Проповедь в Неделю о расслабленном

Сегодня праздник всех нас – расслабленных. Сегодня, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день своего Ангела, свой праздник. Кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы? Избави Господи, если такой стоит посреди нас – хуже не придумаешь праведника или сильного человека! Апостол Павел говорил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен». И лишь одного апостол не лишал себя – твердой веры и несомненного упования на Спасителя. «Сила Божия совершается в немощи!»

Как понять это неверующему в Бога миру, который проповедует иллюзорное всемогущество человека?

Расслабленные братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришел в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.

Признаем же себя тем, что мы есть на самом деле. Апостол Иаков пишет: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Как бы гордыня наша ни восставала против этого, взглянем беспристрастно на мироздание: на мириады планет, на тысячи поколений, бесконечно сменяющих друг друга, на миллиарды людей, стирающихся из памяти потомков и ближних своих.

Вот у меня был друг, которому я обязан очень многим, и верой своей в первую очередь. Он умер 12 лет назад, и я думал, никогда не забуду его, буду всегда поминать его, уж на литургии-то обязательно. И вдруг с ужасом осознаю, что одна литургия прошла, другая, а я его, одного из самых дорогих для меня людей, и не помянул. И мне страшно стало за свою духовную расслабленность, за неблагодарность человеку, который столько сделал для меня. А каждый ли день мы поминаем с должной ревностью родителей наших – живых и усопших? А каждый ли день мы вспоминаем о своем спасении – о главном, ради чего мы живем?

Но все же внутри нас что-то безошибочно подсказывает нам, что человек – это нечто большее, чем пар… Жизнь наша – да, скоротечна и иссыхает, как трава под жарким южным солнцем. Помните в Псалтири: дни человеческие, «яко цвет сельный, тако отцветет». Но вот душа – неповторимая личность человеческая, которую создал Бог, – ее история во времени и в вечности совсем другая. Если душа соединяется со своим Творцом и Богом, то она становится самым прекрасным, самым драгоценным из всего, что есть на земле. В памяти Божией, у Бога такая душа получает не просто жизнь, а жизнь «с избытком», как пишет апостол Павел. Он не может человеческими словами по-другому выразить раскрывшуюся ему тайну будущего века. И тот же апостол Павел говорит: «На сердце человеку не приходило и ухо человеческое не слышало, что уготовал Бог любящим Его».

В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.

Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша – это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы – всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас. Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.

Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети. Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

 

Праведная Тавифа: жизнь по Богу

Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9:40)…

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример. «Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец. Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя: «Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!

Роман Савчук

 

Как возрастать духовно

Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания»

  1. 1. Вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь смирение и при попечениях бдительность над собой и удерживать свой помысел.
  2. 2. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем. Ибо исполняет чрез сие заповеди Апостола, то есть если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его. В сем-то и состоит сострадание.
  3. 3. О беспокойстве же от людей Отцы сказали: бывает, что человек находится уже при смерти, а еще внимает содружеству мира сего.
  4. 5. Если узнаешь, что просящий просит по нужде, дай ему с радостью, как выдавая из даров Божиих. В этом и состоит приветливость. Если же знаешь, что он просит без нужды, не давай ему, но скажи: «мне дана заповедь от Аввы ничего не давать не имеющему нужды».
  5. 6. Если ты не отсечешь плотского мудрования и не сделаешься несколько настойчивым ради Бога, то впадешь и в человекоугодие.
  6. 7. Если хочешь избавиться от заботы о книгах, то хорошо отдать их в общежитие монастырь, ибо все, что принадлежит монастырю, есть Божие.
  7. 8. Читая врачебные книги, или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеление. Врачебное искусство не препятствует быть человеку благочестивым. Но занимайся им, как рукоделием для пользы братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим и сохранишься молитвами святых.
  8. 9. Отсечение своей воли состоит в том, чтобы не спорить из желания поставить на своем.
  9. 10. Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему и случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твое сердце, не осудит тебя, ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто знающий скажет тебе о сем наперед, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие.
  10. 11. Иметь заповедь и стараться сохранять ее – в сем заключается и повиновение, и память Божия.
  11. 12. Если не знаешь полезного, то последуй знающим, и это смирение, и получишь благодать Божию. Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды.
  12. 13. Сколько возможно, подвизайся против чревоугодия, и Господь поможет познавать и делать тебе полезное. Мужайся и крепись о Господе.
  13. 14. Не унывай, падая и вставая, поползаясь и укоряя себя, пока Господь не окажет тебе милость, которой ты желаешь. Только не будь нерадив. Не бойся, ибо Господь, поставивший тебя на сие дело, и устроит оное.
  14. 15. Смотри, да не прельстит тебя диавол под видом добра, как сказано: благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16,18).
  15. 15. Если напечатлеешь в сердце волю Божию, то не будешь смущаться согрешением ближнего, но приобретешь добрый навык, как и отцы.
  16. 16. Относительно людей поступай так: когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его скажи: «Брат! Если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли ты теперь сделал? Постарайся впредь исправиться».
  17. 17. Иногдаможно представляться непонимающим. Для сего соображайся с погрешностью брата; и если она невелика, то покажи вид, что ты не понял ея; если же велика, то не должно представляться непонимающим.
  18. 18. Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысел твой успокоится, и тогда скажешь мирно.
  19. 19. Но ежели брат, разгневавшись, уйдет, то скажи Авве, и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения то есть не проси прощения, ибо чрез то дашь ему помысел думать, что ты действительно виноват пред ним, и он еще более на тебя вооружится.
  20. 20. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, – поклонись; а когда оно не велико, скажи устами с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат!» Где нужно, делай поклонение со смирением, страхом Божиим и рассуждением.
  21. 21. Если скудость препятствует дать ближнему то, что ему надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много вещей, дай несколько более надлежащего, а когда мало, дай точно сколько следует.
  22. 22. Мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, который дал ее, и осуждая себя, как недостойных, то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение.
  23. 23. Если нуждаешься в какой вещи и успеваешь получить ее, то благодари Бога, помогающего тебе и осуждай себя, как недостойного, и Бог отвратит от тебя пристрастие.

Преподобный авва Дорофей

 

О гневливости

Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев – это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы – и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав.

Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся – ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев – это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизитьсяю не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”. А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны.

Протоиерей Димитрий Смирнов