Проповедь на Евангельское чтение

Люди обыкновенно свою родословную ведут от чести к чести, от славы к славе, вспоминая в своем родстве людей, которые перед Богом или перед людьми были великими, значительными. Родословная Христова, которую мы сегодня читали, – это длинный сказ о человеческой верности и о человеческом предательстве. Это сказ о человеке, который искал Бога, который душой к Нему устремлялся, подвигом жизни старался себя победить ради Бога, Его правды и вечной жизни. И вместе с этим вплетена в этот рассказ длинная вереница имен, которые говорят о человеческом позоре, о человеческом падении, о человеческой неверности. Христос ведет Свою родословную не от славы – для этого было бы достаточно сказать «Он Сын Божий», Он ведет Свою родословную через все и славные, и страшные пути, которые нам описаны в Ветхом Завете.

А Ветхий Завет – это не только рассказ о народе, быль, реальная быль о народе, в котором родился Спаситель Христос; это тоже образ человеческой души, исповедь всего человечества, видение его путей, как Бог их видит. И в этом отношении родословная Христова говорит нам тоже о том, что происходит в нашей душе и жизни, когда мы ищем Бога, переходя от искренней любви, устремленности к Нему, веры, подлинной надежды и предельной немощи падения, а значит и предательства, предательства Самого Бога и предательства других людей, которые имеют право опираться на нашу верность в их восхождении в Царство Небесное. Вот почему перед Рождеством Христовым предлагается нам это долгое, подчас многим – почему не сказать: всем? – недоуменное чтение. Как мало среди нас, наверное, таких, которые в свободное время взяли бы и прочли эту родословную хоть один раз в своей жизни, и поискали бы в Ветхом Завете, о ком же идет речь, кто эти люди, которые нам дали Христа? Мы знаем веру Авраама, мы знаем жертву Исаака, мы знаем чистоту и целомудрие Иосифа Прекрасного. Иногда промелькнет другое имя, которое о чем-то говорит. А большинство из этих имен так богаты содержанием.

Христос на Себя все взял, и величие человека состоит в том, что без него не воплотился бы Бог. Только потому, что человек так ве-лик, что может вместить полноту Божества, смог Бог плотью стать человеком. Но вместе с этим Христос принял всю немощь, всю хрупкость, весь ужас человеческой судьбы. Станем потому вчитываться в эти имена так, как мы вспоминаем людей, которые в нашей жизни сыграли значительную, решающую роль. Вчитаемся в эти имена и будем вспоминать, что плоть Христова была соткана из плоти этих людей, что человеческая душа Христова постепенно, из рода в род, очищалась и переходила от подвига к ужасу через этих людей. Вспомним их сегодня, вспомним их и в другие дни нашей жизни с глубоким благоговением, с трепетной благодарностью. Они нам дали Христа: тело Христово – их тело, рождение Христово – завершение их земной судьбы, их веры, их верности, их искания, их устремленности к Богу, несмотря на слабость, немощь и грех. И научимся идти этим же путем, опираясь на все сильное, на все Божие в них и в нас и преодолевая, побеждая с помощью Божией благодати и милости все то, что в нас недостойно Его и нашего человеческого достоинства.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Новый год: быть сотворцами Христу Богу

Бояться Нового года, опасаться, что может произойти нечто плохое – и в глобальном и в более узком смысле – всё-таки неправильно, потому что мы же верующие люди и понимаем, что на всё воля Божия.

Да, конечно, сейчас в мире очень неспокойно, и мы можем предполагать всякие неприятные неожиданности. Но в том-то и дело, что Господь промышляет о мире. Так что у нас есть все основания надеяться на лучшее.

Мы, христиане, должны понимать, что Господу угодны чистые сердцем. Он сам говорит нам об этом – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Для того чтобы в нашем мире, вокруг нас действительно всё было хорошо, нужно, чтобы все мы стремились жить так, как угодно Господу. Чтобы мы старались бороться со своими греховными слабостями и страстями. Вот это самое важное, на что мы должны обращать внимание и к чему мы должны прикладывать усилия. Тогда и милость Божия будет нам сопутствовать.

Самое главное пожелание нам всем – и на Новый год, и на каждый день года и многих лет – чтобы милость Божия сопутствовала нам на нашем жизненном пути. А для этого мы должны исполнять призыв Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

В Новый год обычно принято загадывать желания, строить планы на следующий год, давать зароки. Это понятный психологически момент – людям хочется чего-то нового и чего-то хорошего. И мы этого и желаем друг другу. Но жизнь-то штука строгая, и наши переживания – это наши переживания, а как всё в итоге реализуется – нам не ведомо. Может быть, всё будет совсем не так, как мы планировали…

Только не нужно зацикливаться на этом, нагнетать, не нужно себя вгонять в тоску. Понятно, что время сейчас страшное, оно бросает нам массу вызовов.

Но от того, что мы будем паниковать, легче никому, и нам в том числе, точно не будет.

Нам нужно самим бросать вызов, вызов своим грехам и всему тому дурному, что есть в нашей жизни. Так что, если будем воинами Христовыми, то всё и будет в нашей жизни правильно, несмотря на то, что происходит. А если будем жить не пойми как, то в результате ничего хорошего не получится.

Вот об этом и надо думать – как быть сотворцами Христу Богу и с Его помощью строить настоящую, полноценную, радостную жизнь.

А в сам праздник, когда все встречают Новый год, почему бы не поздравлять друг друга, не желать нового счастья, радости, всего самого доброго и хорошего? Только вот ради того, чтобы это реализовалось, мы должны еще и трудиться. Не только на своем месте, там, куда нас поставил Господь, но еще и работать над своим внутренним состоянием, чтобы наша душа была чиста пред Богом.

Да, вокруг – войны, много боли и страданий невинных людей. Не думать об этом не получится. Но и приходить от этого в тоску тоже неправильно, ведь всегда, к сожалению, есть кто-то, кому действительно плохо. Тогда можно вообще ничего не праздновать.

Не надо бросаться в крайности. Кому можешь помочь – помоги. А не можешь, ну чего напускать на себя какой-то кислый вид?

Трудности были всегда. У нас просто настроение сейчас такое хлипкое, вот мы и ахаем: «Ах, как страшно, как ужасно в наше время!» Когда-то было татаро-монгольское нашествие, потом войны. Но и тогда люди жили, работали, воспитывали детей.

Почему мы всё время о плохом да о плохом, о мрачном да о мрачном? Мрачность не способствует развитию жизни, и уж тем более, если мы будем мрачными, никому от этого лучше не станет – ни нашим близким, ни нам самим, и мир не изменится в лучшую сторону.

Надо просто жить, думать о других, приносить пользу людям – дома, на работе и так далее. Тогда на мрачные мысли у нас не оста-нется ни времени, ни сил.

Хочу закончить словами апостола Павла: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, и за всё благодарите Господа. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…» (1Фес. 5:16-18).

Протоиерей Александр Ильяшенко

 

Мученик Вонифатий: «Велик Бог! Велик Христос!»

Когда-то день 1 января был рядовым днем Рождественского поста. Но в 1918 году большевики перевели страну на григориан-ский календарь, как бы разделив «светское» и «церковное» время (Церковь-то продолжала жить по юлианскому календарю). Было сделано все, чтобы превратить Новый год в ярчайшее событие, всенародное гуляние, затмевающее собой такое близкое по времени Рождество. А как гуляет наш народ? Широко гуляет! Народ радуется грядущему празднику, сметает спиртное с прилавков, а врачи и спасатели хватаются за головы, готовясь к 1 января как к национальной катастрофе. Дню, в который количество несчастных случаев и аварий, совершенных людьми в нетрезвом состоянии, будет на порядок больше, чем обычно. Вот интересно, что это за день по право-славному календарю? Удивительная вещь: на 1 января по новому стилю приходится день памяти мученика Вонифатия: святого, которому молятся об избавлении от пьянства, которому – будем говорить откровенно – подвержен в той или иной степени почти весь наш народ, особенно в этот день. И вот, «благодаря» большевикам, день памяти этого святого совпал с первым днем Нового года! Случайность? У Бога случайностей не бывает.

Может быть, живи Вонифатий сегодня, за образ жизни никто бы его особенно и не осуждал. Да, любил молодой человек погулять, повеселиться, вина выпить, чтобы кровь взыграла. Да, жил, как бы сейчас сказали, «гражданским браком» со своей возлюбленной – Аглаидой, девушкой неглупой и красивой. Правда, тайно, потому что слишком разнились их социальные статусы: знатная римлянка и раб, ее домоуправитель. Незамужняя Аглаида влюбилась в своего красивого слугу, и он отвечал хозяйке взаимностью. Их история любви могла бы остаться сюжетом для дешевой мыльной оперы, а стала героической сагой. Началось все с того, что этих молодых людей мучила совесть…

Рим, вторая половина III века нашей эры. Вонифатий и Аглаида живут, наслаждаясь друг другом и жизнью. Может, само рабское состояние, а может, врожденные качества располагали юношу жалеть людей, помогать им – не был он надменным повесой без гроша за душой. И Аглаида, как и Вонифатий, терзалась от чувства неправды своей жизни, молилась, но что поделаешь – страсть была сильнее.

Неизвестно, от кого услышала Аглаида рассказ о мучениках, которых в то страшное время было очень много – III век, гонения на христиан императора Диоклетиана. Римлянка захотела привезти мощи мученика, чтобы построить домовую церковь у себя в имении, с почетом их там положив.

О чем мечтала Аглаида? Наверное, о том, что они с Вонифатием заживут честной, добродетельной жизнью, «с чистого листа», а святой мученик будем им помощником, наставником на этом пути. Аглаида стала снаряжать в дорогу своего раба Вонифатия. Дала ему денег на выкуп мощей, снарядила нескольких сопрово-ждающих и послала в Малую Азию.

Уже выходя на дорогу, Вонифатий обернулся и бросил возлюбленной, как казалось, в шутку: «А что, если я не сумею найти тело мученика? Может, тебе привезут тогда мое тело, замученное за Христа – примешь ли его?» Аглаида упрекнула шутника и напомнила ему, что цель его поездки не терпит насмешничества. Этот упрек вспоминался Вонифатию в дороге. Юноша решил поститься, не пить такого привычного ему вина, молиться перед предприятием, которое – права Аглаида! – слишком серьезное, чтобы относиться к нему легкомысленно.

В киликийском городе Тарсе Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам отправился на городскую площадь. Там тво-рилось обычное для того времени дело: казнь «государственных изменников» – людей, не желающих признавать римских богов. Мучения, каким подвергали этих людей, были страшные, изощренные. Но, должно быть, гораздо больше молодого раба поразило другое: мученики не сыпали проклятиями, не молили о пощаде, а их лица светились каким-то неземным светом. Пораженный Вонифатий стал ходить от одного мученика к другому, плакал, обнимал страдальцев, целовал их ноги, просил их молитв. Схваченный судией, который руководил этими зверствами, Вонифатий просто сказал: «Я христианин».

Юношу связали, подвесили вниз головой и зверски избили. Потом вонзали острые иглы ему под ногти – страшный прием, который столетия спустя использовался в нашей стране в застенках НКВД. «Велик Бог! Велик Христос!» – только и говорил мученик на все попытки заставить его исповедать язычество. Когда Вонифатия продолжили пытать, случилось чудо: пытки перестали вредить ему! Поднялся мятеж, судья испугался и на следующий день отдал приказ отрубить юноше голову.

Спутники Вонифатия выкупили за большие деньги останки мученика и привезли их в Рим. Брошенное в шутку слово оказа-лось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужи-теля нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся – своими мощами. Аглаида построила храм, в котором поместила тело мученика – и от его мощей люди стали исцеляться. А сама знатная римлянка раздала свое богатое имение нуждающимся и отреклась от мира. Ее жизнь закончилась через 18 лет молитв и праведной жизни. Говорят, что похоронили их рядом – Аглаиду и Вонифатия, госпожу и раба, обычных, подверженных пагубным привычкам и страстям людей, стяжавших святость; любовников, ставших монахиней и мучеником Христовым. Мы обращаемся к святому мученику Вонифатию за помощью в избавлении от греха пьянства. «Усиленно праздновать» Новый год в день его памяти – значит, закрывать глаза и затыкать уши, отворачиваясь от знамения, так явно данного нам Богом.

Валерия Михайлова

 

Вглядись в дары Божии

Господь дал Аврааму обетованную землю в собственность. И тебе Господь дает то же в духовном смысле. Усвой же себе, на этой духовной почве, то, что тебе даруется непоколебимым обетованием. Это твое достояние, благая часть, которая может вполне насытить твою душу. Встань и пройдись верой по твоей собственной земле, войди в пользование ею. Встань, пройдись во всю широту и долготу даруемой тебе любви, вглядись в нее, усвой ее, начни ходить в силе этой любви.

Быть может, тебя встретит испытание или тайное горе. Взыщи тогда глубину любви Иисуса Христа! Она ведь – твое достояние. Она проникнет до дна твоей скорби, твоей заботы.

Тревожишься ли о дорогом тебе существе? Жаждешь ли ему помочь? Встань, встань и пройдись в ширину наследия, тебе дарованного. Пусть охватит тебя широта любви Христовой, обнимающая все души, тебя заботящие, и тебя самого, готовая излить благословение и покой на них и на тебя. Взыщи ее, широту ее, все богатство ее сочувствия, погрузись в это изобилие и ходи в нем.

Заботит ли тебя разлука с близкими, удаление от того, за которым ты хотел бы следить, шаг за шагом, и не можешь, потому что ты далеко? Подумай тогда о долготе любви Христовой, которая всюду и всех достигает, которая простирается туда, где твои руки достать не могут. Предай все этой любви и успокойся.

Горюешь ли о любимом существе, которого уже нет на земле, жаждешь ли соединиться с ним в вожделенном отечестве и ускорить час свидания – ухватись тогда за высоту любви Христовой, которая, пребывая с небесными, утешает земных и соединяет всех. Эта любовь нисходит к тебе свыше и возносит тебя туда, где Сам Бог отирает всякую слезу с очей. Держись крепко за эту любовь, дай ей охватить тебя вместе с твоими любимыми и утешься.

«День за днём»