Воскресная проповедь в 20-ю неделю по Пятидесятнице

Притча о богаче и Лазаре

pro-bogacha-i-lazaryaВ притче Господней о богаче и Лазаре (Лк. 16:9-31), речь идет о двух людях — очень богатом и очень бедном. Богатый человек всю свою жизнь проводил в празднествах, веселился, развлекался. Нищий же лежал у дверей его дома и мечтал о том, чтобы хотя бы какие-то крохи перепали ему со стола богатого. Когда нищий умер, ангелы взяли душу его и отнесли «на лоно Авраамово». Затем умер богатый, и его похоронили. Но в будущей жизни эти два человека как бы меняются ролями. Вдруг оказывается, что тот, кто был богат, «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», за всю свою земную жизнь не накопил ничего, что позволило бы ему войти в Царство Божие. Не нашлось за ним ни добродетелей, ни заслуг, ни добрых дел, которые были бы ему зачтены. А нищий, который всю жизнь пролежал у ворот, оказался «на лоне Авраамовом».

Почему это произошло? Вовсе не потому, что один был богат, а другой беден. Во все времена человечество разделялось на богатых и бедных, и во все времена между ними была пропасть. И сейчас есть люди как очень богатые, так и очень бедные. Одни разъезжают на дорогих автомобилях, отдыхают на экзотических курортах, а другие же стоят на переходах в метро или у дверей храмов с протянутой рукой. Так было две тысячи лет назад, во времена земной жизни Христа, и, несмотря на многие изменения к лучшему, которые произошли с тех пор, такое положение сохраняется и по сей день.

Итак, богач был осужден на мучения не за то, что был богат. И нищий удостоился «лона Авраамова» не за то, что был нищ. Богатый был осужден за то, что, живя счастливой, роскошной жизнью, — каждый день для него был праздником, — он не замечал, что рядом с ним были люди, которые нуждались в его милости, в его помощи. Если бы, пересекая порог своего дома, он хотя бы несколько раз, заметив нищего у ворот, бросил бы ему несколько жалких монет, отчего его богатство, конечно, не уменьшилось бы, то, возможно, это изменило бы его судьбу в вечности. В конечном итоге человек получает приговор от Судии на Страшном суде не за то, был ли он богат или беден, но за то, как он распорядился вверенным ему богатством.

Среди нас мало людей материально богатых, но у каждого из нас есть что-то, чем можно поделиться с ближними. Рядом с каждым из нас живут люди, которые ждут от нас помощи — материальной, духовной или просто доброго слова. Та пропасть, которая существует между богатыми и бедными, могла бы быть гораздо менее значительной и трагической, если бы богатые задумывались о том, что вокруг них есть бедные, и делились бы с ними тем, что у них есть. Богатому человеку достаточно, может быть, одной сотой его капитала, чтобы изменить к лучшему жизнь многих людей, но богатые об этом, как правило, забывают. То, что дано нам Богом, дано нам не только для того, чтобы мы этим пользовались и этому радовались, но и для того, чтобы мы делились этим с нашими ближними. Может быть, именно потому на улицах так много нищих, что Господь хочет, чтобы мы делились с ними, чтобы была у нас возможность для активного доброделания.

То же относится и к богатству духовному. Мы с вами Самим Христом призваны в Церковь, чтобы делились тем, что здесь получаем, с нашими ближними. Будем помнить об этом. Ведь и жизнь в конечном итоге дана нам для того, чтобы мы разделили ее с другими людьми, а не для того, чтобы прожили ее для себя. Эгоист, который жил, думая только о себе, перейдя в жизнь будущую, оказывается там ни с чем, потому что все, что он накапливал здесь десятилетиями, здесь остается, туда же можно взять лишь то, что накопил внутри себя. А накопить внутри себя можно, то, что отдал другим — себя и свое.

Не будем забывать о том, что одни богатые, перейдя в иную жизнь, были спасены Богом за свое милосердие, другие же осуждены за жестокость, немилосердие, за то, что не думали о других. Так же и бедные — одни перешли в иную жизнь и удостоились Царства Небесного за свое терпение, смирение, за то, что даже тем немногим, что имели, делились с нуждающимися, а другие были осуждены — не за то, что страдали, но за то, что, страдая сами, не сострадали другим. Наше материальное состояние может быть лучшим или худшим, наше духовное богатство может быть большим и меньшим, но, каким бы оно ни было, мы обязаны им делиться с нашими ближними.

Епископ Иларион (Алфеев)

 

Икона «Всех скорбящих радость»

Скорби в нашей жизни неизбежны. В мире будете иметь скорбь, говорит нам Спаситель, но мужайтесь, ибо Я победил мир. Христос победил мир и царствующую в нем смерть, и это означает, что для верных Его последователей неизбежная для всех смерть теперь не страшна, ибо она открывает им вход не в ад, но в жизнь вечную. Поэтому все земные скорби христиане должны претерпеть мужественно и благодушно – ведь в конце их ждет вечное избавление и награда. Теоретически это всем понятно. Однако на деле часто случается, что нам не хватает мужества понести благодушно скорби, и мы начинаем в скорбях унывать или даже впадать в отчаяние. Когда это происходит, то где нам искать помощи и поддержки?

Многовековой опыт христианской жизни свидетельствует, что одно из самых быстрых и верных средств – прибегать к заступлению Божией Матери. Божия Матерь есть для нас небесная Заступница и скоро слышит обращенные к Ней молитвы. «Наша Богородица – говорит старец Иосиф Исихаст, – это Матерь милости, источник благости, и Благодать Ее успевает везде: лишь откроешь уста, чтобы призвать Ее, и Она сразу приходит как истинная Мать. Так вот, призывай Ее без всякого колебания и найдешь бесплатного помощника и врача в твоих скорбях».

Та истина, что Матерь Божия скоро помогает в наших скорбях, выразилась в названии многих богородичных икон, например: «Утоли моя печали», «Утешительница скорбящих», «В скорбех и печалех утешение», «Всех скорбящих радость». Прибегая с верой к Божией Матери, скорбящие получают радость даже и в том случае, если не избавляются сразу от своих скорбей, болезней и жизненных проблем. Ибо через предстательство Небесной Заступницы в скорбящую душу приходит Благодать Божия, а Благодать Божия сильна утешить человека даже посреди самых великих испытаний и бед. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любая человеческая скорбь, даже самая большая, не имеет над христианином абсолютной власти, потому что осенение Божественной Благодати способно обратить даже величайшую скорбь в величайшую радость.

Как это может быть? Когда Благодать приходит в душу человека, тогда душа становится причастной той вечной жизни, над которой земной мир с его злом и страданием не имеет власти. Дух Святой со всей очевидностью тогда свидетельствует душе, что существует вечная жизнь и вечная радость и что эта жизнь и радость выше материального мира и не зависит от него. Человек получает тогда опытное и достовернейшее знание, что любые земные скорби кратковременны и неизбежно пройдут. И вот это знание дает человеку силы переносить все скорби. Преподобный Серафим Саровский говорил одному монаху, что если бы он знал, какую радость и блаженство уготовал Бог праведникам, то никогда бы не унывал, но даже если бы его келья была полна червей, поедающих в течение всей жизни его плоть, то он бы с радостью на это согласился, только бы не лишиться блаженной жизни в Царстве святых.

Итак, как бы тяжело нам ни было, никогда не надо отчаиваться! Будем молиться Божией Матери, и Ее благодатная помощь непременно придет. Ведь еще и потому Царица Небесная скоро слышит наши молитвы, что Сама Она испытала на земле бедствия и напасти, пережила много горестей и скорбей. Вспомним хотя бы события Христова Рождества: как ходила юная Мария по улицам ночного Вифлеема, тщетно ища пристанище, где Она могла бы разрешиться от бремени. Вспомним, как новорожденного Иисуса искал погубить злой тиран Ирод, от которого Мария с Младенцем должна была тайно бежать в Египет. Какой страх за Своего Сына Она испытывала, когда повсюду рыскали разосланные Иродом убийцы? Что претерпела Она, когда по дороге в Египет на них напали разбойники и хотели их всех умертвить? И позже, когда Иисус вышел на Свое служение, – ведь у Него было много врагов, искавших Его смерти. И конечно, для Его Матери это было источником непрерывного страдания и скорби.

А что пережила Она, когда враги осуществили свои угрозы и Ее Сын был арестован? Когда над Ним совершали неправедный суд, когда издевались и били? Что испытала Ее душа, когда озверевшая толпа кричала: распни, распни Его? Какую скорбь претерпела Она, когда Ее возлюбленный Сын в великих страданиях умирал на Кресте? Преподобный Силуан Афонский говорит, что скорбь Божией Матери при распятии мы постичь не можем. Когда Она стояла у Креста, Ее скорбь была безмерно велика, и если Она осталась жива, то только потому, что всемогущая сила Божия укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы после Вознесения оставалась на земле в утешение и радость новому народу христианскому.

Сама пронеся в нашем мире крест страданий и скорбей, Матерь Божия знает цену этим скорбям, знает, как помочь людям, которые пока еще должны нести земные скорби. Поэтому всегда, когда нам трудно, будем прибегать в молитвах к Царице Небесной. И мы увидим, что не останутся наши молитвы тщетными, но непременно придет к нам небесная помощь, рассеется мрак уныния и воцарятся в измученной нашей душе мир и тишина.

Аминь.

Священник Иоанн Павлов

 

Не надо отдавать своего сердца материальному

— Геронда, что Вы имеете в виду, говоря: «Отдавайте работе руки-ноги, но не отдавайте ей сердца»?

— Я имею в виду то, что не надо отдавать своего сердца материальному. Есть люди, которые отдаются материальному без остатка. Целый день напролет у них проходит в заботе о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. Не поддадимся же этому и мы. Работайте руками, работайте ногами, но не позволяйте уклоняться от Бога вашему уму, не отдавайтесь материальному всем своим существом, всем своим внутренним потенциалом и сердцем. В противном случае человек становится идолопоклонником. Насколько это возможно, не отдавайте работе своего сердца. Отдавайте ей свои руки, отдавайте ей свой рассудок. Не отдавайте сердца ничтожному, бесполезному. Иначе как оно потом взыграет о Христе? Когда сердце во Христе, тогда освящается и работа. И сам человек сохраняет тогда внутреннюю душевную свежесть сил и испытывает настоящую радость. Используйте свое сердце правильно, не тратьте его понапрасну.

Если сердце растранжирится на множество пустяков, то потом ему недостанет крепости на боль о том, что действительно стоит боли. Я отдам свое сердце тому, кто болен раком, тому, кто страдает, стану тревожиться за детей, которые находятся в опасности. Я осеняю себя крестом и прошу Бога, чтобы Он их просветил. И когда у меня посетители, мое внимание сосредоточено на боли другого человека, на любви к нему. Собственную боль я не замечаю. Таким вот образом забывается все второстепенное, то есть человек устремляется в другую сторону.

— Геронда, а на всякой ли работе возможно не отдавать ей ума и сердца?

— Если работа простая, то она способствует тому, что ум в нее не погружается. Если работа сложная, то есть многосоставная, то некоторое погружение в нее ума бывает оправдано. Однако сердцем работа овладевать не должна.

— А с помощью чего работа овладевает сердцем?

— С помощью чего? С помощью наркотика. Искуситель усыпляет сердце, овладевает им посредством эгоизма. Но если сердце отдано Богу, то ум пребывает в Боге, а мозги заняты работой.

— А что в точности мы подразумеваем под словом «беспопечительность»?

— Ты когда работаешь, не забывай Христа. Работай с радостью, но ум и сердце пусть будут в Боге. Тогда ты и уставать не будешь, и свои духовные обязанности сможешь выполнять.

— Геронда, а всегда ли попечение удаляет человека от Бога?

— Слушай-ка, что я тебе скажу: когда отец подходит к занятому игрой ребенку и ласково гладит его, то последний, будучи увлечен своими игрушками, этого даже не замечает. Он заметит отцовскую ласку, если чуть оторвется от игры. Так же и мы, будучи заняты каким-то попечением, не можем ощутить любовь Божию. Мы не чувствуем того, что дает нам Бог. Будь внимательна: не растрачивай свои драгоценные силы на излишние хлопоты и суетные заботы, которые когда-то превратятся в прах. Хлопоча и заботясь о лишнем и суетном, ты и телесно устаешь, и ум свой распыляешь без цели, а потом, во время молитвы, приносишь Богу усталость и зевоту — подобно той жертве, которую принес Каин (Быт. 4:3-7). А из этого следует, что и твое внутреннее состояние будет «каиновым», исполненным душевной тревоги и воздыханий, которые будет нагонять находящийся возле тебя тангалашка.

Не будем бесцельно растрачивать сердцевины наших сил, иначе для Бога потом у нас останутся лишь шелуха и скорлупки. Озабоченность чем-то вытягивает из сердца всю его внутреннюю силу и Христу не оставляет ничего. Если ты видишь, что твой ум то и дело отвлекается и уходит в попечения, заботы и тому подобное, надо понять, что ты забрел не туда, куда нужно, и побеспокоиться, что ты удалился от Бога. Понять, что тебе стали ближе дела, а не Бог, тварное, а не Творец.

К сожалению, нередко мирское удовольствие от выполненной работы обманывает даже монаха. Конечно, человек сотворен для того, чтобы делать что-то хорошее, потому что благ его Творец. Но монах подвизается, желая из человека сделаться Ангелом. Поэтому, чтобы трудиться духовно, он должен ограничить свой труд ради чего-то материального самым необходимым. Тогда и радость его будет происходить от выращенных Духовных плодов, она станет духовной, и монах не только напитается сам, но и обильно напитает других.

От многой заботы и попечений человек забывает Бога. Батюшка Тихон в своей характерной манере говорил: «Фараон давал израильтянам много работы и много еды, чтобы они забыли Бога» (Исх. 1:13-14). В нашу эпоху диавол всецело увлек людей материей, земными хлопотами. Он учит людей много работать, много кушать — чтобы они забывали Бога и, таким образом, не могли или, точнее сказать, не хотели извлечь пользу из той свободы, которая дана им для освящения души. Но, к счастью — помимо воли диавола — из этой спешки выходит и нечто хорошее — люди не находят для греха столько времени, сколько им хотелось бы.

Преподобный Паисий Святогорец