И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам. «Помилуй меня», говорит хананеянка, а не «дочь мою», ибо та была бесчувственная. Помилуй меня, которая терпит и чувствует ужасное. И не говорит: «приди и исцели», но «помилуй». Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал её, а потому, что пришёл, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твёрдую веру этой женщины.
И ученики Его приступивши просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил её, то есть убеждали отослать её. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать её. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим ещё более показывает всем веру женщины.
А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Когда женщина увидела, что её ходатаи – апостолы – не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал её псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пёс, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он – большое, и ими они питаются.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час. Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал её. Теперь же, когда открылась её вера и благоразумие, она слышит похвалу: «велика вера твоя». «Да будет тебе по желанию твоему» – эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого.
Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру.
Блаженный Феофилакт Болгарский
Как возрастать духовно
Наставления преподобного аввы Дорофея
Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания»
Поучение четвертое
1. Великое бедствие терпит зимою не имеющий дома. Я хочу, чтобы человек каждый день приобретал от всякой добродетели (Прп. авва Иоанн). Сперва должно быть положено основание, то есть вера. Затем послушание, долготерпение, воздержание; далее – сострадание и отсечение воли под покровом кротости. С двух сторон – терпение и мужество. А кровля – это любовь. Известь – смирение, связи суть рассуждение.
2. Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19).
3. Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия.
4. Разумно молчащий думает, что он не достоин говорить, как сказали отцы, и это есть разумное молчание.
5. Кто разумно не считает себя лучше других, тот думает, что он ничто, и что он недостоин быть в числе людей, как говорил о себе и авва Моисей: «Чернокожий! Ты не человек, зачем же ты являешься между людьми?».
6. Разумно служащий больному служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания, ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним – скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него – он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному.
7. Кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от брани.
8. Кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретет целомудрие, а посредством сего придет в смирение, как говорят Отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно.
9. Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык, и таковой оказывается, как мы сказали, искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом.
10. Не должно говорить, что добродетели велики, и он не может достигнуть их, ибо кто так говорит, тот не уповает на помощь Божию или ленится посвятить себя чему-либо доброму. Мы должны не только просить, но и искать, и действовать.
11. Воля Божия благая: все что делается по заповеди – любить друг друга, быть сострадательным, творить милостыню и тому подобное.
12. Воля Божия благоугодная: когда кто делает милостыню, не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания.
13. Воля Божия совершенная: когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и произволением, подавая так, как будто бы принял сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния. Она милостыня столь велика, что может прощать и грехи.
14. Бог не отвергает никого, но каждому подает то, чего он желает, если только это не вредит душе его.
15. Никто не может сказать: я нищ и мне не из чего подавать милостыню… Имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и этого? – Можешь словом утешить брата своего. Не се ли слово паче даяния блага (Сир. 18:17).
16. Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему во время его служения, видя его искушенным от общего врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его. Милость оказанная душе больше оказанной телу.
17. Безмерие в пище рождает для человека всякое зло.
18. Не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха.
19. Каждый, делающий что-нибудь, должен непременно иметь цель и знать для чего он это делает, какую же цель должны иметь мы в виду, когда посещаем друг друга: во-первых: по любви;
во-вторых: чтобы услышать слово Божие; в-третьих: узнать свое душевное устроение.
20. Авва Антоний, когда приходил к кому-нибудь, то замечал только то, что имел каждый хорошего, заимствовал он сие от него и усваивал себе. От одного заимствовал кротость, от другого смирение, от иного безмолвие, и таким образом совмещал в себе добродетели каждого из них.
21. Каждый получает вред и пользу от своего душевного устроения. Смотрящий кротко помилован будет (Ср.: Прит. 12:13). Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божией рождается в нем благость.
22. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего.
23. Вспомни, что и ты побеждаешься страстью гнева и, судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату своему.
24. Если ты, делая выговор другому, увлекаешься гневом, то исполнишь лишь свою собственную страсть.
25. Прежде всего должно заботиться о мирном устроении так, чтобы даже под справедливыми предлогами или ради заповеди отнюдь не смущать сердца в той уверенности, что мы все заповеди стараемся исполнять именно ради любви и чистоты сердечной. Наставляя таким образом брата, услышишь и ты оный глас: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15:19).
26. Не желай, чтобы делалось так, как ты хочешь, но желай, чтобы оно было так, как будет, и таким образом будешь мирен со всеми.
27. Тот, кто ненавидит бесчестие, ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.
28. Прежде, нежели скажем или сделаем что-нибудь, испытаем, согласно ли это с волей Божией; и тогда, помолившись, скажем или сделаем сие и повергнем немощь нашу пред Богом и благость Его поможет нам во всем.
Господь задает нам ритм, при котором всё происходит вовремя
Хорошо жить так, как жил старец Паисий! Делать всё по силам, жить спокойно – так, как можешь. Нет, я вовсе не имею в виду, что теперь можно перестать ходить на работу или всюду опаздывать. Конечно, в жизни должны быть определенные правила, но главное – чтобы душа при этом не смущалась. Потому что если человек постоянно беспокоится, то чем бы он ни занимался, что бы ни делал, – чувство тревоги не оставит его.
Пусть наша жизнь будет счастливой. Проживем отпущенные Богом годы полноценно, а не в болезнях от стресса и преждевременной старости. Ведь часто, приходя к врачу и жалуясь на какие-то недомогания, мы слышим:
– Наверное, вам недавно пришлось пережить какой-то стресс… Были поводы для беспокойства? Вы ощущали напряжение?
– Да, доктор, у меня постоянный дискомфорт, я всё время беспокоюсь…
К сожалению, в наше время подобные болезненные проявления воспринимаются как нормальное состояние. Но одно дело, когда ты волнуешься перед приемом каких-то важных гостей и стараешься всё подготовить наилучшим образом, чтобы все были довольны, и в таком случае чувствуешь в себе массу сил, внимание сконцентрировано, нет расслабленности и лени, а душа получает положительный энергетический заряд. А другое дело, когда беспокойство охватывает тебя словно гангрена, разъедающая изнутри. Такое тревожное состояние может довести до болезни.
Свт. Иоанн Златоуст говорит, что Господь во время Своего пребывания на земле не нашел человека, который бы ни о чем не беспокоился. Иначе Он непременно показал бы его нам, говоря: «Вот, будьте как он!» Нет, такого человека Ему найти не удалось. И в те времена люди беспокоились, и тогда не были уверены в завтрашнем дне, страшась будущего.
Почему? Потому что Он не видел спокойных людей. Простых и смиренных в качестве примера Иисус нашел – это были маленькие дети. Но ребенок вырастет, и уже не сможет быть примером, он тоже начнет бояться и тревожиться, поэтому, говорит свт. Иоанн, Христос и обращается к природе, животному царству: «Посмотрите на птиц небесных: они не сеют, и не жнут, и не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26).
Господь не забывает о нас никогда
Бог Сам печется о тебе, Своем творении, возлюбленном создании. Неужели ты думаешь, что Он не позаботиться о тебе? А мы все живем так, словно Его нет. Даже мать в какой- то момент может позабыть о своих детях, но Господь не забывает о нас никогда, никогда не предает и не оставляет – ни в больнице, ни в инвалидной коляске, ни в безысходных, невыносимых ситуациях, когда нас окружают самые разные проблемы, бедность и нищета.
Твоя жизнь не случайна, ты не брошен на произвол судьбы, Бог наблюдает за тобой, Он защищает тебя, говоря: «Я дал тебе самое важное – жизнь. Неужели Я не дам тебе всё, что для этой жизни нужно? Неужели Я оставлю тебя? Я дал тебе тело – думаешь, теперь я не позабочусь о том, что необходимо для него? Не позабочусь о твоей еде, питье, одежде, доме? Для чего тогда Я дал тебе тело? И душу? Для чего выпустил тебя в этот мир – неужели чтобы мучить? Конечно, нет! Взгляни на Крест, посмотри на Мое Лицо, посмотри Мне в глаза – и увидишь, что Я люблю тебя! Твоя неуверенность, твои страхи совершенно неоправданны. Ведь Я дал тебе столько доказательств! Это ужасно – так всего бояться, когда Я пообещал тебе Свою помощь…»
Живите сейчас, сейчас почувствуйте любовь Христову
Человек – очень неуверенное существо. По сути, все мы представляем собой огромную кровоточащую рану на Теле Бога, которая наносится нашими поступками, неверием и страхом. Постоянно беспокоясь, мы словно говорим Ему: «Нет, я не верю Тебе! Не верю, что Ты есть! Не верю, что поможешь мне». И не говорите мне сейчас, что раз вы слушаете православные радиопередачи и ходите в церковь, то не можете быть неверующими. Да, мы веруем – веруем теоретически, интеллектом, наших энциклопедических знаний хватает на то, чтобы признать существование Бога.
Мы знаем достаточно много всего и даже делимся своими знаниями, но у нас нет доверия к Богу. Потому что доверие означает отпустить ситуацию. Когда в детстве родители учили нас плавать, они говорили: «Расслабься, расслабь тело, успокойся. Если будешь бояться, будешь в напряжении – утонешь». То же говорит нам и Господь: «Расслабьтесь, успокойтесь, доверьтесь Мне». И только когда мы научимся отпускать ситуацию, мы поймем, что такое настоящая вера в Бога – не теоретическая, а опытная. Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9). Почувствуйте, ощутите Его любовь и доброту в своей жизни.
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, – говорит Господь. – Ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Что здесь имеется в виду? На сегодня и так хватает проблем и неприятностей. Нет нужды нагружать себя новыми, теми, которых еще нет.
Живите сейчас, сейчас почувствуйте любовь Христову, поймите, что Господь любит нас – сейчас… Не верите? Тогда просто приложите руку к своему сердцу. Чувствуете, как оно бьется? Что это значит? Это значит, что в данный момент, когда мы с вами разговариваем, Кто-то заставляет его стучать. Господь хочет, чтобы мы жили, и мы живем. Биение сердца, дыхание, зрение, слух, все чувства, благодаря которым мы взаимодействуем с окружающим миром, – это огромное доказательство Божественной любви.
Давайте так и жить – ощущая присутствие Бога. Это успокоит нас, и тревога постепенно исчезнет – насколько возможно, насколько захочет Господь. Почувствовав Божественную любовь, мы увидим, что проблем стало гораздо меньше, и успокоимся. Душа освободится от напряжения и тех проблем, которые мы сами надумали, надеясь исключительно на свои силы, ум, способности и деньги. Скажем: «Господи, мы так далеки от Тебя сейчас! Возьми нашу жизнь в Свои руки и делай, что хочешь. Нам достаточно знать, что Ты руководишь нами, защищаешь и любишь нас, что Ты – рядом. Больше ничего и не надо».
Архимандрит Андрей (Конанос)