Святитель Иоанн Шанхайский

Православная Церковь празднует память святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Владыка Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России, в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию. В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 г. в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г, в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русско- го Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Православие и мир

 

Что значит «любить»?

Почему, когда мы грешим, Бог любит нас еще сильнее, бывают ли злые люди и враги, и как проявить свою любовь к человеку – размышляет архимандрит Андрей (Конанос)

Как-то я спросил одного мальчугана:

– Когда ты грешишь, как, по-твоему, смотрит на тебя Бог?

И ребенок ответил:

– Он удивляется, огорчается и сердится.

А другой мальчик, которому я задал этот же вопрос, сказал в ответ:

– Он хочет меня наказать.

Святые же отцы говорят, что когда мы грешим, то Бог любит нас еще больше, еще шире распахивает нам Свои объятия – потому что именно в такие моменты мы нуждаемся в Нем больше, чем обычно. Бог любит каждое Свое творение, любит тебя, любит меня, и не только, когда мы хорошие, но и когда совершаем ошибки, – оступаемся, падаем.

Бог любит тебя, даже когда ты живешь в блуде. Ты дорог Ему не потому, что плох или хорош, а потому, что ты – творение Его рук, Его любви. Ты находишься в пути, и на этом пути вступаешь в борьбу, на подвиг, и Бог не судит тебя, потому что сегодняшний момент твоей жизни – это лишь определенный ее этап.

Ты сталкиваешься с определенной трудностью и начинаешь борьбу. И если при этом твои старания не увенчались успехом, Бог не перестает любить тебя.

Ты – как доска для иконы. Господь смотрит на тебя и видит, что ты пытаешься изобразить в своем сердце Его Лик, Лик Его любви, но при этом совершаешь ошибки – где-то положишь слишком много краски, где-то – мало, где-то размазываешь… И глядя на это, Господь говорит: «Я не спешу. Я жду, когда образ будет закончен. Сегодня у тебя не получилось но Я знаю – ты стараешься, и потому не делаю поспешных выводов. Я уважаю тебя и не сравниваю с древними святыми, ангелами и архангелами, с пресвятой Богородицей, с какими-то удивительными и прекрасными людьми, чистыми душой и сердцем. Не спрашиваю тебя: “Почему ты такой?”»

Бог никого ни с кем не сравнивает, Он любит каждого из нас как отдельную личность. Ты когда-нибудь видел, как пишутся иконы? Если посмотреть на начало этого процесса, то не увидишь ничего прекрасного. Недописанную икону никто не купит, не отнесет в церковь – потому что изображение еще не завершено. Но это не значит, что оно никуда не годится и не представляет никакой ценности. Постепенно, один за другим, наносятся цвета, тени… И такую икону, пусть она пока и не завершена, нельзя выбрасывать и уничтожать. Хоть и не дописанная, она представляет собою ценность, потому что над ней работают.

И Господь любит нас такими, какие мы есть, потому что видит – понемногу мы стараемся стать похожими на Него, уподобиться Ему в Его любви, жизни и свете. Он знает это, и потому не перестает любить нас. Ведь когда кого-то не любишь, это значит, что ты просто не знаешь этого человека. А если знать, что происходит в его жизни, то любовь не прекращается, и человек не становится твоим врагом. Ты снова полюбишь женщину, которая причинила тебе столько страданий, когда поймешь, что проблема – не в ней, а в тебе, в твоем сердце, которое никак не может исцелиться от кровоточащей раны и продолжает болеть.

У нас нет врагов! Нет такого человека, который заслуживает ненависти. В этом мире нет.

Если заглянуть в прошлое своего обидчика – каким было его детство, как он рос, что чувствовал и как дошел до такого, – то увидишь: он тебе не враг, не противник.

Вот почему Господь и говорит нам: «Не бойтесь!» Люди могут причинить нам зло извне, но душе нашей никто ничего сделать не может. И если тебя обидели и ты начинаешь ненавидеть этого человека, то дело не в том, что он причинил тебе зло.

«Я люблю ее и потому не хочу ничего ей говорить»

Проблема где-то еще. Поэтому задай вопрос Богу:

– Господи, а Ты тоже, как и я, ненавидишь этого человека?

И Господь ответит:

– Нет. Я всё простил ему еще на Голгофе. Я прощаю и люблю всех.

– Но как Ты можешь любить его?

– Я вижу то, что пока не видно тебе. Вижу, что он много перестрадал и что он относится к тебе так не потому, что плохой, а потому, что ему страшно и он защищается.

– Да какое там боится! Ты знаешь, что он мне сделал? Из-за него я потерял работу! А он всё мстит мне за что-то, говорит про меня гадости…

А Господь отвечает: – Если бы ты видел, как ему страшно, как тревожно у него на душе, как мучит его со весть, – ты бы не стал ненавидеть его, а наоборот, полюбил бы и пожалел. Ему нужна любовь, поддержка, а не месть.

Господь никогда не мстит, а всегда отвечает любовью, и это-то и обезоруживает людей. И когда ты узнаешь чуть больше о том, кого ненавидишь, то поймешь, что и этот человек заслуживает прощения и доброго отношения. Мы просто не видим истинной картины. Да, человек может много раз совершать злые дела, но злых людей не бывает. Не бывает! Стоит только подобрать нужный «ключик», и злость оборачивается добротой.

Нужно лишь нажать правильные клавиши в душе человека, и ты услышишь эту волшебную мелодию доброты.

Нажимаешь не на ту клавишу – и в ответ истерика, крики, злобные ругательства, но при этом в любой душе существует прекрасный мир, который мы пока так и не научились открывать для себя.

Это нелегкий труд, я знаю – ведь все мы пока так и не научились настоящей, большой любви. Я говорю тебе, что нужно полюбить этого человека, а ты в ответ: «Как мне его полюбить?» Для большинства из нас любовь слишком тесно связана с личными потребностями.

Один молодой человек как-то сказал мне удивительную вещь:

– Я очень люблю одну девушку. Она так мне дорога, я восхищаюсь ею! И очень хочу, чтобы она была моей.

– И что ты думаешь делать?

– Ничего! Она никогда об этом не узнает.

– Почему?

– Потому что она любит другого. И так как я люблю ее, то не хочу говорить с ней о своих чувствах, не хочу вмешиваться в ее жизнь. Когда я закончил университет, то хотел сблизиться с ней – ничего греховного или аморального, наоборот, собирался создать с ней семью – но понял, что у нее другие планы, и оставил ее в покое. Я люблю ее и потому не хочу ничего ей говорить, держусь от нее подальше. Любить – означает желать добра тому, кого любишь.

И в данном случае человек поступил так для того, чтобы не тревожить сердце любимой. Это – уважение к выбору другого человека. Любовь заставляет отойти в сторону, превратить свое чувство в слезы, которые со временем станут бриллиантами; в боль, из которой после потечет живая вода.

И тогда сердце наполнится Божественной благодатью. При этом со стороны будет казаться, что человек никак не проявляет свою любовь. Он действительно не показывает ее – она живет глубоко в сердце, и душу наполняет искреннее, правдивое чувство. Конечно, это будет вознаграждено.

Когда мы отпускаем кого-то, человек не уходит

– Я так люблю своего сына! – говорит мать и звонит своему мальчику по пятьсот раз в день. Она утверждает, что поступает так из любви к нему, чтобы быть уверенной в его безопасности, знать, где он и с кем, – но на самом деле всё иначе. Эта женщина про сто не в состоянии отпустить от себя сына, позволить ему уйти из ее жизни. «Где ты? С кем ты? Почему задерживаешься? С кем ты там говоришь? Кто эта девушка?» Такая подозрительность свидетельствует о нездоровой привязанности к своему ребенку. И это никакая не любовь. Ведь любить – значит отдавать, желать добра и дарить свободу. «Ему должно расти, а мне умаляться», – сказал Иоанн Предтеча про Иисуса (Ин. 3:30). «Я люблю Тебя, Господи, и потому мне совсем нетрудно отойти в сторону, потому что, где бы я ни был, меня будет окружать Божественный свет, и, любя Тебя, я буду пребывать в этом свете».

Поэтому, какое бы расстояние ни отделяло меня от любимого человека, я буду любить его и радоваться за него, хотя со стороны и может показаться, что любви уже нет, и я просто исчез.

Нет, я продолжаю любить даже на расстоянии, он – в моем сердце, но при этом я даю ему возможность дышать, двигаться, быть свободным, и мне все равно, с кем он сейчас. Я не буду ревновать, страдать и переживать из-за этого.

И знаешь, что происходит в таком случае?

Человек начинает любить тебя еще больше и не покидает тебя. Почему? Потому что ты сам даешь ему возможность тебя покинуть. Когда мы отпускаем кого-то, человек не уходит. А если насильно удерживать возле себя людей, это их, наоборот, отталкивает. Такое часто происходит в отношениях. Например, женщина жалуется: «Я так ревную своего мужа!» Если ты действительно любишь мужа, то присмотрись к себе, увидь свою красоту, и тогда научишься любить по-настоящему. Начни молиться за него – в таком случае ты сможешь почувствовать то, что чувствует он. И спросишь себя: «Нравится ли ему то, как я веду себя с ним? Давлю на него, вывожу из себя, надоедаю… Нравится ли ему это?» Такие же вопросы может задать себе и муж.

 

Притча дня

К фермеру пришёл сосед. Домашние сказали ему, что хозяин пошёл осматривать постройки во дворе. Сосед обошёл весь двор, но фермера не нашёл. У проходящих мимо работников он спросил, где еще можно поискать их хозяина. Ему посоветовали посмотреть в саду. Сосед обошёл весь сад, но нигде не увидел своего друга и решил крикнуть. Хозяин откликнулся из виноградника и тут же вышел к гостю.

— Друг, я никак не мог тебя найти, пока ты не отозвался, — сказал фермеру сосед.

— А ты никогда здесь не сможешь меня найти, если я сам к тебе не выйду, — ответил хозяин. — Если бы ты сразу позвал меня, то я бы сразу откликнулся, и никакие поиски не понадобились бы.