Воскресная проповедь

Евангельское чтение

О вере с горчичное зерно (Мф. 17:14-23)

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

Проповедь на Евангельское чтение

Как тихо и хорошо нам всем жилось бы на этом свете, если бы не ежедневные, ежечасные встречи с людьми, которым постоянно что-то от нас нужно. Как легко верить, когда всё выходит по-твоему! Как легко любить, когда тот, кого ты любить обязан по заповеди, твой ближний – паинька и праведник!

Однако вся проблема нашей любви к людям заключается как раз в том, что мы, подобно ученикам Христовым, ничего не можем сделать для тех, кого приводит к нам жизнь. Мы, так же как и они, оказываемся беспомощными не только перед таким тяжёлым случаем беснования, который описан в сегодняшнем Евангелии, но и в гораздо более простых ситуациях. Трудно нам утешить плачущего, мучительно тяжело переубедить заблуждающегося, а уж когда дело касается свидетельства о нашей вере, тут и вовсе выдержка покидает нас, и ничего кроме упрёков в неверии и угроз грядущими карами мы своим оппонентам предложить не можем. Оттого-то они и не исцеляются от своих беснований, оттого-то и не становится легче их жизнь, когда наши пути пересекаются, что сами исцелители, сами утешители озабочены своей правотой, а не Правдой Божией! «Род неверный» занят своими собственными проблемами, – когда ему верить! «Род развращённый» пытается «наварить» моральный капитал на Крови Сына Человеческого: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). Так что не будем обманываться: эти горькие слова Спасителя адресованы не кому-то там далёкому и чужому, а нам, ученикам и современным апостолам Христовым.

Можно, конечно, в ответ на этот горький упрёк Господа нашего с новой яростью обвинять беснующийся мир в том, что он беснуется, не прислушиваясь к нашим православным увещеваниям. Можно сделать вид, что полные тоски и скорби слова Христовы вообще обращены не к нам, кристально-чистым, а к тем, кто стоит вокруг и с нескрываемым любопытством смотрит, кто – кого: мы – бесов или бесы – нас? А можно, как это сделали апостолы Христовы, приступить к Богу и Спасителю своему наедине, то есть в заветной глубине кающегося сердца, и тихонько, так чтобы никто не слышал, спросить: «Почему мы ничего не можем, Господи?» И тогда Голос Божий, прозвучавший в таинственной и сокровенной тишине нашей совести, поведает нам о нашем неверии.

Тогда Голос Божий расскажет нам о том, что вера наша – не камушек, не драгоценный бриллиант, который хоть и красив и бесконечно дорог, но мёртв и безжизнен. Тогда мы узнаем, что на самом деле вера наша – зерно. Крохотное, но живое. Беспомощное, но таинственно и неприметно таящее в себе стройный ствол, мощные корни и «благосеннолиственные», как поётся в Акафисте, ветви. То есть вера наша – это то, что всегда должно расти, всегда развиваться, никогда не застывать на месте. А из этого, в свою очередь, следует, что не будет в нашей жизни времени и места, когда бы и где бы мы с полным удовлетворением могли сказать: «Всё! Теперь я верую так, что могу и горы переставлять, теперь у меня веры достаточно!» Вера будет умножаться, но и скорби не уменьшатся. Она вырастет, но и соблазны не отстанут.

Вот почему Господь говорит своим ученикам о посте и молитве. Не в том привычном значении этих слов, которое все мы знаем: пост – воздержание от известной пищи в известные дни; молитва – чтение известных текстов в известное время. Такой пост и такая молитва гор не сдвинут и бесов не изгонят. Так мы все с вами молиться и поститься умеем. Только от этого нашего умения никому что-то лучше не стало. Такая молитва и такой пост – первая ступень богопознания, первый росточек, проклюнувшийся из зёрнышка веры. Эту слабому побегу ещё далеко до мощного и прекрасного дерева, про которое говорит Господь в притче о Царстве Небесном, «что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:32). Этот росток, этот залог веры, так же как и младенец в утробе матери, не может бесконечно оставаться в состоянии покоя. Ему суждено либо расти и рождаться, либо – умереть. Истинный пост – не отказ от мяса, а отказ от себя. Настоящая молитва – не бесконечное вычитывание акафистов, а такое состояние души, когда она каждую минуту настроена на Бога, как радиоприёмник настроен на волну радиостанции.

Нам всем, как и тем ученикам Христовым, о которых повествует сегодняшнее Евангелие, хотелось бы остаться просто добрыми христианами, просто хорошими людьми. Нам всем хотелось бы остаться, как в уютной материнской утробе, в состоянии блаженного покоя и уверенности в собственной правоте. Но вот незадача: каждый день и каждый час недужные и беснующиеся, скорбные и одинокие требуют нашего внимания, нашего времени, нашего душевного труда. Каждый час Господь предлагает нам обстоятельства, которые должны сделать из нас, «рода неверного и развращённого», сначала истинных рабов Божиих, Его верных работников, Его сотрудников, а там и тех, кого Он Сам назвал Своими друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Вот выбор, от которого нам никуда не деться, если мы всё ещё хотим называться христианами.

Священник Сергий Ганьковский

 

Почаевская икона Божией Матери

Почаевская икона принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвой обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20–23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон.

Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал.

В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Православный календарь

 

Символ веры

Исповедание своей веры христиане излагают в Символе веры.

Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Это учение в Символе веры изложено в краткой, но очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. Состоит он из двенадцати положений, или членов.

В Древней Церкви существовали Символы веры, но они были связаны преимущественно с катехизацией и крещением. С возникновением и усилением ересей (ложных учений о Боге) потребовалось составить более полное и догматически безупречное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь.

I Вселенский Собор был созван в городе Никее (Малая Азия) по поводу лжеучения пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий, Иисус Христос, сотворен Богом Отцом, является не Истинным Богом, а лишь высшим творением. Собор осудил эту ересь, изложил православное учение, составив первые семь членов Символа веры. На II Вселенском Соборе, созванном для осуждения ереси Македония, который отвергал Божество Святого Духа, были даны последующие пять членов Символа веры.

Взрослый человек, принимающий крещение, должен его произнести: для принятия этого Таинства и вступления в Церковь он должен иметь правильные знания о Боге и основах вероучения. При крещении младенцев Символ веры за них читают восприемники (крестные). Они также обязаны знать его наизусть и читать без ошибок. Выучить Символ веры несложно, ведь он входит в состав утренних молитв и каждый православный читает его, молясь по утрам. Также Символ веры поется за каждой литургией в храме всем народом. Человек, который регулярно молится по утрам и ходит в воскресные и праздничные дни на литургию, очень скоро его запомнит.

Однако следует не только знать текст Символа веры, но и понимать его смысл; для этого надо изучать его.

Первый член Символа веры

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Христианство, как единственная истинная религия, прежде всего выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему как к своему Небесному Родителю. Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: Отче наш (Отец наш). Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: вы не приняли духа рабства… но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8:15-16). Слово авва в арамейском языке соответствует нашему папа—доверительное обращение детей к отцу.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь (Ин. 4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа сами возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с домостроительством спасения человека.

Бог — всесовершенный Дух. Он вечен, не имеет ни начала, ни конца. Бог — Всемогущий. В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в Своей силе и власти.

Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но и во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагой и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет всегда быть с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк. 24:13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана. И, оглянувшись, увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в это время. И вспомнил человек: это было тогда, когда ему на долю выпали особо тяжелые испытания и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни; следы глубоко врезались в землю — мне было тогда очень тяжело одному идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это — отпечатки не твоих стоп, а — Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это — отпечатки не твоих стоп, а — Моих» («Размышление смиренного сердца»).

Бог имеет всеведение. В Его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но и каждое слово и чувство. Господь знает будущее.

Бог Вездесущ. Он и на Небе, и на земле. Созерцание Божественного всеприсутствия вызывает радость и поэтическое умиление у Псалмопевца Давида:

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:8-10).

Бог — Творец неба и земли. Он — Причина и Создатель всего видимого и невидимого мира. Наш мир (Вселенная) очень сложно и премудро устроен, и, конечно, создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все Своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.

Бог обладает премудростью. Псалом 103-й — величественный гимн Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу (Пс. 103:13-14).

Бог является Творцом не только видимого, материального мира. Он также сотворил мир духовный, не видимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира. Все Ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Денницей, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они стараются совратить людей в грех и погубить. Но Бог ограничил их власть и воздействие на людей. Без Его воли невозможно повредить даже свиньям. Это известно из евангельского рассказа об исцелении гадаринского бесноватого (см.: Мф. 8:30-32). К тому же у каждого христианина есть свой Ангел Хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия демонических сил.

Православие.ру