Мысли на каждый день года

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот - вот конец и венцы!

Каждый день в наших сердцах происходит распятие

Все мы несём какой-либо крест. Поэтому Церковь и вспоминает о Кресте Господнем несколько раз в году. А мы помним о Нём каждый день – в своей личной жизни, личных страданиях и боли. Каждый день в наших сердцах происходит распятие – «распинается» наше «я». Мы болеем, страдаем, переживаем по поводу самых разных проблем: отсутствия денег, одиночества, возрастных изменений, обид, нападок, травли, издевательств… Каждый может добавить к этому списку ещё что-то своё. Да, у всех нас – свой крест. И потому мы поклоняемся Честному Кресту Господню каждый день своей жизни. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (тропарь, поющийся при поклонении Кресту – прим. перевод.)

Как-то, будучи студентом, я поехал в молодёжный лагерь. Там была очень красивая природа – горы, леса… И атмосфера была замечательная – мы много беседовали, проводили дискуссии, обсуждали разные темы. И однажды староста нашего отряда сказал нам: «Сегодня мы поговорим о значении креста и страданий в нашей жизни». Беседа должна была состояться вечером, а днём один из студентов получил травму во время игры в баскетбол, и двое его товарищей должны были отвезти его на машине в Арту, в больницу. Перед отъездом молодые люди попросили, чтобы мы дождались их: «Не начинайте беседы без нас, мы тоже хотим послушать про крест!»

Вечером мы подождали их какое-то время, но они всё не возвращались, и тогда мы начали. Беседа получилась замечательной. Когда же эти студенты вернулись, они спросили:

– Закончилась беседа?

– Уже да, вы успели только к самому концу.

– Как жаль! Мы так и не услышали о Кресте и его значении в нашей жизни…

А лектор, проводивший беседу, сказал им в ответ:

– Да, вы пропустили беседу, но не волнуйтесь. Эта тема – тема Креста Господня – постоянно повторяется в нашей жизни, снова и снова. Вам не нужно говорить о Нём со мной или другими проповедниками, богословами, лекторами. В этом нет никакой необходимости. Вы сами, дети мои, будете разбирать эту тему – каждый день, в этом году, в следующем, через два года… Всю жизнь. С каждым годом в ваших сердцах будет всё чётче проступать изображение Креста Господня. Вы всё глубже будете погружаться в этот опыт – опыт Креста, опыт страдания на Кресте, с помощью которого мы становимся соучастниками страданий Спасителя – Иисуса Христа. Эти спасительные страдания мы переживаем всю свою жизнь, и главное – не переставать благодарить за них.

У нас есть целая жизнь для того, чтобы понять одну простую истину: путь к радости лежит через страдания. Если ты не плакал – ты не можешь по-настоящему смеяться. Крест – это единственный путь ко спасению, без Креста невозможно Воскресение. Люди, которые плакали и страдали, умеют по-настоящему любить, и, хоть они и не хохочут во весь голос, их улыбка такая, какой улыбаются святые на иконах и фресках. Ведь святые не мрачны, не угрюмы. Многие из них улыбаются– но эта улыбка блаженна, она непохожа на улыбки с обложек глянца. Это улыбка человека, прошедшего огонь и воду, и которого Господь привёл к покою и счастью. Счастью, давшемуся потом и кровью (а многие святые по-настоящему проливали свою кровь), слезами и болью.

Блажен тот, кто несёт свой крест и таким образом каждый день празднует Воздвижение Креста Господня. Без ропота, без постоянных жалоб («Почему? За что?») – смиренно и с достоинством. Это значит, что человек идёт дорогой святых – дорогой, по которой шли миллионы людей, впоследствии достигшие рая. Другой дороги нет, есть только эта.

Однажды Казандзакис (греческий писатель – прим. перевод.), приехав на Афон, встретился с о. Макарием Спилеотисом. Писатель мечтал узнать о том, как можно спастись наиболее лёгким и быстрым способом, и спросил старца:

– Отче, есть ли какая-нибудь наиболее короткий путь ко спасению?

Подвижник ответил:

– Нет! Есть только один путь.

– И как же он называется?

– Путь на Голгофу.

Дорога в рай – это дорога на Голгофу, личную Голгофу каждого из нас. Но нужно помнить, что наша «голгофа» весьма мала по сравнению с той, куда поднялся Господь наш Иисус Христос. И твой, и мой крест невелики по сравнению с Его Крестом – даже если у нас рак или мы хороним собственных детей. Потому что всё это было, есть и будет. Помнишь ту женщину, которая похоронила обоих своих детей? Она осталась совсем одна. Разве это не крест? Или наоборот – когда у ребёнка умирает мать, разве это не крест? А когда родители разводятся, и ребёнок постоянно задаёт себе вопрос – «Почему?! Почему это случилось?», – который терзает его маленькую душу и остаётся без ответа… Это не крест? А сколько ещё крестов существует! Несданный экзамен, проблемы на работе… Или человек хочет создать семью, но происходит трагедия и его планы рушатся…

Нет, у меня нет цели расстроить вас, просто я говорю о нашей жизнь как она есть, по ту сторону улыбок и благополучия. То, что скрывается за ежедневным «Как дела? – Хорошо, а у вас? – Хорошо, спасибо!». Каждый день мы старательно одеваемся, причёсываемся, прихорашиваемся перед зеркалом, выходим из дома. А окружающие говорят нам: «Не хмурься, улыбнись хоть немного! Не нужно показывать, что есть какие-то проблемы!»

Однако, если заглянуть каждому человеку в глаза, то за приветливой улыбкой, за искусственным внешним блеском мы увидим страдание. И другого пути нет. Это дорога, по которой шёл безвинный Господь. Дорога, которая не должна была быть Его дорогой, она Ему совершенно не подходила: одни преступники заплатили за то, чтобы распять других преступников. Но Господь – не преступник! Он никого не обидел, никого не ранил, не совершал никакого зла. Но Он прошёл через страдания, чтобы избавить нас от тех беззаконий, эгоизма, себялюбия и сладострастия, в которых мы живём здесь, на земле.

Единственный путь, который Бог, бесконечно любящий человека, избрал для его спасения – это крестный путь, путь через боль и муки. Он уподобился нам во всём – с нашими трудностями и страданиями. И, будучи нашим Отцом, Он и обращается с нами, как с детьми: не только ласкает, не только балует, а даёт ещё и это. Когда Бог знает, что нам тяжело, что мы уже не можем идти дальше, Он милует, утешает и укрепляет нас. Но когда нам, Его детям, требуется спасение, Он даёт каждому возможность идти дорогой Своего Сына, неся свой крест.

Наш крест, возлюбленные братья и сестры, совсем не такой, какой был у Иисуса Христа – что бы с нами ни происходило. Ведь если мы приглядимся к своей жизнь, то что-нибудь греховное в ней да обнаружим. Хотя бы немного – но грех всегда присутствует: кого-то мы обидели, и теперь за это расплачиваемся; в чём-то эгоистичны – и этот эгоизм может уйти из нас только с болью, скорбями и страданиями. Абсолютно безгрешных среди нас нет, правда? Но даже если человек почти святой, всё равно Господь попускает ему страдания, потому что на каждого из нас у Него – Свои благие планы.

Господь очистит и освятит тебя. Жизнь не кончена. Подожди, ещё будет продолжение. Господь приготовил для тебя лучшее. Крест, который ты несёшь, ведёт к славе. Продолжай нести его, каким бы он ни был – золотой, деревянный, а может быть, из простых верёвок. Неси его – в нём вся жизнь. Крест – это знак, при виде которого диавол дрожит от ужаса. И Господь дал нам крест в качестве оружия против него. Поэтому надо правильно, без суеты, осенять себя крестным знамением, помня о том, что оно есть форма тела Иисуса Христа, распятого на Голгофе.

Помни об этом, и ты почувствуешь, что на твоём теле будто проступают очертания Тела Иисуса Христа, а Его безвинное страдание даёт тебе Его спасительную силу, которой Он сокрушил силу диавола и победил смерть, даровав нам жизнь вечную. Господь облегчает нашу боль и даёт нам силы нести наш тяжкий крест страданий.

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Слово плоть бысть.
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы

Еже от века таинство открывается днесь,
и Сын Божий, Сын человече бывает;
человек бывает Бог, да бога Адама соделает.
Стихира на хвалитех, глас 2

Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.

О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу!

Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!

А теперь какое утешение всегдашнее для верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение, освящение и спасение всех кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех скорбящих, ободрение унывающих, покой утружденных и обремененных, награда подвизающихся, свет омраченных, сила немощных, помощник в трудах благих, споборник в духовных бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех верующих в Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, – говорит Господь (Ин. 11, 25).

Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, – любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель.

Итак, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны, и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что именно этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы можете убеждаться в том каждый день самой Молитвой Господней «Отче наш», в которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно по воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Лк. 11, 2-4; Мф. 6, 9-10).

Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский