РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк. 1,5). Благочестивые (Лк. 1,6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк. 1,7,36).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк. 1,5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1,13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт. 25,21,30,22; 1Цар. 1,10-13,17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк. 1,15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев. 10,9; Суд. 13,14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1,15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1,17).

Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк. 1,22; ср.: Лк. 1,62). «Справедливо подвергается тому и другому — глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий — молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт. 15,9-21; Суд. 6,36-40; 4Цар. 20,8-11; 1Цар. 10,2-16; Лк. 1,36,2,12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан. 8,26,12,4,9; Отк. 10,4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее в Евангелии(Лк. 1,45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся… знаками» (Лк. 1,22), понял, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк. 1,25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт. 30,1; Исх. 23,26; 2Цар. 6,23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Елисаветы в исполнение слов архангела Гавриила и молитв праведного Захарии имеет параллели в Ветхом Завете, например в истории Сарры (Быт. 17,15-21,18,9-15,21,1-7), Ревекки (Быт. 25,21), Анны (1Цар. 1,1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Елисаветы Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который «воздвиг рог спасения в дому Давида».

Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет «от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше», т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Мф. 23:35).

По материалам «Православной энциклопедии»

***

Сегодня, дорогие друзья, взоры всей вселенной устремлены на скромное жилище ветхозаветных библейских праведников – священника Захарии и его кроткой молчаливой супруги Елисаветы, которые обрели нежданно-негаданно радость: у них родился первенец, названный Иоанном по откровению свыше.

В течение долгих лет совместной жизни, будучи верны друг другу даже в мыслях, они молились и просили Создателя обрадовать их чадом. Шли годы, десятилетия, и мало-помалу смирились сердца этих чудных людей, неведомых миру, с тем, что придется им уйти в мир иной бездетными. Но надежда, как говорится, умирает последней. И Захарий принял весть в алтаре от ангела, что упование супругов будет исполнено. Они, не веря своему счастью, таились от людей. И в назначенное время младенец появился на свет Божий.

Вся эта история говорит о том, насколько значима и драгоценна в очах Создателя жизнь одного младенца. Какое величие Промысла Божия открывается на каждом из нас, если родители достаточно умны, чтобы посвятить свое дитя Богу от чрева матери, если они вкладывают в ребенка всю свою любовь, желая, чтобы тот, окрепнув и войдя в разум, посвятил себя служению Господу.

С Иоанном Предтечей, как нам сообщает Предание, связаны поразительные чудеса, не умещающиеся в понятие обыкновенной человеческой судьбы. Вскоре после его рождения – шесть месяцев спустя – явился в сей мир Иисус-Богомладенец. Неистовый Ирод, понуждаемый демонами, исполнил свое бесчеловечное желание избавиться от «претендента на престол» и свершил страшную трагедию избиения младенцев, когда были преданы смерти многие тысячи малых детей, собранных для вселенской переписи. Но хранимый Богом Иоанн был сокрыт в пустыне. Он остался круглым сиротой, но Господь оберёг младенца. Мы и поныне знаем замечательные случаи, получаем свидетельства о том, как после землетрясений под завалами домов остаются живыми младенцы; как торнадо и сели прерывают жизни человеческие, но обходят стороной невинных чистых существ, за которых кто-то молится Богу. Так и Иоанн, лишившись попечения родителей, был храним вышеестественной силой, и лани приходили к нему и питали его теплым молоком, а он, не видя человеческого лица, мало-помалу возрастал в разуме, укреплялся в молитвенном устремлении к Всевышнему и, в отличие от Маугли или детей, украденных цыганами, не только не отставал в развитии от обыкновенных малышей, но Духом Святым был водим, укрепляем для исключительного служения, которое евангелист Лука, подробно рассказывающий о рождении Иоанна Крестителя, уподобляет служению  пророка Илии.

Да, действительно, младенец должен был явиться на водах Иорданских, чтобы проповедовать в пустыне «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Древние христианские толкователи, размышляя над этим выражением, говорят о том, что, никем не убеждаемый, Иоанн, в стремлении своей совести, принес Богу обет девства, редчайший в Ветхом Завете. Вместе с тем его уста были помазаны особой силой обличения и не знали лицеприятия и человекоугодия, ибо он никогда не жил в селениях земных. Святой Иоанн, когда войдет в возраст, будет, не мудрствуя лукаво, обличать саддукеев и фарисеев, заматеревших в гордыне и властолюбии, будет приводить одним своим словом в трепет суровых и жестоких воинов, обуздывая их корысть и стяжательство. Совершая крещение в водах Иордана, заводя в струи Иордана сотни людей, он будет каждого из них исповедовать, напоминая прежде содеянные грехи. И вчерашние блудницы и мытари, презираемые всем обществом, примкнут к Иоанновым ученикам – чтобы увидеть Иисуса, в 30-летнем возрасте пришедшего на берега Иордана по воле Небесного Отца.

Рождение Иоанна Крестителя – это событие всемирно-исторической значимости. Сегодня, воздавая честь этому величайшему из всех пророков Ветхого и Нового Завета, давайте припомним для себя отдельные изречения, изшедшие, как волны, как солнечные лучи, из его уст, чтобы, собрав эти слова, оказавшиеся дороже золота и драгоценных камней, мы, во-первых, воздали славу этому Христову пророку. Во-вторых, примкнули к числу тех, кто был послушен Иоанну – проповеднику покаяния, и были бы, таким образом, достойны его благоволения и молитв. А ведь неслучайно на некоторых иконах святой Иоанн изображается с крыльями за спиной. Ангел пустыни, он покровительствует и монашествующим, живущим в уединении вдали от шумных городов, и благочестивым христианам, которые спасаются в лоне семьи. Поэтому его наставления помогут нам сегодня напитать свои сердца, словно ключевой водой и вкусным пшеничным хлебом. Ибо человеческая душа живится не простой пищей, но словом, исходящим из уст Божиих.

Перво-наперво вспомним тот призыв, который слышали десять городов Иордана, слышал Иерусалим и окрестные селения. Когда до слуха простых мастеровых, рыбаков и исполнявших воинское служение достигало слово Иоанново, то большинство из людей с простыми, незлобивыми сердцами останавливались тотчас как вкопанные, бросали свои дела, а торговцы – корзины и товары, выложенные на продажу, и шли на Иордан, чтобы исполнить заповеданное вещим пророком. Внешность его поражала воображение. В одеждах из верблюжьей шкуры, с кожаным поясом на чреслах, он взирал вдаль, откуда Христос Спаситель должен был прийти и явить Себя иудеям. Каждое его слово было пронизано такой любовью, такой обличительной силой, что буквально перерождало внимательного слушателя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Слово «покайтесь» жгло огнем души, ожесточенные в гордости, похоти и гневе. «Приблизилось Царство Небесное», – говорил Иоанн Предтеча, заповедуя слушателям освобождаться от страстей и пороков и уподобиться детям, ибо Царство Небесное не в пище, не в питии, но в Духе Святом, плоды Которого – мир, радость, чистота, любовь, долготерпение… И каждый из нас, восприняв слово как руководство к действию, призван ежедневно воскрешать в памяти призыв Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

Ничто нечистое не войдет в Царство Христовой правды и любви. Оборачиваясь на прожитые годы, мы призваны раскрывать изъяны своей души, глубоко каяться, без утайки показывать раны духовным врачам – священникам, черпая покаяние в силе Духа, которая помогает каждому из нас противиться греху, прилепиться к добродетели – Живому Богу, идти от зла к добру, от тьмы к свету.

Святой Иоанн Предтеча, взирая на Христа, свидетельствует: «Вот Агнец, Который берет на себя грехи мира. Я недостоин развязать ремень обуви Его». Эти слова свидетельствуют о том, что каждый из нас, учеников Христовых, должен смиряться пред своим Спасителем, как дитя перед отцом, ученик перед учителем, как земля перед небом, как творение перед Творцом. Должен иметь крайнее благоговение пред Спасителем, хождение пред Его лицем, убежденность в том, что Спаситель пронизывает Своим Божественным взором наше сердце и видит душу как на ладони, иметь готовность с детским трепетом припасть к стопам Искупителя с верою, что Он – Агнец Божий и имеет власть на земле прощать грехи человеческие и возрождать наши души. Вот тот завет веры, верности и любви ко Господу, который святой Иоанн Предтеча пронес через всю свою жизнь, заплатив за исповедание веры пролитием собственной крови, почему именуется он Церковью первым по благодати мучеником.

И последнее, о чем мы скажем в день Рождества Иоанна Предтечи, и его слово отрезвит тех, кто упивается соками этого греховного мира, засыпает в расслаблении, почитая себя как будто бессмертным в нашем подлунном мире. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», – говорит Иоанн Предтеча, называя деревом человеческую душу, а секирою совершенно не ведомый никому из нас смертный час. «Memento mori» – «Помни о смерти» – этому учили еще античные мудрецы. Никогда слово человеческое не освещало с такой ясностью истину о бренности и краткости нашей жизни, не освещало истину нелицеприятности на суде, на который предстанет каждый из нас, дабы дать отчет обо всем.

Спаситель наш, Которому Иоанн Креститель передает всех своих учеников, Бог, веровать в Которого учит, наш Собеседник, говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил на 20 лет вперед?»

Вот потому, прославляя Рождество Иоанна, Крестителя Господня, ежедневно будем обращаться к этим драгоценным каплям его слов, собрав их в шкатулке, дабы их свет незримый заквашивал собой наши мысли, чувствования и размышления.

«Покайтесь!» Покаяние есть начало и конец нашего богоугождения. Не откладывайте на завтрашний день покаяние, которое пригодится вам сегодня, ибо у корня нашей жизни давно лежит дамоклов меч Божественной правды. Секира кончины может мгновенно переселить нас из земного мира в вечный, где уже нет места покаянию, но есть место только нелицеприятному суду. А чтобы нам не посрамиться в тот час, когда откроются книги и каждый будет испытываться сообразно написанному в них, подобает, по завету Иоанна Предтечи, здесь, на земле, устремлять взоры к Агнцу – Иисусу Христу, берущему на Себя грех мира. Подобает принять от Него уже не Иоанново крещение, а Иисусово крещение, завершающееся огнем и Духом, и, возродившись в этой спасительной купели, воспринять семя благодати. Подобно святому Иоанну Крестителю, нам надлежит и словом, и делом свидетельствовать всей вселенной о спасительности нашей веры во Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Во Иисуса Христа, Который ниспослал нам благодать Святого Духа, соделав живыми камнями здания Церкви – столпа и утверждения Истины.

Протоиерей Артемий Владимиров