Воскресная проповедь

Евангельское чтение

Насыщение народа пятью хлебами (Мф. 14:14-22)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

Он сказал: принесите их Мне сюда.

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

 

Проповедь на Евангельское чтение

Чудо, о котором повествует евангелист Матфей, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, казалось бы, предельно простое. На самом деле это чудо имеет очень сильный оттенок огромной грусти.

Представьте себе огромный стадион, целиком набитый, наполненный людьми – они хотят того самого Мессию, который решит все их житейские проблемы, избавит от ненавистного римского владычества и в прямом смысле слова озолотит весь народ.

И Спаситель, казалось бы, вдруг идет на поводу у этих чаяний еврейского народа. Главное – все довольны, кроме Одного – Самого Христа Спасителя.

О том, какой болью стало для Него это чудо, мы услышим несколько позже, когда Он начнет говорить о Своих Теле и Крови, о небесном хлебе, когда отойдут от Него практически все, включая даже достаточно близких учеников.

И Он напомнит: вы ищете Меня не потому, что на самом деле верите в Меня как Мессию, а потому что ели хлеб и насытились. И вы хотите, чтобы это происходило снова и снова.

Бог как любящий отец всегда хочет, чтобы мы были радостны, чтобы мы были утешены, чтобы наши пожелания (если они не являются откровенно греховными) были реализованы. Но это вовсе не значит, что наши пожелания Ему приносят такую же радость, как и нам самим.

Будем помнить пример с чудесным насыщением хлебами, чтобы всякий раз, когда Бог отвечает на наши мольбы, мы становились к Нему ближе, мы имели еще одно основание для того, чтобы почувствовать Его милость к нам, а вовсе не самодовольно требовать от Него постоянного повторения чуда.

 Протоиерей Павел Великанов

 

Преподобный Антоний Киево-Печерский

Дни памяти: 23 июля, 15 сентября, 11 сентября

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3 мая).

Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Православный календарь

 

Раз ты не можешь обладать малым, как Я дам тебе много?

Если Бог увидит, что ты не ценишь Его даров, Он не сможет тебе дать другие – не потому, что Ему жалко, а просто для чего? Что ты будешь с ними делать? Так говорит свт. Иоанн Златоуст. Бог – как мать, которая приготовила вкусное угощение и вдруг замечает, что дети не хотят его есть. Она думала вечером приготовить еще – и булочки, и пиццу, и торт с кремом, – но сейчас она видит, как дети выкидывают ее угощение на помойку, и думает: «Зачем опять готовить? Они не хотят есть, не благодарят меня, им не нравится…»

Вот причина, по которой у тебя нет того, чего хочется. Ты не можешь удержать то, что есть. В этом всё дело. Да, это неприятно слышать, вижу, ты огорчаешься – но это так.

Знаешь, для чего я тебе всё это говорю? Чтобы у тебя открылись глаза. Старец Паисий называл это духовным пробуждением. Как у человека, который внезапно просыпается от резкого звона будильника, вскакивает и говорит: «Где я, что со мной?» Я полностью слепой, я не вижу даров Божиих, я неблагодарный!

Иди на кладбище, поброди среди могил, остановись, поставь свечку за упокой и подумай: «Я жив, я могу ходить, у меня есть возможность выбора, я еще могу покаяться, исправиться!..»

Как один человек, который, выйдя из дома, увидел, как котенок карабкается на сосну, и сказал мне после: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете!» Он увидел солнце, сосну, котенка и ощутил великое счастье. Вот как бывает.

Вот потому ты и не радуешься – из-за неумения удивляться. А удивиться, обрадоваться можно чему угодно! Рутины не существует. Вот, например, я сейчас вижу, слушаю тебя, мы с тобой разговариваем во время передачи, и наше общение, общение с другими людьми – это большая радость для меня, за которую надо благодарить. Разве этого мало? Видеть Божие творение, Его создание, видеть плод Его дел…

Один священник как-то предложил своим чадам: «Возьмите лист бумаги и напишите, что, как вам кажется, является великой милостью Божией в вашей жизни. Напишите и посмотрите, сколько этих даров. А если объединить всё это вместе, получится одна большая радость».

Пожалуйста, посмотри мне в глаза. Почему у тебя не радостный взгляд? Пиши-пиши и благодари Бога. «Спасибо, Господи, что я здоров, у меня есть семья, прекрасная жена, замечательный муж, дети, деньги, теплый дом, автомобиль, работа, дача, родные, любящие меня друзья, люди, которые мне помогают, хорошие соседи и т.д.». Я знал одного мальчика, который благодарил Бога даже за щенка! А что? Щенок, котенок, которых мы так любим, – не нужно вычеркивать их из списка.

Получается столько поводов сказать Богу спасибо! Столько поводов утешиться, испытать радость и счастье.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Ангел-хранитель находится рядом с нами

Геронда, у всех есть ангел-хранитель?

– Да, при крещении Бог каждому человеку даёт ангела-хранителя.

– Некрещёные не имеют ангела-хранителя?

– Некрещёных защищает Бог, но ангела-хранителя у них нет; только у крещёных есть. Он принимает их при крещении и потом сопровождает всю жизнь.

– Геронда, ангел-хранитель постоянно находится рядом с нами?

– Он всегда рядом; следит за каждым нашим шагом.

– А насколько он близко к нам?

– В зависимости от нашего духовного состояния.

– Геронда, когда мы согрешаем, он уходит?

– Тогда он отходит, но совсем нас не оставляет. Когда своей греховной жизнью мы даём искушению права над нами, наш ангел-хранитель не настолько разочаровывается, чтобы нас совсем оставить, но печально стоит в стороне и смотрит на нас.

– Почему, геронда, мы не ощущаем его присутствия?

– По тому самому, что мы до сих пор даже не ощущаем и Божия присутствия. Наши глаза закрыты мутной завесой. Чтобы эта завеса исчезла, требуется любовь и смирение. Когда человек ощущает присутствие Божие, он чувствует и присутствие рядом ангела-хранителя; тогда движения его становятся спокойными, внимательными, но вместе с тем и свободными. Такая собранность его не напрягает, она ему нравится. В его движениях ощущается духовная свобода. Благочестие и внимание услаждают ему сердце, и человек постоянно следит за тем, чтобы не лишиться той сладости, что он ощущает. Ложится на постель скромно, со скрещёнными на груди руками. Спит тоже скромно, благочестиво, встаёт спокойно. Когда кто-то стучит к нему в дверь, он не смотрит, что прибрать, – у него всегда всё на своём месте. Он постоянно заботится о том, чтобы не огорчать своего ангела-хранителя.

Очень хорошо себя чувствует небесный ангел-хранитель рядом с земным ангелоподобным человеком. Когда человек живёт духовной жизнью и ведёт себя, как послушный ребёнок, его ангел не страдает, а радуется рядом с ним и в конце радостный возвратится к Богу вместе с душой, потому что душа творила то, что нравится ангелу, что нравится Богу. Но вы знаете, что такое для ангела-хранителя годы мучиться с душой какого-нибудь человека и в результате возвращаться к Богу с пустыми руками ? Да только по одному этому, из уважения к труду, который принимает мой ангел-хранитель, я должен бороться, чтобы не оказаться в преисподней.

Ангел-хранитель нас защищает

– Геронда, ангел-хранитель всегда нам помогает?

– От нас зависит, какую помощь мы от него получим. Если мы постараемся встать на твёрдую почву, тогда и ангел постарается и может избавить нас от опасности. Если мы будем делать то, что должны делать, тогда и ангел-хранитель будет делать то, что должен. Много произошло чудес с помощью ангелов. Бывало, что молодые люди удерживались от греха и т. п.

Какая сила у ангела! Он помогает даже своим молчанием. Однажды я оказался в тупиковой ситуации. От уныния казалось, что мне стучат молотком по голове – ещё немного, и она треснет. Глаза прямо выходили из орбит, особенно правый. Боль, боль невыносимая! Я корчился и извивался от боли. Не знал, что делать. Молился и просил Бога, чтобы Он указал какой-нибудь способ выйти из этого тупика. Вдруг, вижу у правого плеча ангела-хранителя. Он был похож на двенадцатилетнего мальчика С очень красивым круглым личиком и круглыми глазками. Какое лицо! Оно прямо излучало свет! Только от одного его присутствия боль и вся тяжесть ушли, не от радости, а по действию благодати. Радость не прогоняет боль, испытываешь боль и одновременно радуешься, а Божественная благодать!.. Великое дело! Описать невозможно! «Если так, то не просто молотком, а хоть кувалдой пусть бьют по голове!» За такое не жалко и голову потерять! А потом нашёлся и выход из тупика, которого по человеческому рассуждению не оказывалось.

– Он говорил с Вами, геронда?

– Нет, только смотрел.

– Геронда, когда видишь ангела, видишь его образ; а на самом деле он какой? Состоит из материи?

– Что-то очень тонкое…

Никогда не нужно забывать, что наш ангел-хранитель всегда невидимо находится рядом с нами, охраняет нас и защищает. Но и мы должны следить за своей жизнью и не согрешать.