Икона Божией Матери «Знамение»
Икона Божией Матери «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднимающую руки; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы), – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил.
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI–XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконы в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Православие и мир
Святой апостол Андрей Первозванный
День памяти – 13 декабря
Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный».
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города – Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что, может быть, Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» – «Пойдите и увидите», – ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.
Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея, привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение; тем не менее, этот приговор остался в силе.
Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.
Православный календарь
Познание Христа
«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?» (Ин. 14:9)
Какой поразительный вопрос для каждого из нас! Неужели для нас столь близкий и знакомый нам с детства Спаситель остался чужим?
Какое печальное, ужасающее предположение! Неужели и к нам, бывшим так часто свидетелями Его благости, Его славы, Его милосердия, к нам, пользующимся столь великими преимуществами, к нам, питавшимся Его словом с ранних лет, может быть обращен этот вопрос: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?» Не знать Его значит не знать ничего – познавая Его, узнаешь все. Постараемся проникнуться всецело этим сознанием, в нем мы найдем ответ на все мучительные вопросы, разрешение всякого недоумения.
Познание Христа! Вот в чем смысл нашей жизни, вот где свет после мрака, мир и успокоение после страха, после борьбы! Книга Жизни осталась закрытой для всех поколений и для каждого человека. Напрасно мы стараемся ее раскрыть; мы плачем о том, что никто не может этого сделать, и все старания, все усилия остаются тщетными, вся мудрость наша бессильна. Один только «Агнец закланный» снимает с нее печать и открывает ее нам. Пока мы не найдем Иисуса, мы стоим в недоумении перед самой истиной. Только при познании Его пробивается свет, и тени исчезают.
Наши грехи, наше горе, наши ошибки происходят оттого, что мы не знаем Его. Тот, кто лучше познает Христа, проникнет до глубины истины и подымется высоко над землею. Нашим безумием, нашими грехами, нашими упущениями мы вызываем печальный вопрос Христа: «И ты не знаешь Меня?» «Ищите Его»,– говорит пророк; мы блуждаем, мы падаем во мраке, пока нам не явится Тот, Кто есть Свет мира.
«День за днем»
В пост занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг
К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, – это событие государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, небудничное.
Для верующих людей Рождество Христово имеет, прежде всего (и это главное!), религиозный смысл.
Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.
Тут ведь взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.
Встречать же вторую Пасху, а именно так в нашей среде Рождество именуется, лишь похудевшим, без «паче снега убеленной» (Пс. 50) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.
Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.
Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.
В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.
Спросил я у нее:
– Что случилось?
– Да вот, три ведра песка у меня занял и не отдает.
– Так вы простите его, пост на дворе. Прощать надобно.
Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело:
– Простили соседа-то?
– Простила, батюшка.
– Так почему же не разговариваете?
– Так он песок мне не отдал.
Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.
Старец оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.
Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.
Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный пылью и временем портрет конца 50-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.
Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них, прежде всего, положительные черты – обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.
Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы…
Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями младенца Христа, со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.
Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.
Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.
Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить, в конце концов, телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами. Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.
Доброго вам Рождественского поста!
Протоиерей Александр Авдюгин