Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение – и слышится решительный приговор Судии – одним: “приидите”, другим: “отыдите”. – Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! – но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, – и ревнуя потом верно исполнить такой обет.
Святитель Феофан Затворник
Нам дано Священное Писание для того, чтобы однажды, утомившись от составления бесконечных списков наших претензий к Богу, мы обратились бы к Нему с итоговым вопросом всей нашей жизни: «Господи, скажи: что Тебе от меня надо?» Я думаю, если внимательно читать Слово Божие, читать не один-два раза, так сказать, «для общего развития», а читать и постигать это Слово всю свою жизнь, то рано или поздно, встанет этот вопрос: Что мне делать? К чему мне стремиться? Каким мне стать, чтобы наследовать жизнь вечную, чтобы угодить Тебе, Господи, чтобы оправдаться на том самом последнем Суде, о котором сегодня говорит нам Церковь?
Это ведь только кажется, что всё легко и понятно: корми голодных, одевай нагих, посещай больных – вот и будет тебе вечная награда, вечное блаженство. Ах, если бы всё было так просто! Дело ведь в том, что только в плохих книжках, написанных неумелыми писателями, да в «мыльных операх» мексиканского разлива встречаются простые и незатейливые злодеи, которые никогда голодному не помогут, замерзающего не согреют и плачущего не утешат. В настоящей повседневной жизни даже самый отпетый и гнусный преступник всё-таки кого-нибудь да любит, всё-таки кого-нибудь да и жалеет. Пусть раз в жизни да и прольёт слезу сочувствия и жалости, хотя бы о давно умершей бабушке, которая его, тогда ещё невинного мальчика, любила и баловала…
А с другой стороны, ни у одного человека, как бы праведен, жалостен и мягкосердечен он ни был, не хватит ни сил, ни любви, ни денег, для всех плачущих, для каждого неимущего, для любого голодного… Или, может быть, достаточно одного голодного накормить, одного нищего одеть, одного больного посетить? Тоже что-то не верится.
Мать и отец, как заведено меж людьми, любят своё дитя. И муж, и жена любят друг друга! Может быть, всё реже и реже встречаются такие любовно-жертвенные отношения супругов, но – любят! Любят, значит, готовы и накормить, и одеть, и утешить… Чего же ещё требовать от людей? Разве уже вот этим они не выполняют задачи, которые перед ними Бог поставил?
Одна беда: как мало, в самом деле, даже среди таких нежных и любовных отношений, как отношения детей и родителей, как отношения мужей и жён, как мало даже в этих случаях истинной бескорыстной любви. Я могу говорить так, потому что и по своему опыту, и по опыту многих людей знаю: то, что человек называет любовью, часто оказывается любовью к самому себе. И тогда – дети любимы и обожаемы до тех пор, пока они паиньки, покуда они – послушны и почтительны. Но вот вырастает ребёнок и становится кем-то иным, не таким, как ожидалось, – и от родительской жалости не остаётся и следа.
Жених и невеста, когда их взаимная любовь достигает своего максимума, когда глаза их обретают удивительное, доселе неведомое им свойство – не видеть недостатков друг друга, готовы в этот момент всю свою жизнь посвятить друг другу. Но вот проходит время, и теперь уже муж и жена озабочены совсем другим: как изменить своего супруга, как подчинить его себе, как приспособить его к себе, как подогнать его к своему характеру, для своего удобства. И – прощай, любовь! А всё потому, что заняты мы, на самом деле, самими собой, а не теми, кого любим.
Посмотрите, какая удивительная картина раскрывается нам Господом в сегодняшней притче о Страшном Суде! Праведники не знают, что они – праведники. Им и в голову не приходит относиться к тем делам, которые они совершают повседневно, как к делам добрым! Но и грешники не знают о том, что они грешники. Этим-то ведь кажется, что они всё как надо в жизни своей делали: и нищим подавали, и в церковь ходили, и свечи к иконам исправно ставили, и, подумать только, в жизни никого пальцем не тронули! Всё так. Да вот беда, каждое доброе дело мы себе в заслугу ставим, каждое своё сочувственное слово мы учитываем, каждое доброе движение души вызывает у нас «законную» гордость. Потому что мы забыли, что любовь – это жертва. И если служишь кому – служи до конца, даже если вместо благодарности получишь плевок в лицо, даже если любимый ученик предаст, даже если муж окажется не на высоте своего призвания, даже если подросший сын вдруг объявит: «Отче! дай мне следующую мне часть имения».
Только, если мы забудем себя, и будем жить так, как Господь нам велел, и любить так, как Он нам заповедал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:35). То есть до конца, до последнего предательства, до крестной смерти.
Если мы сможем хотя бы попытаться так жить, тогда есть надежда, что и для нас прозвучат эти радостные, ликующие слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Священник Сергей Ганьковский
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» – жил ожиданием утешения Израиля, то есть, пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть.
Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70:9).
Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо – чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7:14).
Это было за двести семьдесят лет до его встречи с Господом. Не удивляйтесь, что он достиг такого возраста. Адам жил девятьсот тридцать лет. Раньше люди жили долго, они вообще были призваны не умирать. Но после того как человек отпал от Бога, все изменилось. Хотя он не потерял еще связь с Богом настолько, насколько это произошло потом, когда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» (Быт. 6:3). Бог положил предел физическому существованию рода человеческого в потопе. После потопа было дано новое благословение человеку, и новый его возраст – «семьдесят лет, если в силах восемьдесят» (Пс. 89:10), с тем чтобы человек памятью о смерти, а значит, и об утрате Бога, мог скорее прийти к покаянию. Какое чудо произошло со старцем Симеоном? Господь, когда люди уже не жили так долго, как бы вернул его к прежним древним временам, продлив его возраст. Его ожидание было благословенным и блаженным. Его долголетие, его старость была осмысленной, исполненной высшего значения.
Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло. Единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлученным с Ним, и навсегда разлученным от других людей. Ад – это там, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь дает не так, как мы ее хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь – встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим дается увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной Всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что всякое слово Писания, которое о Нем возвещает, все, что говорит о Нем Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но если кого-то не сподобляет Господь этой встречи, он должен ждать. И должен учиться быть праведным и благочестивым. Сколько бы времени ни прошло, преодолевать все скорби, все испытания этим святым ожиданием, этой верою, что Господь никогда не обманет. Никто из людей, поверивших обещанию слова Божия, не был посрамлен в своей надежде. Господь исполняет все и дает бесконечно больше, чем мы ожидаем принять от Него: «Око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
Этот праздник – о том, что человеку, который встретил Бога, не страшно встретить смерть. Никто не имеет мужества встать перед лицом смерти, если он раньше не встретит в своей жизни Христа. Все боятся смерти. Закрывают нарочно глаза на нее, как будто бы ее нет. Самое страшное, что есть – смерть. Диавол терроризирует весь род человеческий страхом смерти и подчиняет своей воле. Никто не может избежать этого страха, особенно потому что он связан с нашими грехами. Святые отцы говорят, что когда мы умираем, когда душа наша разлучается с телом, мы испытываем страх, потому что у нас есть нераскаянные грехи. Это главная причина, почему человек боится смерти, сознает он это или не сознает. Потому что через эти грехи бесы имеют власть над человеком, имеют доступ к нему.
«Смерть грешника люта», а кончина праведника – благословенна, трижды благословенна. Святой праведный Симеон не просто не боится смерти, не просто со смирением принимает смерть – он благословляет ее, для него это радостный час. Самый радостный час, какой только был у него когда-либо. Он видит свет, он видит радость той жизни, которая принадлежит Богу, и которую Бог уготовал для него и для всех людей. И он касается этой жизни, он хочет скорей в нее вступить. «Смерть для меня приобретение», – говорит апостол Павел (Флп. 1:21), исповедуя веру всех, кто знает, что значит встретить Христа.
Праведный Симеон благодарит Бога за то, что Он сподобляет его этого дара, который является высшею радостью, открывающейся за ее пределами. Всем своим существом он устремляется туда, где Христос, вечно Живой, Победитель смерти. И мы видим, что свет Воскресения Христова уже приоткрывается святому праведному Симеону, когда он принимает на свои руки Богомладенца Христа.
Это происходит в храме Божием. Он приходит туда по внушению Духа Святого в тот час, когда Пречистая Божия Матерь и святой праведный Иосиф Обручник совершали там положенное по ветхозаветному Закону. И святая Церковь говорит нам: кто хочет увидеть Христа, тот пусть приходит в храм Божий – там Господь и Божия Матерь встретят его. Чтобы сподобиться нам этой встречи, мы должны неотступно исполнять все, что заповедует нам Христос, в том числе в отношении храма Божия. И кому будет дана благодатная встреча в храме, тот будет со всех ног бежать на каждое богослужение. Он узнает, что нет другого такого места на земле, где эта радость может быть нам столь щедро дана.
Мы празднуем сегодня встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришел в мир, чтобы осветить всех, во тьме и тени смертней сидящих. Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2:28-29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня – и здесь, на земле, и в безмерной вечности.
Протоиерей Александр Шаргунов