Евангельское чтение

Чудесный улов рыб (Лк., 17 зач., V, 1–11)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Побуждая христиан давать милостыню, Апостол открывает такую закономерность: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». И указывает на Того, Кто Сам лично заботится, чтобы щедро сеющий получал достойную жатву: «Бог силен обогатить вас всякою благодатью». А насколько Он действительно «силен», видим хотя бы из сегодняшнего Евангелия.

Однажды в самом начале Своего служения Господь пришел на берег Геннисаретского озера. Народ теснил Его. Господь вошел в лодку Симона-Петра, велел немного отплыть от берега и стал учить из лодки. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Это было время дня, когда рыба в тех местах не ловится. А они и в ночное, благоприятное время ничего не поймали. «Но по слову Твоему, – говорит Петр, – закину сеть». И – «поймали великое множество рыбы». Как из рога изобилия, эта рыба хлынула из бездны, и сети прорывались, и даже позвав товарищей, не могли справиться, так что и лодки их начали тонуть…

И этот рог изобилия может по воле Божией открыться в любое время, в любом месте. Ведь Бог среди нас. Многие могли бы рассказать и о чудесах в своей жизни, и о том, как щедро посеянное приносило богатые плоды. Бог хочет, чтобы мы, «всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».

А самое первое доброе дело – знать Господа Бога и во всем видеть Его промыслительную руку. Те иудеи, которые после чудесного насыщения пятью хлебами толпой хлынули за Иисусом, сделали это «не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). А Петр, забыв о рыбе, в ужасе «припал к коленам Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». И когда Господь сказал ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков», то Симон и его друзья, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». И в конце концов получили ни много ни мало, – ключи от Небесного Царства (Мф. 16:19).

Так что если хочешь пожать богатую жатву – сей щедро. А когда будет богатая жатва, то поступи хоть в какой-то мере как Петр, посвяти Богу хотя бы начатки твоих доходов, чтобы рука Божья не оскудевала для тебя, и чтобы ты всегда со священным ужасом чувствовал ее рядом.

А если просишь богатства ради самого же богатства, то и тут Господь может уступить твоей упорной воле. Но получится – как у прихотливых израильтян. Во время странствования им надоела манна, и возжелали они мяса, и стали плакать и сетовать, и вспоминать, как они ели его в Египте. И тогда Господь сказал через Моисея: «так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», – то и даст вам Господь мясо, и будете есть. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней; но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас».

Протоиерей Вячеслав Резников

 

«А вдруг война?! Скорее в магазин, запасаться!» Но кусок сыра не спасет от беды

По сути, единственное, что нам по-настоящему нужно, – это Бог. Человек, у которого Бог в сердце, ни в чем другом не нуждается. Он может пользоваться многими вещами – и хорошо, когда есть такая возможность, когда есть деньги, сила, власть и так далее, – но даже если ничего этого нет, он не бедствует. В отличие от нас – тех, кто при малейшей неурядице тут же кричит: «А вдруг – война?! Скорее в магазин, скорее запасаться!» Будто, если действительно начнется война, мы спасемся пакетом молока и куском сыра, поедая запасы тайком от соседей, чтобы не делиться…

Обратимся, однако, к истории с самарянкой. «Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Как родник, из которого бьет ключом вода, утоляет жажду всех, кто приходит к нему, так и сердце человека, живущего со Христом, способно подарить исцеление. И ситуацию с равнодушием и безразличием нынешнего времени можно исправить, если человек сделает хотя бы шаг к тому, чтобы измениться. Начать нужно с самого простого, самого легкого – и постепенно, шаг за шагом, призывая Бога, серьезно изменить свою жизнь.

Он кричал: «Надежды нет!»

Один человек, сломавший себе всю жизнь, сделавший из нее практически котлету – столько ошибок, грехов и страстей у него было, так, что сам он превратился в кровоточащую рану, которая болит от любого прикосновения, – пришел к старцу, который сказал ему:

– Да, хорошую ты из себя котлету сделал, правда. Постарался изо всех сил. Но надежда все-таки есть.

– Какая надежда может быть? Нет ее!

– Есть. Евангелие говорит, что каждый, призывающий имя Божие, спасется. Призови Господа – так, как можешь.

Или представим себя в реанимации. Чтото произошло – и вот ты лежишь, истекая кровью, весь в проводах, с трубкой в горле, не можешь даже пошевелиться, и единственное, что в тебе функционирует, – это твой ум. И единственное, что ты можешь, – это призывать имя Божие, имя Христа. Оно спасет тебя. Если ты призываешь Его с верой, надеждой, любовью, смирением и покаянием.

Если призвать Бога, Он не станет избегать нас и отталкивать от Себя. Господь никого не отталкивает. Каждый, кто ищет Бога – находит Его. И тогда сердце этого человека превращается в тот самый источник, из которого течет вода, утоляющая жажду; и такой человек всегда будет свеж, радостен, и рядом с ним все будут так же утолять жажду.

И наоборот, когда в сердце нет Христа, душа человека подобна высохшему колодцу: он глубок, но вместо воды на дне его – скорпионы, змеи, мыши, и если спуститься внутрь, то отравишься и погибнешь.

Будем призывать имя Христа – начнем с этого, чтобы излечиться от нашего равнодушия, нашей самой главной проблемы, когда не хочется ничего, ни есть, ни пить – до такой степени, что и проблему-то не разглядеть. Выход здесь лишь один – призывать имя Божие. И тот, кто будет так делать, спасется, вкусив благодать от Бога, если, конечно, будет призывать Его с верой, которая появляется благодаря смирению и покаянию.

Поэтому тем, кто в Церкви, ни в коем случае нельзя отчаиваться: что бы человек ни сделал, чтобы ни случилось, как бы мы ни разрушили себя – Бог может «собрать» нас заново, воскресить и не только сделать лучше, но даже сподобить помогать другим.

Научиться жить с собой

Все мы, у кого страсти, прекрасно знаем, как от них освободиться. Нужно сделать все, что в твоих силах, а затем попросить Бога завершить остальное, потому что Он может все. Но просить нужно со смирением. Даже если не хочешь избавиться от страсти (бывает иногда такое) – просто скажи: «Господи, помоги мне спастись!»

Один святой так и говорил: «Господи, хочу я или не хочу – спаси меня! Даже если не хочу – спаси! Если Ты ждешь, что я сам откажусь – нет, не откажусь! Не хочу». А не хотим мы потому, что воля наша – в плену у страсти. Поэтому святые говорили: «Хочу или нет – спаси меня!» Не смотри на мою волю, предаю Тебе свою свободу, обезглавь ее и спаси меня! Потому что, если Ты будешь ждать, пока я захочу, этого никогда не произойдет. Святые это понимали.

Итак, что нам делать? Все, что можем и как можем, а в остальном призывать имя Божие, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» И Господь непременно победит, если со смирением призывать Его – Бог обязательно победит, не оставит нас. Невозможно со смирением призывать Бога и не победить. Вероятно, это произойдет не сразу, придется побиться головой о стену – но победа будет непременно, точнее – Бог победит в тебе. Поэтому всегда нужно надеяться и ни в коем случае не терять эту надежду.

У смиренного человека нет врагов. Все мы больны эгоизмом, который мучает и терзает нас. А смирившись, человек начинает принимать себя и всех такими, какие они есть, и себя – таким, какой он есть. «Да, я такой». Это может звучать странно, но очень многие страдают, потому что не научились жить с собой – им с собой трудно, они пытаются переделать себя во все стороны и постоянно страдают.

А нужно начать с малого. Старец Паисий учит: «Обустрой свой дом (или келью) так, чтобы духовно все здесь напоминало тебе пещеру подвижника. Входишь в комнату – а тебя встречают иконы, четки, лампада…» А стоит повесить плакат с каким-нибудь демоном – будет совсем по-другому.

Вообще, когда человек смиренно смотрит на вещи и принимает себя таким, какой он есть (и внешне, и внутренне), трудится духовно – тогда будет баланс, и потихоньку, с Божией помощью, мы освободимся от мучительных страстей.

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)

 

Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы

11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. В этот день из чрева заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки мучеников: преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской, были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

В ее письмах есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.