В субботу, 15 декабря, в Киеве на Объединительном соборе избрали главу новой украинской единой церкви. Им стал митрополит, Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Теперь уже его титул звучит чуть иначе – митрополит Киевский и всея Украины.
Всего через три недели, а именно на сочельник, 6 января, он должен полететь в Стамбул, точнее, как принято говорить в православном мире, Константинополь. Там он вместе с президентом Петром Порошенко должен будет получить чуть ли не самую желанную вещь для второго – Томос об автокефалии – тот самый церковный документ, означающий завершение процесса получения независимости церкви.
Всего в соборе принимали участие 190 человек. Больше всего представителей УПЦ КП: в состав делегации вошли 42 архиерея и с ними по одному священнику и мирянину. В общем 126 делегатов.
Голосование проходило в два тура. Негласно кандидатурой Порошенко на данный пост считался Симеон Винницкий, бывший иерарх Московского патриархата. Он же был и фаворитом у главы Всемирного патриархата Варфоломея. В Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Константинополя – прим. ред.) были уверены – уж лучше он, чем представитель КП, к которому накопилось немало вопросов – в частности, из-за манеры поведения и методов работы главы патриархата Филарета.
Но перевес в численности сторонников Филарета был слишком ощутим, а “группа поддержки” Симеона из числа других иерархов УПЦ МП была столь малочисленна, что кандидатура Банковой и Стамбула пройти не смогла.
К тому же “филаретовцы” со своей стороны также пошли на уступки – согласились на спущенный из Вселенского патриархата Устав, где права как бы “автокефальной” церкви сильно обрезаны.
“Филарет станет пожизненно духовным наставником”
“Я хотел призвать всех наших собратьев, архиереев, всех верующих в новосозданную Единую украинскую православную церковь. Двери нашей церкви открыты для всех. Мы призываем к объединению, мы призываем всех быть в этой признанной Единой поместной православной церкви”, – таковыми стали первые слова Епифания после его избрания. Их он произнес, обращаясь к людям, собравшимся на Софийской гражданам.
Сразу после этого он вспомнил о Филарете, подтвердив известную в церковных кругах мысль, что именно Епифания тот считает своей правой рукой. По словам, новоиспеченного главы, “Филарет будет и дальше почетным действующим пожизненно духовным наставником, помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь”.
“Мы сумели объединить все ветви украинского православия в единую поместную православную церковь… Мы смогли с вами вместе победить в себе разные искушения, преодолеть несогласия и объединиться в единую церковь… Мы преодолели все преграды, которые были на этом нелегком пути”, – подчеркнул предстоятель новосозданной церкви.
Сергей Думенко: отличник, карьерист, редактор
Настоящее имя Епифания – Сергей Петрович Думенко. Родился он в селе Волково Одесской области 3 февраля 1979 года. То есть тот самый Томос он получит всего за месяц до своего 40-летия. По церковным меркам – совсем юношеский возраст.
Свое детство он провел в селе Старая Жадова Черновицкой области. В 17 лет окончил местную среднюю школу, после которой поступил в в Киевскую духовную семинарию УПЦ. Ее окончил с самыми высокими оценками в 20 лет. Тогда же поступил в Киевскую духовную академию, окончив ее в 2003-м со степенью кандидата богословия, написав диссертацию “Формирование церковно-канонических сборников в Доникейский период и их характеристика”
Именно в 24 года и началась карьера Думенко в структурах Киевского патриархата. Первая работа – секретарь-референт Ровенского епархиального управления и личный секретарь митрополита Ровенского и Острожского Даниила (Чокалюка). В те же годы он стал и преподавателем местной духовной семинарии, и редактором сайта “Ровно Православное” и газеты “Духовная нива” – изданиями местной епархии.
Уже в 26 лет Думенко стал пресс-секретарем Ровенской епархии, сразу же был принят в Национальный союз журналистов Украины.
Еще через два года стал преподавателем Киевской православной богословской академии УПЦ (КП), а также заведующий кафедрой филологии этого учебного заведения. Ключевой момент его биографии также произошел в 26 лет – в Михайловском Златоверхом монастыре его постригли в монахи и Сергей Думенко стал в церковном мире Епифанием.
Начало 2008-го вышло бурным в карьере Епифания. 6 января Филарет дал ему сан иеродякона, а всего через две недели – иеромонаха. Через пять дней глава патриархата сделал его своим личным помощником, через полтора месяца – архимандритом, а еще через 4 дня, 20 марта, главой Свято-Михайловского Выдубицкого мужского монастыря столицы.
Следующий этап в его духовной лестнице случился уже осенью 2009-го – 30-летнего Епифания избрали епископом Вышгородским, викарием Киевской епархии. Летом 2010-го синод УПЦ КП назначил его ректором Киевской православной богословской академии и управляющим Переяслав-Хмельницкой епархией.
23 января указом патриарха Филарета возведен в сан архиепископа, стал постоянным членом Синода УПЦ КП. Тогда же и появились первые слухи, что в связи с его молодым возрастом и бесконечным доверием главы церкви является одним из первых кандидатов на замену патриарху в будущем.
Юный папа митрополит-ученый
Последнее ключевое решение в его жизни (до событий последних дней) произошло летом 2013-го, когда всего лишь 34-летний мужчина стал митрополитом Переяслав-Хмельницким и Белоцерковским, а вместе с тем и Местоблюстителем патриаршего престола (то есть вел бы дела патриарха в случае его тяжелой болезни или смерти – прим. ред.).
Кроме своей стремительной карьеры, Епифаний отметился и своими научными трудами. Так, он был главой редакционной коллегии научных профессиональных изданий “Труды Киевской духовной академии” и “Богословский вестник Киевской православной богословской академии”, а также руководителем диссертационного совета заведения. На его счету более полусотни научных публикаций, в том числе несколько монографий.
Еще одним преимуществом, полученным благодаря науке, стало знание греческого языка, на котором ведутся службы на Фанаре. Кстати, своим хобби когда-то он назвалпереводы: “Читаю и перечитываю труды святых отцов, стараюсь переводить их на украинский язык”, — сказал церковник.
Кроме того, он обрел репутацию мощного церковного “чиновника”, поскольку из-за своего карьерного взлета хорошо изучил структуру церковной иерархии.
Епифаний “топил” за автокефалию, но был против митрополии Константинополя
Епифаний считается давним сторонником автокефалии. В частности, еще в 2013-м в интервью он раскритиковал возможное объединение УПЦ КП и УПЦ МП, идеи о котором якобы приходили из Москвы. Тогда же он обмолвился, что против митрополии Константинополя.
“Они (идеи – прим. ред.) не подходят, потому что мы не хотим быть под омофором (плечом – прим. ред.) Московской патриархии. Нас не удовлетворяет и то, чтобы мы стали экзархатом или митрополией Константинопольского патриархата. Потому что тогда будут две признанные украинские церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата и Украинская православная церковь Константинопольского патриархата. А где же тогда будет настоящая Украинская православная церковь? Тогда не будет украинской церкви. А будут церкви разного подчинения. Поэтому мы должны создать свою поместную украинскую православную церковь”, – размышлял митрополит.
В декабре-2015 года у Епифания вышла программная статья “Чи довго ще в українських душах буде нишпорити Москва?” В ней он детально описывал антиукраинские “совместные действия руководства церкви Московского патриархата, политического руководства России с привлечением представителей главного духовенства церкви Московского патриархата в Украине”.
Частично, статья раскрывает позицию Епифания, хотя бытует мнение, что со временем и возрастом, а также под влияинием Константинополя Епифаний станет менее радикальным по отношению к коллегам из УПЦ МП.
20:04, 15 декабря 2018
Источник: СТРАНА.ua