Неделя святых Праотец

В сегодняшнее воскресенье Церковь отмечает память Святых Праотец, т.е. земных предков Господа нашего Иисуса Христа, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих. Эти древние люди, отделенные от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение.

Какая же связь между нами и ими? Церковь вообще напоминает нам о них теперь, перед Рождеством Христовым, ради их веры – веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.

Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели этой верой, никогда от нее не отступая. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие и их вера оправдалась.

От нас же требуется гораздо большая вера. Мы должны верить, что Господь был, и есть, и будет; что Он жил на земле как человек; что через Свою Церковь Он постоянно пребывает с нами; и что Он снова придет на землю судить человечество. Но за такую веру Сам Господь обещает нам блаженство. Когда Иисус Христос явился Апостолу Фоме, который не мог поверить в воскресение Христово пока сам не дотронулся до ран Господних, а дотронувшись, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – тогда Господь сказал Апостолу: «ты поверил, потому что увидел Меня; но блаженны не видевшие и уверовавшие».

Но помимо веры есть еще одно обстоятельство, которое так тесно связывает нас с древними праотцами – это их верность ожидаемому Мессии. Они жили в окружении языческого мира – мира, который хотя и не знал еще Христа, но полностью отступил от Бога. Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в подобном и даже худшем положении. Девятнадцать столетий после Рождества Христова мир жил со Христом и христианской культурой, а вот в 20-ом веке произошел резкий переворот. Теперь мы живем в пост-христианской эре, в мире, который снова погрузился в полное язычество.

Мы часто слышим вокруг себя выражение, что наступил «новый век». Но в этом «новом веке» нет ничего нового кроме более современной формы. Это все то же отступление от Бога и даже отрицание Бога, а сверх того – полное отступление от Христа и поругание Христа. Большинство христиан даже и не видят, как они извращают свою христианскую веру, облекая ее в одежду модернизма, и как они предают Христа, стараясь объединиться с религиями Его гонителей и хулителей.

И вот на фоне всего этого страшного мира, дорогие братья и сестры, вспомним мы не только веру Святых Праотец, но и их верность Христу-Спасителю; и готовясь вот уже скоро встретить и праздновать Его рождение на земле, отвернемся от окружающего нас язычества и засвидетельствуем нашу полную преданность и верность Тому, Который сказал нам: «Се Аз с вами есмь до скончания века». Аминь.

Иерей Ростислав Женилов

 

Святитель Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого и его сына Констанция, святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. На I Вселенском Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь (александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение). В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».

Во время продолжительной засухи и голода на Кипре по молитве святителя пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав. 3:14-17), святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святой Спиридон зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями.

Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приго-товленной к погребению. А однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолив-шись, святитель вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

25 декабря – память святителя Спиридона Тримифунтского. Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого было о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. По-гребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году – на остров Керкира в Ионическом море (лат. название острова – Корфу). Здесь, в одноименном городе Керкира, и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени.

 

Решать вместе с Богом

Ты узнаешь плохую новость и начинаешь сходить с ума. Почему такая реакция? Да потому, что ты забываешь о главном: начать день с Богом, посмотреть Ему в глаза, давая и Ему возможность заглянуть в твое сердце.

Здесь и сейчас

Бог находится там, где в данный момент находимся мы. Здесь и сейчас. Совершенно точно. Не знаю, чувствуешь ли ты это, а если чувствуешь, то в таком случае что ощущаешь – радость или страх. Впадаешь в отчаяние или, напротив, в тебе появляются силы, надежда и оптимизм. Но я уверен, что если ты – настоящий христианин, если ты любишь Бога, молишься Ему, исповедуешься, сознательно – с подвигом и усилием – подходишь к Святой Чаше, читаешь духовную литературу и работаешь над своей душой, то ты чувствуешь Христа в своей жизни и понимаешь, что самое главное – быть в соприкосновении с Ним.

Проснувшись утром, помолись немного перед началом нового дня. И самое главное здесь – не слова молитв, которые ты произносишь, а душевное расположение. Важно, чтобы душа в этот момент устремилась к Богу. И когда это чувство поселится в твоем сердце, оно перейдет и на всего тебя, на твои дела и отношение к тем, кто вокруг. И твои действия не будут необдуманными и поверхностными.

А когда мы, едва проснувшись, сразу спешим в ванную, затем быстро одеваемся, наспех завтракаем и второпях выбегаем из дома, то через некоторое время появляется ощущение, будто все наши действия совершаются на «автопилоте», механически, и нет времени задуматься над тем, откуда и куда идет наш путь, зачем мы совершаем те или иные поступки.

Открыв глаза

А как прекрасно, когда день проходит осознанно, то есть когда наши действия носят обдуманный, рассудительный характер!

Ты просыпаешься и, открыв глаза, говоришь себе: «Господь подарил мне еще один день!» И мысль эта так радостна, что чувство благодарности и счастья наполняет душу. И ты говоришь: «Господи, славлю и благодарю Тебя! Благодарю Тебя за то, что Ты даровал мне еще один день, за то, что я проснулся!»

Открыв глаза, ни в коем случае не давай ходу мыслям о заботах и неприятностях, которые ожидают тебя в течение дня. Не думай о работе, расходах, врачах, анализах, экзаменах и прочих стрессовых ситуациях. Все это будет потом. Пусть день начнется не с этих мыслей, а со славословия. Раздвинув шторы, прославь Бога со словами:

«Слава Тебе, показавшему мне свет! Ты даровал мне еще один день, Господи, и, знаешь – этот день будет самым прекрасным в моей жизни! Сегодня». Начни день так – со славословия Христа.

Понимаешь, мысли о проблемах, беспокоящие тебя по утрам, – это помыслы, которые направлены на то, чтобы день не задался с самого начала. А ты возьми и объяви этим помыслам бойкот. Создай препятствие, нажми на тормоз, сбрось у стресса скорость и скажи: «Нет! Я не хочу начинать свой день с тревог и беспокойства. Я хочу с самого утра почувствовать любовь Бога и радостно воскликнуть: “Доброе утро, Господи! Благодарю Тебя от всего сердца за то, что любишь меня. И я, Твое возлюбленное создание, начинаю с этой любви свой день!”»

Страшно начинать день в одиночестве, без отца, матери, близких, друзей… А ведь Господь нам и Отец, и Мать, и Брат, и Друг. Но если с самого утра ты чувствуешь себя одиноким, брошенным, потерянным в этом мире, лишенным дружеской поддержки со стороны Христа, то как можно добиться успеха в течение дня? С каким настроением ты отправишься в плавание по бурному житейскому морю? Усталый, грустный, разочарованный, одинокий, слабый и беспомощный. Нет! Не бывать этому. Пусть молитва наполнит твою душу Божественными дарами, которые, в свою очередь, «вольют» в нее ощущение Христовой любви.

Призывать Бога за повседневными делами

Вернемся к тому, о чем я говорил в самом начале. Важно не просто встать с утра на молитву со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», быстро всё прочитать и убежать. Если молиться с такой скоростью, то наши заботы и тревоги проникнут и в молитву. То есть вместо того, чтобы избавиться от стресса с помощью молитвы, мы, наоборот, усиленно заталкиваем его туда. «Отче наш!» Если произнести эти слова невнимательно, поспешно, они нам ничего не дадут, никак нас не успокоят. Но когда мы произносим их действительно как обращение к Отцу – «Господи, Отец наш!» – то берем Бога за руку и уже ничего не боимся. Потому что как я могу бояться, держась за руку Отца, Который любит меня и всегда со мной, что бы ни случилось?

Именно в этот момент появляется такая уверенность. С самого утра, когда, произнося слова молитвы, мы чувствуем, ощущаем их смысл. И тогда сердце успокаивается. «Но где мне взять время на все это? – спросишь ты. – С утра столько дел, нужно успеть одно, другое, приготовить завтрак, накормить детей…» Но на это не нужно много времени. То, о чем я говорю, происходит постепенно.

Можно призывать Бога и за повседневными делами, и тогда почувствуешь, что Он действует твоими руками, руководит всеми движениями твоего тела; что Он дает тебе здоровье и укрепляет тебя; дает силы встать и идти; дышать. Помни об этом, начиная день – когда умываешься и одеваешься. Внешне ты будешь делать все то же самое, но очень важно чувствовать при этом любовь Господа и благодарить Его, а не жаловаться на свое одиночество и неполноценность. Ведь, по сути, наши мысли – всегда о будущем: что мне делать? чего не хватает? как жить дальше? Постоянный ропот, негодование, и вид у нас не довольный, а огорченный, озабоченный и жалкий.

Нет, это не нормальное начало дня. Понимаешь? И когда после этого возникает какая-то проблема, она сбивает тебя с ног. Ты узнаешь плохую новость и начинаешь сходить с ума. Почему такая реакция? Да потому, что ты забываешь о главном: начать день с Богом, посмотреть Ему в глаза, давая и Ему возможность заглянуть в твое сердце. Забываешь обратиться к Господу от всего сердца, читая молитву по четкам или просто молясь своими словами. Да, ты держишь четки, но сердце тревожно бьется и вот-вот выскочит из груди от беспокойства, страха и растерянности.

Решать вместе с Богом

Пусть слова молитвы впитаются в нашу жизнь! Ведь самая большая наша проблема – это то, что в храме, на Литургии, мы относимся к текстам богослужения поверхностно, не чувствуя их. Для нас важно количество: сколько раз повторяется молитва, сколько страниц еще осталось… Наша душа не устремлена к Богу с доверием и детской простотой. В сердце не проснулась любовь, нет этого сладостного трепета.

Разве можно произносить слова: «Господи, Ты – моя крепость, моя радость и сила!» – с холодным, ожесточенным и безразличным сердцем, в спешке и суете? Ведь эти слова такие пламенные!

И главная цель этой молитвы – растопить душу, чтобы человек выдохнул и доверчиво предал себя в руки Господа, в Его объятия. И успокоился. А после этого, что бы ни произошло, ты защищен Божественным светом, освещающим каждый твой шаг.

В руках Божиих ты согрет Божественной благодатью, и что бы ни случилось, ты сразу понимаешь, что нужно делать: «Господи, помоги мне! Подскажи, как поступить! Подумай вместе со мной! Просвети меня, Господи!» И чувство одиночества, обособленности моментально уходит. Нет, я не сам буду решать, как мне жить! Я буду делать это вместе с Богом, потому что, имея ограниченный ум, не смогу быть по-настоящему дальновидным. Но если Господь просвещает меня, мне нечего бояться.

Архимандрит Андрей (Конанос)