Проповедь на Евангельское чтение

Рембрандт Харменс ван Рейн – Притча о богаче

Притча о неразумном богаче (Лк. 12:16-21)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Берегитесь любостяжания – говорит сегодня всем людям Христос – ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имений. Наблюдайте за собой, чтобы в сердце ваше не проникли принципы мира сего, чтобы они не стали господствовать в нем. Счастье человека не зависит от богатства. Жизнь души, вне всякого сомнения, не связана с богатством, потому что ее потребности невозможно удовлетворить ничем материальным. Да и жизнь тела не заключается в том, чтобы иметь материальное изобилие. Можно жить весело и легко, довольствуясь малым. Как говорит Писание, лучше блюдо с зеленью и со святой любовью, чем роскошный пир с ненавистью (Прит. 15:17).

И с другой стороны, как говорится, все предлежит богачу – но не дал ему Бог здоровья, и не может он ни к чему прикоснуться. Можно иметь все богатства земли и быть самым несчастным человеком на свете. Чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания, от которой погибает мир, Господь рассказывает притчу о жизни и смерти одного богатого человека. И оставляет нам самим судить, был ли этот человек счастлив.

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, – рассуждал он сам с собой, – и некуда мне собрать плодов моих».

Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор.

Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало.

И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, – говорит он, – сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог.

Его поведение – открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение, поэтому, вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем.

Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя.

Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

Я знал одну бабушку, которая во время войны хранила в амбаре за десятью замками «на черный день» зерно, когда внуки ее недоедали. А потом наконец открыла и увидела, что вместо зерна осталась одна труха, и в ней копошатся черви.

Помню также рассказ одного благочестивого человека. Он со слезами изумления и благодарности рассказывал о том, как буквально за несколько дней до революции сгорела у его отца большая мельница. Вначале все были в ужасе, а потом увидели, что это спасло его и всю его семью от гибели, когда всех, имеющих богатство, в этом селении расстреляли или сослали на гибель в концлагерь.

Уместно вспомнить в связи с этим наставление святых отцов о том, что когда при нечаянной утрате земных богатств мы благодарим Бога, Он вменяет нам это благодарение в добровольную раздачу богатства нашего как милостыни.

Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где все определяется земным успехом, и вся мудрость жизни заключается в том, как достигнуть этого успеха. Нам понятно, что эта притча о большевиках, о новых русских, о сегодняшней Америке, об американизации и маммонизации всего сегодняшнего мира.

Безумный богач – это современный преуспевающий в какой угодно области человек. Он знает, какую новейшую технику употребить, как обработать, как удобрить почву, если речь идет конкретно об этом деле, какие семена выбрать для более благоприятного урожая. И так во всех областях жизни, в любой сфере. Это самое главное для человека. Человек этому научился, он достигает успеха. И кажется, все общество может этому научиться.

Кажется, нет предела богатству этого человека и этого общества. Оно стоит как беспощадный идол, ослепляя ум и воображение новыми грандиозными проектами перестройки мира. Америка сейчас, кажется, достигает успеха в самой высочайшей степени. Время от времени Господь ставит человека, народы перед крушением всего, пока все не сокрушит, пока не остановит нас совсем и не напомнит нам о главном – о нашей бессмертной душе.

Самое большое безумие безумного богача было сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Как будто человек живет, чтобы есть! Если бы он сказал: «Тело мое, покойся, ешь, пей, веселись, у тебя хватит добра на многие годы», в этом был бы еще какой-то смысл. Но что душе от какого угодно количества зерна или золота? Разве может душа питаться подобной пищей? Если бы у этого человека была душа свиньи, она могла бы удовлетвориться тем, чтобы есть и пить. Потому что душа человека может питаться только правдой и добром, делами милосердия, которые она совершает, чистотой, молитвой, словом Божиим, любовью, Богом.

Когда Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и когда Он говорит: «Пийте от нея вси», тогда душа вместе с телом может есть, и пить, и веселиться о Господе на многие годы и на веки вечные. А надежды только на земное счастье безумны. Приходит день, когда Бог называет самого носителя этих надежд именно таким именем: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?»

Он думал среди бессонной ночи, что собрал добра на многие годы, но он должен будет расстаться с этим добром в сию же ночь. Он думал, что будет наслаждаться им сам, но он должен оставить его, и притом неизвестно кому. Кому, в самом деле, достанется это добро? На что употребят нетрудовое богатство его дети, ради которых он столько старался? Будут ли они более мудрыми или еще более безумными? Сколь многие, если бы они могли заранее видеть, кому достанется их дом после смерти, или то, как губительно будет для их собственных детей это богатство, предпочли бы спалить его своими собственными руками, чем собирать его в течение всей своей жизни, готовя вечный огонь для своих детей через это богатство!

Что ты сделал с душой? Что ты сделал со своей жизнью? «Дай Мне отчет в твоем управлении» – скажет каждому из нас Господь (Лк. 16:2). Смысл притчи в том, что человек встретил Бога и увидел, что ничего не имеет, и пустота эта обнаружилась вечным адом. В то время как Господь хочет дать человеку все, и всего Себя отдает.

«Так бывает со всяким, – говорит Господь нам, – кто собирает сокровище для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец всякого уповающего на земное богатство человека. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключается в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря православные празднуют

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Православие и мир

 

Стоит Церкви сказать что-либо о воздержании, ты тут же заявляешь: «Не хочу!»

«Например, когда тебе хочется купить машину, ты весь мир готов перевернуть, чтобы найти подходящий вариант. То есть ради машины ты готов моментально проснуться и мобилизоваться, а для души сделать ничего не в состоянии?» – для чего нужны наши небольшие подвиги и что делать, чтобы Господь услышал, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Старец Паисий рассказывал, что до оккупации (во время Второй мировой войны – прим. перевод.) в Греции почти никто не постился. То есть, несмотря на свидетельства Господа в Евангелии о посте, все ели всё. И это при том, что Господь не требует от нас постоянного отказа от пищи. Следует просто не есть определенные продукты в определенные дни. Но мы и этому противимся: ну и что, что Евангелие? Будем есть, что хотим. И старец Паисий вспоминал, что в те времена, когда у людей было всё, они не постились. Но пришли фашистские войска, страна оказалась в оккупации, и пришлось держать пост – хотел того народ или нет. А некоторые люди, вспоминал старец, ели не просто скудную пищу, а питались отбросами. Он сам видел таких, кто рылся в мусорных корзинах в поисках остатков еды.

Когда Господь давал всё, люди презирали подвиг поста. Но пришло время, когда пришлось взять на себя этот подвиг независимо от желания. И тогда греческий народ понял, что мы – не боги и не можем всегда делать то, что хочется. У нас нет для этого ни сил, ни могущества. И пришлось смириться.

Как обычно кормят в больницах? Совершенно безвкусной едой – ни соли, ни сахара.  Но в больнице ты ешь всё, что дают, и не возмущаешься, не протестуешь! Там выбор всего из пяти блюд, которые тебе можно есть, и ты смиряешься с этим. Однако стоит Церкви сказать тебе что-либо о воздержании, ты тут же заявляешь: «Не хочу!» А Церковь – не какая-то случайная организация, она – Христос, и потому ее указания несут в себе большую пользу и большое благо для человека.

 

Наши души мертвеют

В детстве старец Паисий по ночам вставал, читал Псалтирь и молился. А его братья запрещали ему это делать, настаивали, чтобы он сейчас же лег спать.

Я рассказываю вам это для того, чтобы вы представляли, через что порой приходится проходить святым людям. Иногда мы слышим о каком-нибудь великом подвижнике и думаем: «Да, вот это высота!», и нам кажется, что этому святому ничего не стоило достичь такой высоты. Да, но перед этим святой проливал кровь, совершал множество подвигов, претерпевал мучения за Христа. А отдав свою кровь, он принял благодать Святого Духа в своем сердце. Но мало приобрести дар Божий – важно еще и удержать его. То есть Господь даровал этому святому благодать, а святой сумел сохранить ее в себе.

Когда старец Паисий был маленьким, то слушал Евангелие только стоя. «Как я буду сидеть, когда говорит Сам Христос!» – объяснял он. И кто его этому научил? Кто научил его слушать Евангелие стоя или на коленях? Мать спрашивала: «Почему ты читаешь Евангелие стоя?» А маленький Арсений (мирское имя старца Паисия – прим. перевод.) отвечал, что плохо видит и потому ему удобно читать стоя, приблизив книгу к газовому рожку. То есть мальчик даже говорил маленькую неправду, только чтобы не садиться и хотя бы немного утомить себя.

Нам всё трудно, а этот мальчик не чувствовал никакой усталости.

Мы-то бы в идеале вообще молились на Литургии лёжа!

Как-то к старцу пришел один юноша. Молодой человек уже начал что-то говорить, в то время как предыдущий посетитель, выходя, забыл свой зонтик. «Сбегай, пожалуйста, за ним, – попросил юношу старец, – отдай ему зонт!» – «Отче, – недоумевая, ответил молодой человек, – разве он не вернется за ним сам?» То есть этому юноше было не под силу догнать старика и отдать зонтик. Ему лень было сдвинуться с места! Определенно, что-то происходит с нашими душами, они мертвеют…

(продолжение следует)

Архимандрит Андрей (Конанос)