Исцеление слепого (Лк., 93 зач., XVIII, 35–43)
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Когда Христос призвал Иерихонского слепца в Себе, Он его спросил: что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?.. И тот ответил: дай мне видеть!.. Он сознавал свою слепоту, – мы большей частью ее не сознаем; он сознавал плен и несчастье, и горе, которые она составляет, – мы так к ней привыкли, что даже больше не чувствуем ее. И вот, если бы Христос перед нами предстал и сказал: что ты хочешь? – нашлось ли бы в нас мужество из всех даров земли попросить зрение, зрячесть, зная, что как только мы прозрим, мы увидим не только свет, но и тьму?
Мы боимся прозреть, мы боимся себя увидеть, какие мы есть, потому что мы вступаем в это созерцание без цели и без надежды. Без цели: ибо мы не уверены, что то, что мы видим, мы можем преодолеть, то, что откроется нам греховное, темное или несовершенное, мы можем исправить: поэтому стоит ли погружаться в эту тьму только для того, чтобы прийти в отчаяние? В отчаяние не только о том, что наша жизнь бывает тяжела и мучительна, а о том, что и внутри нас кроме тьмы, разрухи нет ничего. И тут надо вспомнить и держать в памяти все время слова Иоанна Кронштадтского, который в своем дневнике говорит, что Бог открывает нам зрение наших недостатков, нашего несовершенства, зла в нас только в меру той веры и надежды, которые Он в нас видит. Поэтому каждый раз, когда перед нами раскрывается новая глубина падения нашего, каждый раз, когда мы чувствуем с большей силой, как мы далеки от Бога, как мы не примирены со своей совестью, как трудно нам с людьми, как мы далеки от той славы, которая нам предназначена, мы должны вспомнить: значит, Господь увидел в нас достаточную меру веры и надежды, чтобы перед нами это раскрыть, Господь знает, что мы с Ним вместе можем это победить.
И поэтому, вступая в эту неделю, в течение немногих дней до следующего воскресенья, давайте задумаемся над самими собой, будем молиться Богу, чтобы Он нам открыл, дал видеть все, что мы можем видеть, не сокрушившись, не сломившись. Давайте вглядываться в наши глубины и в нашу жизнь, в самое поверхностное и самое глубокое, чтобы увидеть все, что должно быть побеждено, преодолено, покорено Богу, с верой, что с Ним – все нам возможно. Скажем и мы Ему: Господи! Дай нам прозреть! – и глубоко вглядимся во все, что нам откроет Бог, с уверенностью, что Он уже нам дает этим победу.
Митрополит Сурожский Антоний
Святитель Григорий Богослов
Дни памяти: 25 января, 30 января (3 свт.)
Святой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию «Отступник», который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361-363 гг.) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял крещение.
После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям — были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.
Между тем, друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое временя после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое временя труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыв туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «воскресение» с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.
Православный календарь
Что нас отличает от Блаженной Ксении Петербургской?
6 февраля Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской.
Связь наших душ
Обычно люди поступают не столь самоотверженно. Они продолжают жить в этом мире, внимание их рассеивается по его многоразличным суетным предметам, молитва слабеет – как говорится, «время лечит».
У блаженной Ксении – не так. Ее любовь к почившему супругу была именно той любовью, которая из двух делает одно – когда двое становятся одною плотию. Один из духовных законов состоит в том, что на состоянии души умершего сказывается состояние души близких, остающихся на земле. Если близкие умершего находятся в молитвенном Богообщении, то их умиротворенность передается душе умершего.
Так вот, блаженная Ксения, находясь в состоянии молитвенного Богообщения, одновременно была в единении с душой своего возлюбленного супруга; более того, она не только внутренне, но даже как бы и внешне отождествилась с ним, надев его платье и велев всем называть себя его именем… И находясь в высоком молитвенном единении с Богом, приобщала, таким образом, и его душу к этому блаженному состоянию Царства Небесного.
И для того, чтобы ничто из этого тварного мира не отвлекало ее от молитвы, она избрала для себя как раз подвиг юродства Христа ради. То есть полное самоотвержение, беспопечительность и полное сосредоточение на Божестве. Во-первых, она раздала Церкви и нуждающимся все оставшееся от мужа большое имущество, включая жилье, и в одежде мужа стала скитаться по улицам города, ведя жизнь, отличающуюся всеми признаками этого своеобразного и для большинства людей непонятного подвига.
Условие подвига
Мы видим, что она как бы отказалась от рассудка. Ее странное поведение дало повод родственникам мужа попытаться воспрепятствовать расточению ее имения под предлогом ее умопомешательства и невменяемости. Но врачи удостоверили, что она вполне умственно здоровый и полноценный человек и никто не имеет права воспрепятствовать ей в распоряжении принадлежащей ей собственностью по ее усмотрению.
Конечно, на такой подвиг среди городской суеты может пойти только тот, кто уже стяжал дар непрестанной молитвы. Ибо, если человек и полон решимости отказаться от всего в мире, но зрение, слух могут служить теми окнами, через которые мир все же будет врываться во внутреннюю клеть души. И надо полагать, что дар этой молитвы у блаженной был. Но и в этом случае юродивые Христа ради нуждаются время от времени в уединенной молитве для сугубого единения с Богом. Это несомненно, ибо и Сам Сын Человеческий время от времени удалялся на гору для сугубой уединенной молитвы. Вот и Ксения Блаженная днем скиталась в своем странном наряде по улицам Петербурга, а ночью удалялась за город, в поле и там молилась, где ее иной раз и обнаруживали горожане.
Вразумила
Ее странная одежда и поведение, свойственное умственно неполноценным, навлекали на нее насмешки и обиды, особенно со стороны городских мальчишек. Это обстоятельство юродивые обычно используют для упражнения в незлобии и молитве за обидчиков. Но иногда бывают и случаи грозного прещения с их стороны, особенно когда все-таки надо позаботиться и о воспитании детей.
Так, библейский случай с пророком Елисеем (см: 4Цар. 2:23-24) для всех поколений служит назидательным уроком, заставляющим задуматься о том, как надо относиться к Божиим людям, и вообще о недопустимости насмешек над человеческой немощью.
Вот и блаженная Ксения всегда терпела безропотно подобные насмешки и издевательства, но однажды, когда мальчишки стали бросать в нее камни и комья грязи, они увидели, как она с грозным видом гналась за ними, грозя своей палкой. И с тех пор они прекратили свои издевательства над нею.
«Твой муж хоронит жену»
Подвиг юродства быстро привлек к блаженной Божию благодать, и жители Петербурга стали замечать, что слова блаженной исполнены какого-то потаенного смысла и часто оказываются пророческими. Извозчики уговаривали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов, и тогда их труды в этот день были успешны. Торговцы просили, чтобы она взяла себе что-нибудь с их прилавков и лотков, и тогда торговля в этот день бывала удачной. Матери замечали, что если блаженная хотя бы погладит по головке или благословит их дитя, то оно будет здоровым и благополучным.
Сохранились свидетельства ее пророческого попечения о благочестивых семьях. Однажды, придя в дом, где жили мать и ее дочь на выданье, она посоветовала немедленно идти на кладбище, где прямо сейчас «твой муж хоронит жену». Они удивились странным словам блаженной, но послушно поспешили туда. И обнаружилось, что молодой врач безутешно рыдал у свежей могилы своей внезапно скончавшейся жены, оставившей ему малолетних детей. И он без чувств упал на руки подоспевших в этот момент матери и дочери. Через год он сделал предложение дочери, и они благополучно и в счастливом супружеском согласии прожили остаток своей жизни. И завещали детям ухаживать за могилой блаженной Ксении.
Юродство не отталкивает
Итак, мы видим, что такое по-христиански парадоксальное явление, как подвиг юродства ради Христа, казалось бы, соблазнительный для окружающих, тем не менее соответствует словам Господа: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф. 5:16).
Казалось бы, юродство, безумие должно однозначно отталкивать и вызывать отвращение. Но тут выходит наоборот: необычность привлекает внимание, а благодать Божия, привлеченная чрезвычайным подвигом, становится явной, и с течением времени истина все более проясняется.
Эта жизнь – и сам подвиг, и благодатное свидетельство его подлинности – служит подтверждением Божественной Премудрости, противоположной мудрости века сего, которая заботится прежде всего об удобствах и радостях временной жизни. Этому плотскому мудрованию, мудрости века сего чуждо и непонятно христианское отношение к жизни.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)