Изгнание злых духов

В Евангелии есть повествование о том, как Господь Иисус Христос освободил от тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть не один злой дух, а целый легион злых духов — этих врагов Божиих и врагов человечества. Когда мы с вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и мучению несчастного, — стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, пасшихся тут же на берегу озера.

Обратите внимание на то, как Господь всегда готов исполнить просьбу Своего создания, если только она обращена к Нему с верой. Господь исполняет просьбу, то есть, если угодно, молитву даже злых духов. Он им позволил то, о чем они просили Его. А без Его державного изволения, они этого сделать не могли. Когда священник начинает совершать Таинство Крещения, то в начале этого таинства он читает так называемые огласительные молитвы, в которых отгоняется от человеческой души злой дух. Там, он прямо обращается к злому духу, и говорит: "Познай свою суетную силу (не истинную силу) ниже на свиньях власть имущую", — то есть "познай, что твоя не истинная сила даже над свиньями власти не имеет". И пока Господь им не позволил, они не могли войти в этих несчастных животных. Но тут появляется вопрос: Почему Господь позволил им это? Ведь они, оставив несчастного человека, вошли в свиное стадо и сейчас же его погубили. Несчастные животные, под действием непонятной для них силы, бросились с крутого берега в озеро и утонули.

Почему Господь это попустил? Что это означает? Св. Иоанн Златоуст, говоря об этом обстоятельстве указывает прежде всего на то, что это "идет на пользу слушателей", дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными (которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом. "Также", добавляет Иоанн Златоуст, — "Христос сделал, т.е. совершил это, "чтобы ты понял, что, если бы они (т.е. злые духи) только могли, то они с людьми бы так же поступили". Но только сила Божия сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Иначе, как говорили святые Отцы, злые духи в один момент погубили бы по злобе своей весь человеческий род. Заметим еще, что речь идет о свином стаде; а вы, вероятно, знаете, что по законам народа иудейского, по законам Библии и Ветхого Завета, свинья — нечистое животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому, пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.

Но вот что, возлюбленные. В этом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города, узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не пригласили Его в свой город, а наоборот — стали Его умолять, чтобы Он ушел от них. И, как говорят св. Отцы — толкователи св. Евангелия, этот поступок был греховный, не добрый, потому что они (жители) испугались того, как бы этот неожиданный Чудотворец, пришедши к ним в город не нарушил бы привычный для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться, если Он в самый город придет?! Это — пример корыстного страха. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве не слышатся иногда от православных христиан, примерно, такие речи: "Мы — не монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от духовенства? Мы — простые миряне". И когда они так настаивают на том, чтобы их внутренний мир ничем бы не был обеспокоен, на том, чтобы им не признавать за собой никаких духовных обязательств, — то как они напоминают речь жителей города Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше!

Берегись поступать так с Божией благодатью, человек! Не отстраняй Ее от себя. Правда, здесь Господь, милостиво исполняя их просьбу, отошел от них, но вместо себя Он оставил воодушевленного проповедника — того, кого Он исцелил, и который потом по всему городу проповедовал о том, что сотворил ему Господь; проповедь его так сильно повлияла на народ, что, по словам Евангелия, когда Спаситель в следующий раз приблизился к этому городу, народ побежал к Нему навстречу, неся больных и прося их исцеления.

Вспомним, как Господь учил Своих апостолов: "Если вы придете с вашим благовестием в какой-нибудь город, и вас там не примут, то, "уходя из этого города, самый прах от ног своих отрясите и скажите им: "Знайте, что Царствие Божие приблизилось к вам, но, мы и прах от вашего города отрясаем". И к этому Господь добавил: "Аминь, глаголю вам, Содому и Гоморре, — тем городам, которые Господь за их страшные грехи покарал огненной казнью, — будет отраднее в день Судный, нежели городу тому (который отверг благовестие апостолов)".

Читая или слушая Св. Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему. А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми, и, только взбунтовавшись против Бога, — потеряли свои добрые и светоносные свойства и стали темными духами злобы. Как произошло падение первого ангела, неведомо нам. Церковь только говорит, что, первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая революция! Первый революционер — это дьявол, который хотел на небе устроит революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут с позором оттуда. Вот, кто был первый революционер; ему родственны по духу и все последующие революционеры. Будем это помнить. Но будем помнить и то, что Церковь, предупреждая нас о коварстве и злобе злых духов, вместе с тем, утешительно благовествует о светлых ангелах, которые стоят на страже и на защите рода человеческого. Недаром мы с вами молимся в молитве, которая так часто повторяется: "Огради нас святыми Твоими ангелами", ибо они, действительно, ограждают нас, в особенности тот ангел-хранитель, который никогда не оставляет человека, и является его самым верным, самым неподкупным другом. Даже тогда, когда человек отдается греху, и в этом грехе злой дух мог бы им завладеть и его погубить, ангел-хранитель защищает человека, не допускает злого духа им овладеть, и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем. Помните всегда о том, что в каких бы мы ни были трудных положениях, какая бы опасность нам ни грозила, — если мы с верою призовем на помощь своего ангела-хранителя, он нас спасет. Ибо для того он и послан к нам Господом, чтобы нас охранять и своей могучей рукой отстранять от нас всякую опасность…

Припомните житие святителя Тихона Задонского, великого чудотворца российского. Что с ним было? Однажды, будучи еще студентом, занимаясь вместе со своими друзьями, он поднялся на минутку для отдыха на высокую колокольню. Потом сошел оттуда и пришел к друзьям; те, глядя на него с удивлением, спросили: "Что с тобой? На тебе лица нет! Ты бледен, как бумага! Что случилось?" На это он ответил: "дайте мне сначала выпить чашку чаю; отдохну, а потом расскажу". И поведал им следующее: когда он оставил их и поднялся на самый верх колокольни, то засмотрелся на чудный вид, и оперся на перила над бездной, над громадной высотой. Вдруг перила пошатнулись, подались под ним, и он стал падать в эту бездну. Вы знаете, что падающему уже не удержаться. Можно упасть на пол, и это остановит падение, но если человек падает в пропасть, в бездну, — то несомненно погибнет. И вдруг случилось нечто необъяснимое и чудесное: когда он уже падал и его гибель была неминуема, вдруг какая-то невидимая мощная рука толкнула его в грудь с такой силой, что он упал, но упал не вперед, а назад, на пол колокольни.

Вот как ангел-хранитель охраняет тех, кого он послан Богом охранять. Знаем мы и многие другие случаи когда он покрывал и спасал человека.

А поэтому — помни: что бы ни случилось с тобою, какая бы беда ни стряслась, какая бы катастрофа тебя не застигла, знай, что если с верою призовешь своего могущественного и доброго друга, своего ангела-хранителя, то он поспешит к тебе на помощь и поможет тебе. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

 

Скрытая гордость

— Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?

— Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.

— А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

— Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...

— А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?

— Если наблюдает за собой, то чувствует.

— Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.

— Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.

— Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?

— Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты её скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать её от себя. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гордость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

Эгоизм — непослушный сын гордости

— Гордость и эгоизм — это разные страсти?

— Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных её оттенках и проявлениях. Сатанинская степень гордости называется гордыня.

Эгоизм — непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм — великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Например, Арий. Мать говорила ему: «Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты не понимаешь?» «Знаю, — отвечал он, — но не могу подчиниться их мнению.» Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.

— Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?

— Это его не интересовало. «Если я признаю ошибку, -говорил он, — то потеряю уважение своих сторонников». И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей правоте. Страшная вещь эгоизм!

— Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?

— У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по очереди, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры эгоизм и другая сестра обгонит её, то та так надуется, что не пойдёт прикладываться. «Если она меня обогнала, — скажет, — я вообще не пойду прикладываться». А если у неё гордость, то она тоже обидится, но не покажет вида, а то ещё и другим, якобы из вежливости, уступит место: «Проходите! И ты проходи, и ты!»

— Геронда, что мне делать, когда ущемляют моё достоинство?

— Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет.

— А как умирает эгоизм?

— Надо похоронить своё «я», пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.

Высокое о себе мнение

— Геронда, почему я легко впадаю в гордость?

— Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение. Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.

— Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?

— Потому что голова у тебя как следует не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закручиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову остриём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и запускает вверх.

— Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.

— Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец. Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!

Преподобный Паисий Афонский