неправдой, над ересями, над лжеучениями. Но мы не празднуем торжество православных над другими людьми, а ликуем о том, что Бог из столетия в столетие нашел в нашей среде людей, так глубоко Ему преданных, так способных Ему приобщаться, Его познавать, что Он открыл нам, порой непросвещенным, порой с затуманенным сердцем и умом, истину о Себе.

И сегодня мы ликуем о том, что Господь так милостив, столько в Нем любви и снисхождения, что Он стал открываться из столетия в столетие каждому человеку, который свое сердце Богу откроет и очистит свое сердце и свою жизнь ради того, чтобы быть достойным Христовой любви, Его крестной смерти, Его Воскресения. Это дивный день, когда мы говорим и торжествуем о победе Бога над ложью, которая, как туман, распространилась по всей земле через человеческую неправду и греховность.

Митрополит Сурожский Антоний