Евангельское чтение

Исцеление слуги сотника (Мф. 8:5-13)

Себастьяно Риччи
Сотник перед Христом. 1726–1729

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Великий и неприступный Бог пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде, и через это общение с видимым Человеком получали благодатную помощь от невидимого Бога.

И отойдя на небо, Господь оставил возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет среди тех, кто соберется во имя Его. И вот мы можем написать записочку о здравии или о упокоении наших близких во Христе, чтобы она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом. Мы вкушаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой. Мы служим молебны перед Его святым изображением, получаем благословение от священника.

Но при этом мы должны помнить, что Бог – здесь, рядом, и Сам Своей невидимой рукой подает нам помощь. И хотя Он устроил для нашей пользы весь благодатный церковный чин, но Самому-то Ему ничего не стоит помочь нам и без всякого видимого посредничества. Ему достаточно не то что единого слова, а единого желания. Мы должны это помнить, ведь христианство существует в нашем отечестве уже тысячу лет!

А Евангелие сегодня приводит нам в пример человека, воспитанного в стране, где более тысячи лет процветало язычество. Это был римский сотник. Он подошел к Иисусу и, ничего не прося, просто сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Господь выразил желание прийти и вдруг услышал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает».

Господь удивился, увидев такую веру в человеке, которого на родине совсем не тому учили, и сказал окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут» «в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Христос говорит о множестве людей, которые придут ко спасению. Это означает, что речь идет о спасающихся не в одном месте и не в одно время, но когда все они соберутся и с востока, и с запада, – когда всех их соединит Господь, несмотря на расстояние, которое их отделяет. Тогда их будет великое множество. И тогда сыны Царства, которые считают себя спасающимися только потому, что принадлежат к истинной вере, но не живущие по этой вере и лишенные сострадания в наше жестокое время, – будут изгнаны вон.

Господь говорит о том страшном унижении и позоре, которым будут подвергнуты эти люди. Они будут извергнуты «во тьму внешнюю» – в тот внешний мир, который они считали нечестивым и недостойным сострадания. В этой кромешной тьме будет такая тьма, какой нет даже в сегодняшнем мире. Только абсолютная тьма, где нет никакой надежды на свет. А многие из тех, кто во внешнем мире – кто стремился к свету и кому открывалась вера – будут сынами Царствия Небесного.

Когда во внешнем мире наступит беспросветная тьма, когда исчезнет в нём любовь, тогда и придет кончина мира. От нас зависит – от нашего сострадания, участия в жизни страждущих людей – насколько ещё продлится время на земле, и скольким ещё людям будет дарована возможность для покаяния и обращения ко Господу.

«Извержены будут во тьму внешнюю» – так Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге за своими бесчисленными законническими предписаниями. Но это же Господь может сказать и нам, если мы забудем о Живом Боге за великолепием храмов, за красотою богослужения и за обилием святыни.

Мне вспоминается один престольный праздник. После ранней обедни было освящение воды, была давка, ругань, опрокинули и изломали столы. Наконец, воду разобрали, все кончилось. Тут пришла одна старушка, подошла к батарее отопления, отвернула кран, налила оттуда воды в бидончик и говорит: «Вот, еле дошла, на водосвятие не успела, хоть отсюда воды взять, – все ж из храма Божьего».

И можно ли сомневаться, что Господь даст ей по вере её – даст гораздо больше, чем тому, кто в бесчинии успел взять воды, освященной полным чином!

Конечно, это не к тому, что для спасения достаточно помолиться дома и набрать воды из-под крана. Пренебрегать святыней, пренебрегать богоустановленным священством – это все равно, что пренебрегать человечеством Иисуса Христа. И сотник, и старушка сделали как раз все, чтобы найти Иисуса Христа, приблизиться к Нему. Но оба помнили, что пришли к Тому, Кто выше храма, выше обряда, выше всего видимого и невидимого.

Его слово способно проникать сквозь любые расстояния, сквозь любые стены; способно вмиг избавить от любой болезни, от любой беды, способно и освятить все воды на земле или превратить их в кровь; способно в один миг и уничтожить землю, и заново создать ее. Вот каков наш Бог. Будем же воздавать Ему должную славу, честь и поклонение. Аминь.

Протоиерей Вячеслав Резников

 

За что благодарить Господа?

Если всегда поступать только так, как хочется, рано или поздно упрешься в стену, наступит разочарование. Что-то где-то не удастся – и поселится в сердце боль, тревога, отчаяние. А если принимать ситуацию такой, какая она есть, без сопротивления – то в итоге все может получиться очень хорошо.

Помню, один мой молодой прихожанин расстался с девушкой – она сама его бросила. Было видно, что юноша по-прежнему любит ее и любит сильно, но до чего же правильной была его реакция! «Хорошо, – сказал он с улыбкой. – Она больше не хочет быть со мной. Ничего не поделаешь. Видно, так Богу угодно». Замечательные слова! А вот другой случай. Молодой человек бросил девушку, а она, стремясь вернуть его, полгода слала ему эсэмэски, на которые он, разумеется, и не думал отвечать. Дошло до того, что от переживаний она просто заболела. Я сказал ей тогда: «Неужели ты не понимаешь, что причина твоей болезни – в том, что ты упрямишься, пытаясь насильно все устроить так, как тебе хочется? Перестань. Никого нельзя заставить полюбить. Только болезней себе наживешь. Любовь не навязывают, на нее – вдохновляют, и если человек хочет, он любит».

Вот вы, к примеру, захотели прийти на эту беседу и пришли. И наша беседа ценна для нас. А если бы ни мне, ни вам это было не нужно, то и удовольствия от общения мы бы не получили. Желание – очень важно. Так что будем жить спокойно – так, как устраивает Бог. Конечно, нужно обязательно ставить себе цели, добиваться их, стремиться к осуществлению мечты, исполнению желаний, и если понадобится – стучаться во все двери.

Дверь открылась – прекрасно, с удовольствием войдем. А если нет? Пойдем, постучимся в другую дверь. Потому что, если продолжать ломиться туда, где заперто, – можно, конечно, выбить дверь и ворваться внутрь, но счастья это не принесет. Потому что, пока ломаешь дверь, можно заболеть от напряжения.

Благодарите Бога! Разве это трудно? Вот, я сижу тут и утомляю вас своими разговорами – ну и что, ничего страшного, слава Богу! А какой-нибудь еще проповедник – прекрасный оратор: слава Богу! Порадуемся этому.

Так что на все можно посмотреть с хорошей стороны и извлечь для себя пользу. Как говорил старец Паисий: «Можете сидеть? Прославляйте Бога! Я понял это, когда заболел раком толстой кишки и сидеть для меня стало мучением. Только тогда я понял, что это – настоящий дар Божий, когда спокойно можешь сидеть где угодно, хоть на пне». Так что – будем благодарить Господа за то, что все у нас хорошо. Слава Богу! Подумайте, за что вы можете сказать Ему эти слова – по пять, по десять раз на дню.

У меня в школе учился один мальчик – у него была лимфома. Сейчас он здоров, но прошел несколько курсов химиотерапии. И вот однажды, придя в школу после очередного курса, он подошел ко мне и сказал:

– Отче, скажите ребятам, чтобы они не забывали благодарить Господа за то, что могут пить воду, молоко, даже – глотать слюни.

– Почему, Марк?

– Потому что я сейчас не могу ничего из этого – мне очень больно! А сколько лет подряд я спокойно мог все это делать и не благодарил Бога: мне и в голову не приходило, что за такое нужно благодарить! Сейчас, когда глотать невозможно из-за боли, я понимаю…

И за то, что зубы у тебя целы, – тоже благодари! И за зрение – за зрение тоже надо благодарить Господа! Один человек как-то рассказал мне, что провел интересный эксперимент – и я также повторил его: закрыл глаза на минуту и попробовал передвигаться по квартире. Ничего не получилось, я не мог сориентироваться в собственном доме! Так что будем благодарить Бога за то, что можем видеть, за то, что у нас есть руки, ноги, здоровье – видите, сколько причин сказать Ему спасибо! Не требуйте того, чего нет, а наслаждайтесь тем, что имеете.

Да, у тебя всего один ребенок, и хотелось бы второго, но не получается – слава Богу, что есть хотя бы один! А те, у кого нет детей, тоже могут благодарить Господа, рассуждая: «Да, у нас нет детей, но мы так любим друг друга!»

Подумай, за что ты можешь благодарить Господа, даже если в данный момент жизнь кажется тебе адом. Найди хотя бы один повод! «Благодарю Тебя, Господи, за то, что, несмотря на скорби, у меня есть утешение. Да, сейчас нет работы, но есть родители, которые поддерживают меня и помогают».

Попробуйте жить так, как учит нас Церковь: настоящим. Церковь всегда живет настоящим. Вспомним слова из песнопений: «Дева днесь (то есть сегодня) Пресущественного раждает», «Явился еси днесь вселенней» и т.д. В Церкви все происходит сегодня, сейчас. «Живи Богом, живи Светом сейчас, – говорит Церковь. – Не прошлым! Сейчас». А если постоянно думать о том, что уже миновало, можно заболеть. Настоящий момент не дает нам такого повода – если только не устремляться в будущее. Конечно, когда то и дело думаешь о том, что случится через час, через два, вечером, когда придешь домой и т.д. и т.п., тревога не покидает ни на минуту.

Но если жить настоящим – «Сейчас у меня все хорошо? Слава Богу!», – тревоги не будет. А постоянно думать о том, что уже было, о прошлом – уже своего рода болезнь. Нет, вовсе не плохо помнить о том, что было, но только, когда это для тебя – история. А не навязчивая идея, приводящая к болезни. Что было – то было. Важно, что сейчас. И необходимо двигаться вперед в том направлении, которое указывает нам Господь.

Великое подспорье – доверять Богу, предоставив Ему возможность решать все проблемы. Но при этом важно и верить – в то, что Он непременно исполнит просимое. Очень важно. Вера – огромная помощь как душе, так и телу. Помните, как говорил Господь? «Вера твоя спасла тебя». Что же это такое – вера? Вера означает твердое упование на Бога, и не просто упование, а непоколебимую уверенность в том, что Он выполнит обещанное. И на это направляются как душевные, так и физические силы.

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Обретение честных мощей преподобного Сергия 18/5 июля

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).

К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение — для назидания и молитвы, за помощью и исцелением — тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Православный календарь